July 11, 2019

Интервью с известным американским проп-трейдером, торгующим на рынке Форекс

Это – перевод интервью с проп-трейдером, который пожелал остаться анонимным. Человек под ником VP – автор одного из самых популярных YouTube-каналов, посвященных форексу, «No Nonsense Forex». VP считает, что индустрия форекс-образования стоит на месте, обучая трейдеров-новичков вариациям одних и тех же инструментов, изобретенных еще в прошлом веке, и предлагает более свежий подход, который, возможно, придется по вкусу тем, у кого никак не получается добиться успеха, используя какой-то из нескольких общепринятых методов. В интервью он расскажет о том, как складывался его путь в трейдинге, о своем подходе к тестированию индикаторов, об особенностях кросс-курсов и пары AUDNZD и о многом другом. Интересного чтения!

Ссылки: YouTube, сайт подкаста

***

Как дела, трейдеры? Добро пожаловать на очередной выпуск подкаста Trading Nut! Я – ваш ведущий, Кэм Хокинс. Сегодня у нас в гостях трейдер из Лас-Вегаса, штат Невада! И это трейдер не простой! Это – проп-трейдер, торгующий на форексе! Кроме того, у него есть свой собственный подкаст, канал на YouTube, блог и так далее. Все есть! Активную деятельность он начал вести около года назад. И, думаю, самое классное – он не является преподавателем! Он никому не продает свои услуги, но при этом действительно занимается образованием. За год ему удалось набрать просто огромное количество подписчиков! Спасибо Дэвиду, который дал мне знать об этом парне. Мне удалось договориться с ним об интервью! В интернете он известен под ником VP. Это не настоящее имя! Да и его фото его у нас тоже нет. Но вы можете побольше узнать о нем, послушав его шоу. Перед интервью я прослушал десяток выпусков его подкаста… Сначала собирался ограничиться только одним-двумя, чтобы просто составить какое-то представление, но потом увлекся (смеется) и прослушал около десяти. А сейчас я уже ознакомился почти со всеми его выпусками! Подкаст и YouTube-канал у него просто отличные, информацию он преподносит очень забавно! Регулярно отвечает на вопросы подписчиков, временами – просто уморительно! Так что после прослушивания этого интервью, пожалуйста, оцените его ролики с вопросами и ответами!

Его подход к трейдингу, его стиль уникален. Он подойдет не всем, но если вам он понравится (и если вы не хотите тратить на трейдинг много времени, – у него уходит всего несколько минут в день), то, пожалуй, имеет смысл оценить его канал и перенять из его подхода все, что только сможете! Название его блога – NoNonsense Forex!

Во время выпуска мы коснулись нескольких тем, которые, как я подумал, было бы очень интересно с ним обсудить! Например, мгновенный обвал, который случился в первый же торговый день 2019 года. Бам! Все упало. GBPJPY провалилась почти на тысячу пунктов, но очень быстро восстановилась. Вопрос – почему это произошло? Все говорят – ликвидность, все дела, роботы вышли из-под контроля, и тому подобное! VP написал в своем блоге на эту тему пост, в котором, как мне кажется, приведено просто отличное краткое описание произошедшего. И, должен сказать, определенный смысл в его словах есть, несмотря на то, что его мнение находится в опасной близости к разным теориям заговора! Окей, никаких спойлеров, лучше прочитайте сами!

Ну да ладно! В этом интервью мы сосредоточились в первую очередь на самом VP. Мне выпал шанс забросать его вопросами! Можете использовать это интервью в качестве предисловия или дополнения к его подкасту и YouTube-каналу – гарантирую, узнаете что-то новое! Ладно, давайте начнем! VP!

***

— Окей, ребята, сегодня у нас в гостях VP с No Nonsense Forex. Это – сразу и сайт, и блог, и YouTube-канал. Я познакомился с ним благодаря одному из наших слушателей, который сказал мне – ты просто обязан узнать об этом парне! На него подписалась уже куча людей, а все благодаря секретам валютного трейдинга, которые он раскрывает! Я зашел на канал – и залпом посмотрел 10 выпусков! Сразу же попался на крючок! Провел за телевизором весь вечер. Мне повезло, что он согласился на интервью! VP, как у вас дела?

— Отлично, Кэм! Я сам – фанат вашего подкаста! Здорово, что мы наконец смогли поболтать.

— Да, забавно, но большинство моих гостей не входят в число моих слушателей! Так что интервьюировать человека, который знаком с моим подкастом и в курсе моей истории, – это для меня редкое удовольствие! Очень рад, что вы пришли. Должен сказать, ваша деятельность производит впечатление! По-моему, ваш канал похож на реалити-шоу, только для форекс-трейдеров. «Что же будет дальше?..» Или нет, не на реалити-шоу, а на одну из этих мыльных опер, в которых серия всегда заканчивается на самом интересном месте, оставляя гадать, что будет дальше. Не могли бы вы для начала вкратце рассказать нам, как к вам в голову пришла эта идея? Почему вы приняли решение пойти против общепринятых подходов и начать делиться тем, как вы торгуете?

