February 12, 2019

Интервью с ТОПовым ПАММ-Управляющим компании Альпари

(логин: Halit, основной ПАММ-счет: Island)

Приветствую, Халит. Спасибо, что нашёл время ответить на вопросы подписчиков моего канала, и на мои вопросы. Многие мои читатели интересуются инвестированием, в т.ч. на Форексе. ПАММ-счета - это один из самых доступных и прозрачных вариантов инвестирования. Я знаю, что ты в этой теме уже несколько лет, в качестве Управляющего. Уверен, что твой опыт будет многим интересен.

Итак, давай начнём. Мы с тобой уже не один год знакомы, поэтому будем на "ты". Немного поспрашиваю тебя сам, и затем добавлю вопросы читателей канала.


Расскажи, как ты пришёл на рынок форекс?

Начинал я как инвестор, во времена хайпов вроде VladimirFX, "форекс-тренда", "пантеон-финанса" и прочих псевдоинвестиций. Это где-то 2012 год. В основном терял, но понемногу, успевал выскочить из них до того, как они схлопывались.

В какой-то момент я понял, что «инвестор» из меня не очень получается, решил попробовать в роли трейдера. Друг работал в местном Альпари, у него прошел обучение и начал торговать самостоятельно.


Через какое время ты начал получать прибыль от торговли? Был ли какой-то переломный момент?

Самое интересное, что новичкам зачастую везет. В самом начале своей торговли я успешно встал, помнится, на шорт по евродоллару и через пару месяцев мои 500$ превратились в 1500. Потом я их постепенно слил, разумеется…

Переломный момент. Сложно сказать… Наверное, полтора года назад, когда заработал первую значимую для себя сумму. И не просто заработал, а вывел их и потратил. Совет выводить прибыль — вполне рабочий, некие циферки в терминале превращаются во вполне осязаемые вещи ))


Форекс – твой основной источник дохода?

Пока нет, я «работаю на дядю», а форекс по результатам прошлого года пока не дотягивает до прибыли от работы, но уже близок к этому. Впрочем, это зависит от размера депозита, будь он побольше — соотношение прибыли от работы и форекса было бы другое. А увеличивать риски я не хочу, риск-менеджмент я соблюдаю.

Но я надеюсь, что со временем основная работа превратится в подобие хобби, а прибыль от форекса позволит не думать о материальных вопросах.


Сколько времени ежедневно уделяешь торговле на Форексе?

По-разному. Иногда сутками сижу за тестами новых идей, а иногда ограничиваюсь тем, что время от времени проверяю работу советника. В любом случае каждый день отслеживаю торговлю.


Что, на твой взгляд, стоило бы доработать или изменить в ПАММ-сервисе компании Альпари?

В целом мне ПАММ-сервис Альпари нравится. Хотя для управляющего было бы удобнее, если бы была возможность ограничивать вывод средств, сделав ролловер, скажем, раз в неделю. Во избежание резких просадок в случае выхода излишне осторожного крупного инвестора.


Какими критериями должен обладать идеальный инвестор? 

Инвестор должен доверять выбранному им управляющему и не бегать по счетам, выскакивая при первой же просадке. И такие у меня есть.

Другое дело, что управляющего надо выбирать тщательно, не ориентируясь лишь на вид графика. Представьте, что вы покупаете автомобиль — вы ведь не купите авто только потому, что его посоветовал консультант в автосалоне или увидев рекламу на ТВ. Вы посмотрите характеристики, почитаете отзывы владельцев, прикинете совокупную стоимость владения, послушаете мнения близких, сходите на тест-драйв и тд и тп. Отношение к выбору трейдера должно быть не менее ответственным и щепетильным.


Поделись своими планами на ближайшее будущее?

Продолжу торговать, искать новые подходы, диверсификация нужна и по стратегиям, и по торговым площадкам. Возможно, открою новые ПАММ-счета на других площадках.


Вопросы читателей канала

[ Bahodir Norboyev ] Если можно скажите, в какие счета инвестируете сами? Можете поделиться своими памм- портфелями для инвестиций на среднесрок, долгосрок?

Я верю в свою торговую стратегию, поэтому все мои средства находятся только на моих торговых счетах (не только в Альпари, а в совокупности на 7 торговых площадках). 


[ Сергей Малинкин ] Добрый день! Скажите, как компания "Альпари" даёт плечо 1:500? Зачем ей тогда успешные трейдеры? Бизнес-альтруизм? Или все-таки это кухня с лишённой лицензией ЦБ и расчет на неминуемый слив?

Распространенное ошибочное мнение — что предоставляемое плечо определяет риски и что большое плечо говорит о голимой кухне. Плечо — это лишь возможность, я могу его использовать или не использовать, в зависимости от используемой мной торговой стратегии.

Мне как трейдеру важно лишь то, какие торговые условия на данной площадке. В Альпари они неплохие (хотя есть и получше). Проблем с выводом ни у меня, ни у знакомых трейдеров не было.

Что касается лицензии ЦБ, то этот вопрос уже много где обсуждался, по сути, это была лишь попытка упростить работу рекламного отдела в РФ, и лишение лицензии ничего не изменило в плане надежности данной площадки. У меня почти половина моего совокупного депозита находится в Альпари, думаю, это достаточно говорит о моем доверии к данному брокеру.