— Мой стиль трейдинга сформировался из-за того, что я был недоволен доступным мне материалом. Сайты, Twitter, YouTube… Куда бы я ни пошел, – мне везде говорили делать одно и то же! Эти советы исходили от профессиональных трейдеров с опытом в 15-20 лет. Причем они торговали по этим подходам просто отлично! Но у меня все никак не получалось. Мне говорили – дело в том, что тебе не хватает опыта! На что я отвечал – нет, спасибо, но у меня нет лишних 10-15 лет, которые можно было бы потратить на то, чтобы достичь в вашем подходе приличного уровня...

Я подумал: а может, – может! – существует какой-то другой путь. Я начал искать другие торговые методы. И обнаружил целый новый мир! Он действительно существует. Постепенно я начал формировать собственную торговую систему, в которой не использовался ни один из тех методов, которым меня учили раньше. Времени на это у меня ушло немало! Но результат оказался очень хорош. Благодаря этому мне удалось поступить в 2014 году на работу в одну проп-фирму. Торгую в ней и по сей день!

А что насчет вашего вопроса о том, зачем я делюсь этим материалом… Мне кажется, образование в сфере форекса стоит на месте. Как по мне, оно похоже на пережевывание одних и тех же концептов, и так раз за разом! Когда люди начинают торговать, они испытывают такое воодушевление! Но их мечты быстро растаптывают. Это плохо. Поэтому я и решил этим заняться… Конечно, вы можете пойти по тому пути, который советуют все! Но есть и альтернатива. Альтернатива, о которой вы, возможно, даже не слышали... Причем этот путь намного проще! И он не требует от вас много времени, что тоже – большой плюс. Просто взгляните на него! Вдруг вам понравится?.. Если да, – что же, я прилагаю все необходимые усилия, чтобы помогать своим подписчикам достигать успеха и создавать свои собственные прибыльные системы, по которым можно торговать даже в режиме автопилота. На этом мы пока и сосредоточены!

— И как далеко вы зашли?.. Кажется, вы говорили, что планируете выход 43 выпусков, 43 тем, которые вы хотели бы осветить. На каком вы сейчас этапе?

— Думаю, что пока мы не дошли даже до середины! Все началось со старта подкаста в июне 2018. Сейчас январь, и мне удалось осветить с помощью видео и подкастов только 29 тем. Так что в итоге их получится больше 43, это точно! Думаю, к концу года мы должны закончить.

— Да, на YouTube у вас уже сорок тысяч подписчиков – серьезная поддержка! Отличная работа! Но давайте вернемся в прошлое и поговорим о том, почему вы решили заняться трейдингом. Что вас к этому побудило?

— Отчаяние (смеются). Я никогда не занимался инвестированием, но меня совершенно достала работа официанта. Это – очень тяжелый труд! Один мой коллега увлекся торговлей дешевыми акциями. По его словам, он достиг в этом больших успехов. Я тоже решил освоить эту игру – и крупно ошибся. Моя первая сделка оказалась прибыльной – хуже не придумаешь! Потому что после нее я сразу же пошел ва-банк и потерял все, что у меня было. А потом еще раз, и еще, и еще… Но я все равно не хотел бросать это дело! Правда, как наверняка известно другим трейдерам, торгующим дешевыми акциями, летом этот рынок пересыхает практически полностью. Так что я подумал, что на это время нужно найти другой вариант…

Я был членом сообщества iHub, не знаю, слышали ли вы о нем! Но там очень любят тему акций и всего такого. Есть у них и крошечный отдел, специализирующийся на форексе! Я отправился туда, нашел там самого умного человека и сказал ему: «Окей, я заинтересован. Что мне делать?». Он ответил – для начала сходи вон туда, там тебя научат торговать. Я последовал его совету – и мгновенно влюбился в это дело! Я не очень хорошо умею усваивать информацию, но определенные вещи даются мне хорошо, и форекс оказался одной из таких вещей. Я испытывал огромное воодушевление! В тот момент я сказал себе: «Это – то, чем я хотел бы заниматься всю жизнь, если только смогу. И я готов сделать все, что от меня потребуется, чтобы добиться этого!». Эта целеустремленность не покидает меня с тех самых пор!

— Здорово, здорово! Окей, с предысторией разобрались! Что же ваш трейдинг представляет из себя на сегодняшний день? Не могли бы вы описать его в целом? Надеюсь, для этого вам не придется выдавать информацию, которую вы еще не опубликовали на своем подкасте и YouTube-канале! Но если можно, опишите вкратце свой торговый стиль, свою стратегию!

— Для торговли я сформировал собственный алгоритм. Звучит страшно, но на самом деле это не так уж сложно! Это – просто набор условий. Для того, чтобы я открыл сделку, мне необходимо, чтобы на рынке присутствовало каждое из них. Кроме того, в алгоритме учитывается и мани менеджмент. Торгую я по индикаторам! Отношусь к ним практически религиозно. Если собрать набор из правильных индикаторов правильных типов, вы получите возможность определять просто отличные точки для входов. Кроме того, индикаторы можно использовать и для сопровождения сделок. Если потратить на этот подход достаточно времени, можно добиться от него большой надежности, – у вас просто перестанут возникать ситуации, когда вы не знаете, что делать! И это здорово! Ведь вам больше не придется гадать. А в том, как я торговал раньше, были одни только сплошные гадания… Мой текущий подход мне нравится куда больше!

— А что насчет таймфреймов? Вы учитываете в своей торговле несколько?.. Или придерживаетесь только одного? Как это у вас устроено?..

— Нет, дневные графики! Я торгую только на них. Честно говоря, на торговлю у меня уходит всего 10 минут в день, 15 – максимум. Моя система прошла необходимую настройку, так что все, что от меня теперь требуется, – это быстро пройтись по всем 28 инструментам. Я торгую все комбинации 8 мажорных пар. На это уходит, наверное, пара минут! А оставшееся время я трачу на входы в сделки и на их сопровождение, когда это требуется. Система очень проста! И не требует контроля, что позволяет мне получать хорошие результаты, имея в своем распоряжении весь день.

— Это здорово (смеется)! А сколько времени вы проводите в проп-фирме? Сколько уходит на работу?

— О, я не хожу в свою проп-фирму! Они разрешают мне работать удаленно. Что здорово! Эта проп-фирма – не такая, какие были в восьмидесятых-девяностых годах. Это – современная версия!

— Ясно, ясно! Получается, вы зарабатываете себе на жизнь, тратя в день всего пятнадцать минут… Здорово! Вы торгуете на дневных графиках... Как долго вы обычно удерживаете свои сделки?

— Столько, сколько потребуется! Самый большой срок, кажется, был два месяца, потому что цена все шла и шла в моем направлении… Но среднее значение назвать не так уж просто, потому что время удержания зависит от того, как ведет себя рынок, пока я нахожусь в сделке.

— Окей! А что насчет соотношения риска к прибыли?

— У меня есть видео про индикатор ATR, Average True Range. Все свои решения насчет рисков и прибылей я принимаю, опираясь на него! И это правильно! Потому что волатильность от пары к паре разнится. Нельзя везде использовать один и тот же стоп-лосс и тейк-профит, нужно рассчитывать все в процентах, потому что, как я и сказал, все пары разные! Этот индикатор очень удобно использовать из-за его адаптивности. Этот его аспект мне очень нравится! Все подробности есть в моем видео.

— Да, припоминаю, в одном из своих видео вы говорили, что ATR – это ваш индикатор номер один. Кажется, в пятнадцатом выпуске подкаста я принимал у себя в гостях трейдера по имени Найджел Хоукс. Он использовал ATR в каждой из своих систем! Как помню, соотношение риска к прибыли у него выходило примерно 1:1,5. И все определялось по ATR! Все это лишний раз заставляет меня задуматься о том, что мне стоит почаще использовать его в своих разработках! Я, конечно, уже имел с ним дело, но почему-то мы не сдружились. Вы учитываете стандартное отклонение?..

— Нет, ничего такого! И делаю я все наоборот – риск у меня 1,5 ATR, а цели – 1 ATR. Звучит совершенно контринтуитивно! Но по тейк-профиту я закрываю только половину своей позиции, а второй половине позволяю расти. Кроме того, для выхода я тоже использую индикатор, с помощью которого мне почти всегда удается закрыть сделку до того, как цена дойдет до моего стоп-лосса величиной в 1,5 ATR. Так что на практике соотношение у меня получается не 1,5:1, а гораздо лучше! Мой стоп – это так называемый «стоп на случай судного дня», цена выбивает его очень редко. Но он все-таки есть! Это – необходимая составляющая моей структуры. И работает он отлично! Никогда не устану восхвалять ATR. Каким бы примитивным ни был этот индикатор, для меня он – инструмент номер один.

— Окей! А как выглядит ваш типичный торговый день? Чем вы вообще занимаетесь (смеется)? Чем заполняете свое время, учитывая, что на торговлю у вас уходит всего 10-15 минут? Не считая, конечно, вашего подкаста и канала на YouTube!

— Да, моя манера торговли предоставляет мне уйму свободного времени! Тут остается одно из двух – либо помереть со скуки, либо взяться за множество других проектов. Что я и сделал! Но я не хотел бы их обсуждать. Не потому, что занимаюсь чем-то незаконным! Просто они не имеют к форекс-трейдингу никакого отношения. Это неплохо меня занимает! Кроме того, там, где я живу, погода обычно солнечная, так что я стараюсь поддерживать здоровый образ жизни и почаще бывать на свежем воздухе, когда позволяет время.