[ MoneyRescuer ] Мой комментарий : Я позже разберу в отдельной статье принцип работы большинства Форекс-брокеров, чтобы у всех было понимание что такое "кухня", кто и как выводит (и выводит ли вообще) сделки трейдеров на реальный межбанк, что такое схемы работы брокера "a-book" и "b-book"...


[ Alexander ] Почему из всех ПАММ-площадок вы выбрали именно Альпари? Полностью ли вас устраивает их ПАММ-сервис? Очевидно, что для Управляющих ПАММ-счет - хороший способ заработка (при условии качественной торговли). Но как вы считаете, может ли обычный инвестор зарабатывать в Альпари? Есть ли у вас такой опыт, именно в качестве инвестора?

Для управляющих ПАММ-сервис — это способ быстрее увеличить используемый депозит (при условии успешной торговли и привлечения инвесторов). Если собственный депозит трейдера позволяет ему зарабатывать достаточно, то и необходимости привлекать сторонние средства нет. А на свои средства торговать психологически комфортнее, по крайней мере лично для меня — в этом случае я не испытываю давления ответственности за чужие деньги.

Обычный инвестор зарабатывать, конечно, может. Но для этого надо очень тщательно отбирать счета, рейтинг в Альпари в целом неплох, но просто инвестировать в первую десятку я бы не советовал.

Выбрал же Альпари я потому, что здесь наибольшее количество инвесторов, в этом нет секрета. Но со временем - по мере роста депозита и тестирования других брокеров думаю открыть ПАММ-счета и на других площадках. Моя торговая стратегия чувствительна к котировкам и исполнению, поэтому не все подходят.


[ Ruslan A ] Какие советы вы можете дать инвестору ПАММ-сервиса, чтобы был положительный результат инвестирования? Я пробовал как-то, у меня за 3 месяца вышла доходность меньше 10%. Поднималась и выше, но потом откатилось назад (один из 5ти счетов ушёл в просадку). В итоге не стал продолжать. Может и зря бросил. Тут хотя бы всё было прозрачно, без развода.

Совет тот же — тщательнее отбирать счета для инвестирования. Если есть возможность — проанализировать торговые отчеты на myfxbook. Если есть знакомый трейдер, попросите его проанализировать торговлю на выбранных памм-счетах.

Разумеется, никаких счетов с мартингейлом, усреднением и жахами. История от года, а лучше больше. Заранее определиться, какой размер просадки (или какой-то еще критерий) будете считать критическим и выходить из него, а какой — рабочим и возможно, использовать его для доливки.

Я бы даже смотрел, как управляющий общается с инвесторами, насколько он стрессоустойчив, как реагирует на просадки и на вопросы (порой агрессивные) со стороны инвесторов.


[ Kirill Bezverhi ] Где вы учились торговать? Какую литературу использовали, может какие-то курсы?

Начинал самостоятельно, потом прошел стандартные курсы в Альпари, что позволило немного упорядочить имеющиеся знания, но прибыльным трейдером не сделало ))

Что касается курсов, то я проходил и индивидуальное обучение, и покупал курсы, но особого результата это не дало, поэтому порекомендовать что-то конкретное не могу.

Мне нравится читать интервью с опытными трейдерами, иногда они проговаривают интересные мысли, которые увеличивают понимание рынка и даже дают идеи, которые можно попробовать в своей торговле.

Вообще прислушиваться стоит, на мой взгляд, лишь к мнению успешно торгующих трейдеров-практиков, а всякие гуру и аналитики пользы трейдеру не приносят, они за свои слова рублем не отвечают или, как говорит Нассим Талеб, не ставят свою шкуру на кон.


[ Евгений К ] Расскажите немного о своей стратегии. Какие инструменты используете?

Торговая стратегия простая — пробой внутридневных уровней поддержки/сопротивления с последующим переводом в безубыток. Торгует советник, используется несколько сетов, отличающихся по размерам профитов и стопов, а также наличием фильтров по входу и сопровождением сделок. И постоянно идет ротация сетов, ранжировка их лотности согласно текущим результатам их работы.

Проверял почти на всех инструментах, начиная от мажоров и заканчивая рублем и индексами, но в итоге остановился только на евродолларе. В первой половине прошлого года эта стратегия очень хорошо работала на йене, но потом начался затяжной слив и сейчас я за йеной только поглядываю, она немного «исправилась», возможно, со временем верну ее на счет.


[ MoneyRescuer ]

Спасибо. Думаю, что теперь инвесторы немного лучше будут понимать суть ПАММ-инвестирования. Возможно, кто-то из читателей со временем присоединится и к твоему счёту.

Напомню ссылки на твои основные ПАММы:

ПАММ-счет "Island" (консервативная торговля)

ПАММ-счет RollerCoaster (агрессивная торговля)


Что бы ты ещё хотел сказать тем, кто интересуется трейдингом и инвестированием на Форексе?

Торговля на Форексе — это не только торговые стратегии, поиски неэффективностей, тесты и тд. Это еще и работа над собой, своими страхами, жадностью, поиск своего уровня комфортного риска.

Ну и в целом это, похоже, бесконечный процесс, найти стратегию и успокоиться, увы, не получится.

В любом случае на Форексе новичку-трейдеру не стоит рассчитывать на быстрые результаты (хотя новичкам иногда везет), готовьтесь к тому, что несколько лет придется искать свой подход.


Ну что ж, Халит! Спасибо за уделенное время!

Желаю тебе профитной торговли, грамотных спокойных инвесторов, ну и вообще Удачи и Успехов во всех сферах жизни, а не только в трейдинге!