— Меня интересует такой вопрос… Очевидно, я знаком со многими трейдерами со всего света! И я заметил, что обычно они делятся на две категории… Первые просто довольны своими успехами. Они не пытаются достичь чего-то большего… Как вам удалось остановиться и принять идею о том, что вы вполне удовлетворены текущим положением дел? Как вы справляетесь с желанием улучшить свою систему, внести в нее какие-то правки? Потому что трейдеры из второй категории тратят массу времени на попытки улучшить свой подход! И это при том, что с торговлей у них и так все в порядке. Как вы на это смотрите?

— О, не заблуждайтесь, я постоянно работаю над улучшением своего подхода! Я по-прежнему трачу по паре часов в день на тестирование разных индикаторов, разных настроек, сравнивая получаемые результаты с теми, которые предоставляет мне моя система… Я никогда не прекращаю попыток улучшить свою торговлю! Да, это точно… Но подход «буду торговать чаще, чтобы посмотреть, не смогу ли я больше заработать» просто не имеет для меня большого смысла. Потому что практически любой инструмент технического анализа (а я использую именно его, я – полностью технический трейдер) на дневных графиках работает лучше, чем на любых других. Так что любые попытки сделать что-то за пределами дневного таймфрейма кажутся мне субоптимальными… А я просто не заинтересован в том, чтобы регулярно тратить свое время на то, что не является оптимальным.

— Окей, окей, круто! Немного меняя тему… Криптовалютный трейдинг! Когда он появился, не задумались ли вы о том, что стоит попробовать?.. Есть ли у вас инвестиции в криптовалюты? Может, какие-нибудь открытые сделки? Как думаете, куда пойдет биткоин? Знаю, я просто засыпал вас вопросами (смеется)! Давайте начнем с этого – каков ваш взгляд на криптовалюты?

— Ну, облегчу вам работу – криптовалюты я не торгую! Но когда я впервые увидел их… Конечно, они завораживают! Это не похоже ни на что, виденное нами ранее… В смысле их природы. Но то, как они двигаются, вся эта мания… Я понял, что нечто подобное я уже видел! Ведь в прошлом я занимался торговлей дешевыми акциями. Я видел это не раз! И знаю, чем это обычно заканчивается… Так что меня не удивило ни то, как они выросли, ни то, как они обрушились. На самом деле, они оказались для меня просто отличным учебным примером! Ведь криптовалюты привлекли в эту игру множество новых инвесторов, которые понятия не имеют, как нужно работать со своими сделками или инвестициями. Я торгую еще и металлы… Тут можно провести немало параллелей с теми, кто инвестирует в золото и серебро! Они тоже в этом повинны...

Когда цена дошла до 16-18 тысяч, никто не принял решения продавать, ведь это было просто не в их интересах! Все хотели держаться за сделку и смотреть на бесконечный рост цены. Так что никто и не продавал! Ну, конечно, такие люди были, но их было мало… Обвал многим нанес очень серьезный урон. Некоторых инвесторов я знаю лично… Я кричал им – зафиксируйте хотя бы часть своих прибылей! Но никто этого не сделал, все пошли all-in. Они и до сих пор all-in!

Но в личном плане для меня в этом есть и польза. Мой канал привлек немало бывших криптотрейдеров! Думаю, они подхватили страсть к инвестированию, занимаясь криптовалютами, а потом увидели форекс и сказали: «О, глядите-ка, стабильный рынок! Нам это нравится!» (смеется). Они подходят к обучению с большим рвением! И это здорово! Люблю своих подписчиков-криптотрейдеров.

— А что насчет биткоина? Как думаете, куда он пойдет? Я встречал самые разные взгляды на этот вопрос! Было бы интересно услышать и ваше мнение.

— Ну… Мне придется вас разочаровать! Предсказаниями я не занимаюсь (смеется). Да и предсказать нечто подобное – это практически невозможно. Кажется, о биткоине говорят, как о валюте «тихой гавани», но когда рынок начал падать, – биткоин все же обрушился вместе с ним… Что, возможно, опровергает эту идею. Надеюсь, все будет хорошо! Просто ради благополучия всех тех, кто решился пойти на риск. Я всегда поддерживаю таких людей! Но за исключением этого мне, в принципе, все равно.

— Да, вопрос сложный! Как вы думаете, чем вы отличались от других трейдеров-новичков?.. Почему вы решили пойти по другому пути, предпринять такие усилия?

— Любопытство! Наверное, это – самое главное. Думаю, все новички попадают в этот пузырь! Все вокруг твердят им, что существует только 10-15 торговых методов, других путей просто нет. А если есть, – они пытаются их развенчать, доказать, что они – это полная глупость! Они не хотят, чтобы вы изучали эту тему. Но я сказал – нет, должно же быть что-то получше! И я пойду и найду это. Потому что то беличье колесо, в котором я кручусь, явно не работает.

Так что я был в своем роде первопроходцем (смеется)! Никто не говорил мне, что здесь нужно делать, а чего нельзя! Я был сам по себе. Работал над формированием своих методов в глуши, где никто не торговал… Поэтому мне и потребовалось так много времени, чтобы достичь приличного уровня!

Сейчас я стараюсь показать этот мир всем трейдерам, но так, чтобы им не пришлось барахтаться в невесомости, как мне в свое время. Я составляю руководства, рассказываю о всех совершенных мной ошибках… Если повезет, – им удастся обойти их стороной! И увидеть, куда ведет этот путь.

Отклик я получил просто невероятный! Причем за столь малое количество времени! Почитайте комментарии к моим видео на YouTube или к постам в Twitter – там полным-полно людей, которые пишут, что их жизнь изменилась к лучшему. Конечно, я считаю себя обязанным остудить их пыл! Пишу им – не всегда все будет складываться так прекрасно! Но я рад, что вы потратили свое время и взглянули на мой подход. И я рад, что он так быстро принес вам результаты. Но не стоит терять голову!

— На своем подкасте и канале вы упоминали, что занимаетесь тестированием типичных индикаторов: разных видов RSI, пересечений скользящих средних и так далее. Не могли бы вы вкратце описать, как вы определяете, что работает, а что нет? Что из себя представляет ваш типичный тест?

— Теме лучшего метода бэктестинга, да и бэктестингу в целом я посвятил отдельный выпуск. Но... Лично я обычно добавляю индикатор на график каждой валютной пары, а потом, опираясь на свое соотношение риска к прибыли (известную мне величину), прохожусь по историческим данным и смотрю, многие ли сигналы индикатора оказались бы прибыльными. И записываю результаты! Для начала имеет смысл оценить винрейт приблизительно. Если видно, что индикатор работает не очень хорошо, то в подробном тестировании нет смысла. Сейчас я уже научился быстро отсеивать варианты, по которым сразу видно, что особо успешными они не станут. Но если я нахожу что-то хорошее, – я за это хватаюсь! А дальше начинаю добавлять другие индикаторы, цель которых – отсеивание убыточных сигналов основного. Следующий шаг – оценка того, как в итоге выглядит винрейт! Если мне удается вывести его на хороший уровень, то дальше нужно провести форвардный тест в реальном времени, потому что реальная торговля, очевидно, сильно отличается от бэктестинга. Просто потому, что многое в бэктестах учесть просто невозможно! Если я в итоге система на практике доказывает, что она не хуже той, которую я использую в данный момент, то я беру ее на вооружение! После всех тестов я уже обладаю в ней полной уверенностью, а значит, все, что остается, – это просто ей следовать.

— Здорово! Окей, круто, звучит несложно! Следующий вопрос: какой совет вы бы могли дать трейдерам-новичкам, работающим на обычной работе?

— Торгуйте на дневных графиках! Потому что вы просто не сможете заниматься ничем другим, не загоняя себя при этом в могилу, в особенности если дома вас ждет семья или какие-то другие проекты. Так что это – первый шаг! Эффективная и прибыльная торговля на дневных графиках – это действительно возможно. Постарайтесь выбросить из головы немедленные вознаграждения, которые можно получить, торгуя на M15 и M5! А когда у вас появляется свободное время, – тратьте его на тестирование! Посмотрите видео на моем канале, опробуйте структуру, которую я предлагаю. Освоив ее, становится достаточно просто находить разные индикаторы, тестировать их и оценивать результаты. Если вы потратите на это достаточно времени, то обязательно найдете что-то, что хорошо работает. Такой подход применим для любого образа жизни! Ведь для трейдинга на дневных графиках требуется менее получаса в день.

— Да, мне нравится эта идея! Как раз вчера вечером я думал, что, пожалуй, стоит опробовать ваш подход, ведь я трачу на трейдинг гораздо больше времени… Но 15-30 минут – это же действительно вполне достижимая цель! Так что, может, имеет смысл перейти на старшие таймфреймы. Кто знает! Ладно, следующий вопрос! На сколько процентов ваш трейдинг состоит из технического анализа, а на сколько – из фундаментального?

— 99% – технический анализ, 1% – фундаментальный. И то, этот 1% – это просто избегание торговли на фоне запланированных новостей и разных масштабных событий… Например сейчас, пока идет Брекзит, то и дело всплывают какие-то новости, на которые рынок реагирует достаточно остро. Так что я решил исключить пары с фунтом из своей торговли, пока голосование не закончится. Не беда! У меня остались семь других валют. В этом и заключается весь мой фундаментальный анализ! Я просто слежу, чтобы на мои результатах не сказывалось то, что я не в силах контролировать. Постарайтесь исключить из своей торговли все элементы, которые вы не в состоянии контролировать! И тогда ваши результаты будут зависеть только от вас самих и от вашей торговой системы. А если вы провели тесты своей системы и убедились, что она работает… Значит, в будущем вас ждет что-то хорошее!

— Как ваша система перенесла мгновенный обвал, который произошел второго-третьего января этого года?

— У меня не было открытых позиций! Так что на моих трейдах он никак не отразился. Забавно, что вы об этом вспомнили! Как раз недавно я опубликовал статью на тему того, почему, как мне кажется, случился этот обвал. Видео на эту тему у меня нет! Но моя точка зрения совершенно особенная. Я даже удивлен, насколько она особенна! Удивлен, как мало людей об этом подумало… Но! Что обычно происходит при мгновенных обвалах?.. Как правило, наибольший урон получают именно те участники рынка, которые занимают доминирующую сторону – либо покупки, либо продажи. В No Nonsense Forex мы торгуем так, чтобы никогда не оказываться на этой стороне! Так что ни один подписчик мне не написал, что получил на этом обвале огромный убыток. Зато некоторые писали, что заработали на нем кучу денег! Но лично я в рынке не был. И слава богу! Потому что, ну, сами понимаете… В такой ситуации может случиться все, что угодно.

— Да… Давайте вернемся к обсуждению торговых подходов! Назовите три вещи, которые стоит освоить всем трейдерам-новичкам.

— Ох, хороший вопрос… Думаю, важно понимать, кто двигает цену. На эту тему у меня есть видео, самое популярное видео канала, оно называется «THE Top Strategy for 2019», но на самом деле оно посвящено крупным банкам! Думаю, будет очень полезно начать свое обучение именно с этого, чтобы эта информация стала фундаментом для вашей торговли. Ценой управляют маркет-мейкеры! Которые, в свою очередь, учитывают в своей деятельности позиции ритейл-трейдеров. Так что, пожалуй, следует избегать на графиках тех мест, где в рынок часто входит большинство трейдеров, – это в наших интересах! А для этого нужно прекратить использовать те инструменты, которые ставят нас в это положение. Другими словами, те инструменты, которыми пользуются все! Линии поддержки и сопротивления, RSI и так далее. Потому что когда вы получаете он них сигнал, – его получают и все остальные! А банки и маркет-мейкеры всегда реагируют на слаженные действия ритейл-трейдеров. Это – еще одна вещь, которая находится вне нашего контроля!

Второе, пожалуй, – освойте мани менеджмент! Как я сказал в одном своем видео, если мы с вами устроим соревнование, кто соберет больше пунктов, и в вашем распоряжении будет система с идеальными входами, а в моем – монетка и идеальный мани менеджмент… Результаты будут несопоставимы! В долгосроке я вас просто уничтожу. Настолько важен мани менеджмент! И при этом среди ритейл-трейдеров почти не встречается людей, которые владеют им в должной мере. Продумайте для него структуру, которой вы всегда сможете следовать, даже не задумываясь о ней. Одно это даст вам очень серьезную фору!

Пожалуй, эти две вещи – самые важные. У меня есть целый плейлист, посвященный вопросам психологии, но там все сводится к тому, чтобы вы не мешали самому себе. Но, думаю, если вы освоите эти вещи, в особенности мани менеджмент, то вам станет по силам сдвигать горы.

— Насчет видео по крупным банкам – народ, оцените его! Ссылку я добавлю в описание к подкасту. Скажите, как вам удалось найти всю ту информацию, которой вы делитесь в этом видео?

— Ну, впервые я услышал об этом от человека, который давным-давно учил меня торговать на форексе. Некоторые из вас, наверное, знают этого человека – Майкл Хаддлстон с сайта TheInnerCircleTrader.com. Он и сейчас довольно крут! Правда, он торгует исключительно по Price Action, а я ушел от этого подхода так быстро, как только смог. Но он многому меня научил! Впервые об этом я услышал именно от него. А дальше я занялся собственными исследованиями, беседовал с профессиональными трейдерами со всего мира… Некоторые из них сами торговали на банки, другие знали таких людей лично. И они подтвердили мои догадки! В том видео наглядно показан индекс клиентского сантимента… Когда большинство ритейл-трейдеров самыми разными способами заманивают в какую-то позицию, – банки всегда встают в другую сторону! Конечно, это происходит только на самых популярных парах, которые торгуют все. EURUSD, GBPUSD, USDCAD, AUDUSD и так далее… Банки и маркет-мейкеры редко вмешиваются в дела кроссов. Что очень хорошо для тех трейдеров, которые хотят торговать, избегая влияния крупных банков!

— Да, я как раз прошлой ночью смотрел ваше видео об AUDNZD! Иронично, что я сам из Новой Зеландии, и, конечно, часто бываю в Австралии, но при этом я никогда не торговал эту пару! Расскажете, чем она хороша?

— Я удивлен, что вы ее не торгуете! Да, я как раз недавно выложил о ней видео. Она хороша тем, чего в ней нет! А нет в ней всего того нонсенса, который творится с долларом США. Банки особенно любят играть на поле этой валюты, ведь на нем играет весь мир! Кроме того, на паре AUDNZD нет нужды беспокоиться о режимах Risk-on и Risk-off, потому что обе ее валюты находятся в режиме Risk-on, так как процентные ставки по ним высоки! Так что нам не приходится беспокоиться о том, что нашей торговле может помешать влияние рынка акций. И третий момент – новости… Я сажусь за терминал за 20 минут до закрытия дневной свечи. Если по AUDNZD планируется вход новостей, – обычно он происходит через пару часов после открытия свечи! Получается, входы я совершаю примерно 20 часов спустя, а за это время рынок обычно успевает отреагировать на новость и решить, в какую сторону он пойдет. Вот и выходит, что на мою торговлю по этой паре не влияют ни местные рынки акций, ни тот нонсенс, который творится с долларом США, ни даже новости! Что позволяет мне быть самим собой – техническим трейдером! По этой причине торговля на этой паре складывается у меня очень успешно.

— Да, я тоже вчера взглянул на эту пару, провел небольшой анализ! Раньше она меня отпугивала своим большим спредом. Но с этим покончено! Я заметил, что на ней непросто составить систему, торгующую на часовом таймфрейме и ниже… Но на дневном графике это оказалось не так уж и сложно! Кто бы мог подумать! Ну да ладно, давайте перейдем к коротким финальным вопросам! VP, сколько времени у вас ушло на то, чтобы пройти путь от новичка до стабильно прибыльного трейдера?

— Примерно четыре года! Но не забывайте, что я был первопроходцем, который создавал систему с нуля! Так что мне пришлось многому научиться!

— Кстати, хотел спросить, сколько часов в день вы в то время посвящали бэктестингу и поиску индикаторов?..

— Три-четыре часа в день. Домой с работы я возвращался примерно в 10-11 часов вечера, несколько часов проводил за тестами, а спать ложился около двух-трех часов ночи.

— Вау! Расскажите о своем трейдерском мышлении! Есть ли у вас какие-то особые техники, которыми вы могли бы с нами поделиться?

— Я стараюсь полностью исключить из своей торговли игры разума. Если вам удастся создать систему, насчет которой вы уверены, что она работает, – о психологии беспокоиться не придется. А ведь она может привести к весьма серьезным проблемам! Так что это – лучший совет, который я могу дать вам на эту тему.

— Расскажите о самом любимом сетапе для входа!

— Ну, я делаю все, что мне говорит моя система! Но, наверное, можно сказать, что мой любимый сетап – это тот, который возникает на кроссе, по валютам которого в ближайшее время не ожидается никаких новостей.

— Какую стратегию вы используете для выходов и для сопровождения открытых сделок?

— Когда цена доходит до моей первой цели, я переношу свой стоп-лосс в безубыток, чтобы эта сделка в любом случае оказалась прибыльной. А после того, как цена проходит определенное расстояние, я включаю трейлинг-стоп. Кроме того, я использую индикатор для выхода, что очень здорово! Его цель – выводить меня из сделки, когда цена, вероятно, уже закончила свое движение. А еще он дает мне сигнал на выход до того, как цена доходит до моего стоп-лосса! Немного пунктов тут, немного там, – и на дистанции получается совсем неплохо!

— Можете посоветовать какую-нибудь книгу по трейдингу?

— Прямо реальную книгу для чтения?..

— Ну да!

— Ну, в плане трейдинга ничего посоветовать не могу! Не забывайте, я в этом плане – белая ворона! Я торгую совсем не так, как все остальные… На самом деле, литературе по трейдингу я как раз посвятил последний выпуск подкаста, но я там рекомендовал в основном книги по мышлению! Если хотите сделать трейдинг делом всей своей жизни, – вам придется сформировать определенный образ мыслей. Это вам очень поможет! Поэтому этим книгам я посвятил отдельный подкаст. Но, думаю, если выбрать только одну… Это будет «Дисциплина – это свобода», автор – Джоко Виллинк. Мы все от природы недисциплинированны! Даже те, кому кажется, будто у них с дисциплиной все в порядке. Эта книга приводит в чувство! Все, кто меня слушает, – закажите бумажное издание, а не электронный вариант! Поблагодарите меня позже. После прочтения этой книги чувствуешь себя самым крупным куском дерьма – в самом хорошем смысле! Она перезагружает сознание и заставляет сосредоточиться на том, что действительно важно.

— Да, я уже слышал имя автора на двух разных подкастах! Думаю, пора мне купить эту книгу. Если бы вы могли порекомендовать ритейл-трейдерам освоить что-то в ближайший месяц, – что бы это было? И как лучше всего подойти к освоению?

— Большинству ритейл-трейдеров я бы сказал: народ, вас заманили в пузырь. Вас убеждают, что существует только несколько рабочих методов и инструментов, и что других вариантов нет. Но говорю вам – существует огромный и прекрасный мир! На самом деле существует. И вы должны найти его – ради самих себя! И хотя бы просто взглянуть на него. Для этого и был создан мой канал, но вы можете пойти, куда пожелаете! Просто знайте, что трейдинг – это нечто большее, чем те 10-15 вещей, о которых все говорят. Их куда больше! Так что я бы потратил этот месяц на то, чтобы найти другой путь и решить, не хотите ли вы попробовать по нему пойти. Если вы чувствуете неудовлетворенность теми методами, по которым вы сейчас торгуете… Просто знайте, что это – еще не конец! Вариантов масса.

— Какого брокера и какую торговую платформу вы предпочитаете?

— Когда я снимаю видео для канала, я использую Oanda. Но моя фирма торгует в Interactive Brokers, этого брокера я не люблю и не рекомендую. На самом деле, американцы могут торговать всего у четырех-пяти брокеров! Регуляции здесь очень суровые. Oanda я использую за неимением лучшего варианта, но он мне вполне нравится.

— Расскажите о своей самой худшей сделке!

— Обычно я не запоминаю свои лучшие и худшие сделки, но была одна, которая меня совершенно разочаровала! Конечно, случилась она на InteractiveBrokers. Они – просто худшие! Какое бы действие вы не предприняли, они всегда заставляют вас дважды, иногда даже трижды нажать «подтверждаю». Это была сделка по USDCAD, и я закрыл ее в прибыли. Но не подтвердил это три или четыре раза, как у них принято! В итоге она осталась в рынке. Другой минус этого брокера – открытые сделки не видны по умолчанию, чтобы посмотреть их, требуется совершить несколько действий. Интерфейс просто ужасный! В итоге цена пошла в другую сторону. Я заметил это только через четыре месяца, когда обратил внимание на размер депозита. Покопался – и обнаружил плавающий убыток размером в пятьсот пунктов! И все потому, что я не подтвердил свое действие трижды. Так что, пожалуй, это моя вина! Не стоит их в этом корить. Но это стало для меня огромным разочарованием, до сих пор не могу их простить (смеется).

— Да, разумеется! Какой совет вы можете дать нашим слушателям напоследок?

— Ну, об этом я уже сказал! Не забывайте – есть другой путь! Это – самое важное, чем я могу поделиться с вами. Если вы тоже попали в ситуацию, когда вас учат каким-то методам или инструментам, и преподаватели справляются с ними просто отлично, а у вас все никак не выходит, и вы постоянно сомневаетесь и не можете во всем этом разобраться… Дело не в том, что вам не хватает опыта в использовании этих инструментов! Возможно, дело в том, что они на самом деле не так уж эффективны! Да они наверняка неэффективны! Потому что они основаны на методах, которые были созданы двадцать, тридцать, сорок лет назад для рынка акций! На форексе же механики совершенно иные. Так что вы, народ, изучаете правила игры шестидесятых годов, когда доступны современные варианты. Нужно их просто найти!

— Окей, последний вопрос, VP! Хотелось бы, чтобы вы дали нам сетап по своей стратегии. Вход, стоп-лосс, тейк-профит, цели, рынок, таймфрейм! В общем, что-то такое, что наши слушатели смогли бы опробовать прямо на этой неделе.

— Не могу! Как я и сказал, сначала нужно самому составить систему, и тогда система уже будет говорить вам, что делать. А это, к сожалению, за две минуты никак не объяснить! Но есть и хорошая новость: если вы с этим справитесь, дальше для вас будет просто. Но на словах, без иллюстраций, я объяснить не смогу…

— Я все же решил задать этот вопрос, хотя знал, что вы на него не ответите. Подумал, что небольшой шанс все-таки есть! Но я понимаю! Все в порядке. Прежде чем мы закончим, расскажите, как с вами проще всего связаться?

— Если это связано с моими выпусками, – пишите на [email protected]! Всем остальным рекомендую посетить мой сайт nononsenseforex.com и мой канал на YouTube No Nonsense Forex. Также я веду подкаст с ответами на вопросы трейдеров, найти его проблем не составит.

— Здорово! Был очень рад принимать вас в гостях на шоу! Особенно после прослушивания десятка эпизодов вашего подкаста и просмотра 7-8 ваших видео! Побеседовать с вами лично – это было здорово! Кстати, насчет вопросов на ответы, – народ, отправляйте VP свои вопросы! Наверное, вы просто тонете в письмах, да?

— Ну да, сейчас мне нужно ответить примерно на тридцать писем, но их количество обычно варьируется в зависимости от времени суток.

— Есть ли среди этих тридцати какие-то особо интересные или необычные?

— Пожалуй, нет (смеются)! Большая их часть обычно касается тех тем, на которые я уже снимал видео, так что я просто отвечаю ссылкой. Как правило, собеседник остается более чем доволен!

— Да, круто! VP, большое спасибо за все, чем вы сегодня с нами поделились! Все ссылки на обсужденные нами материалы будут в описании подкаста. Чтобы найти его, – просто введите на сайте TradingNut.com в строку поиска запрос «VP»! До скорой встречи! Желаю всем нашим слушателям успеха и счастья в трейдинге!

----------------------------------

Источник перевода:

http://tlap.com/forum/v-pomosch-treyderu/4/intervyu-vp-no-nonsense-forex/19660/