March 25, 2021

Ода телефону — незаменимому инструменту, даже когда ты снимаешь на плёнку.

Три года назад я продала свою цифровую камеру и оптику к ней и полностью перешла на плёночную фотографию. Цифрой за всё это время пользовалась не так часто — сначала во время коммерческих интерьерных съёмок, а со временем начала снимать на плёнку и их, используя цифру в качестве подстраховки. Это не самое популярное решение в 2020-х, но всё это время такой подход меня устраивал.

Последние несколько лет цифровая картинка мне претила — как человек, от которого устала за много лет, как бывший муж, с которым вежливо разошлись, но обратно не хотелось. Казалось, назад дороги нет.

Оглядываясь назад, я понимаю, что три плёночных года оказались для меня наилучшим вариантом. Я благодарна пленке за несколько вещей.

Во-первых — за цвет. Плёнка компенсировала мне его недостаток и страх с ним вплотную соприкасаться. Заряжая камеру катушкой цветной пленки, я освобождала себя от каких-либо решений, и результат меня устраивал. Полагаю, если бы я снимала в цифре, получая бледные RAW-файлы, забила бы на фотографию к чертям.

Второе, за что я благодарна пленке, — за возможность заглянуть в суть своей фотографии. Я искала то, что лежит дальше цвета. Плёнка, ограниченная 36 кадрами, здорово пробуждает осознанность и делает реакции на мир более резкими.

Плёнка.

За любым этапом поисков смысла следует этап проработки и трансформации полученного опыта. Когда все свои инсайты нужно переложить на визуальный язык. Дать им вызреть и выйти. А для этого нужно много снимать. Впервые за долгое время я остро ощутила недостаток цифровой камеры.

Спустя три года я поймала себя на желании купить цифровую камеру. Чтобы увеличить скорость и набрать темп, развязать себе руки технически. Все мои цифровые изображения последних лет сделаны камерой айфона. Для фотозаметок телефон — идеальный инструмент, но для сложных экспериментов мне его мало.

Тем не менее, плотно снимая на телефон три года, хочу написать о преимуществах и недостатках мобильной фотографии. Тем более, вопрос «На что лучше снимать, подойдет ли телефон?» и его модификации звучит довольно часто.

Преимущества камеры мобильного:

  • компактные размеры, возможность носить в кармане и снимать одной рукой;
  • Если речь о съёмке с хорошим дневным освещением, качества картинки хватает даже для печати. Я и распечатывала снимки 20х30, и печатала небольшие тиражи открыток — выглядело более чем достойно;
  • Очень удобно снимать незнакомых людей на улице, потому что не палевно. Человека с фотоаппаратом сразу замечают, а вот на человека с телефоном никто внимания не обращает;
  • Огромное количество редакторов, включая мобильные версии Adobe Photoshop и Lightroom, в которых со снимками можно творить чудеса.
При достаточном дневном освещении съёмка телефоном позволяет получать кадры в очень хорошем качестве, без шумов и прочих артефактов.
При грамотно подобранных настройках можно получить неплохой снимок даже в очень плохо освещённой комнате.
При этом качество можно потерять и при съёмке с дневным освещением, если по каким-то причинам его стало недостаточно. Если присмотреться, на волосах появляется шум, а значит уходит резкость.

Иными словами, если речь не идёт о профессиональных и коммерческих съемках, камеры телефона хватает за глаза. Особенно, если подходить к процессу грамотно, понимая чего хочешь от кадра. Качества телефона хватит и для инсты, и для семейного архива, и для путешествий с портретами, и для стрита.

Недостатки у камер мобильных такие:

  • При недостаточном освещении вы будете терять кадры. На снимках появляется шум, шевелёнка и артефакты, поэтому большая часть отправляется в корзину. Качества того, что не отправляется, хватает разве что для соцсетей, и то, если повезёт;
Снимок сделан камерой мобильного в темное время на улице. Если смотреть на него издалека, например, в ленте инсты, он кажется вполне ровным и чётким. Но стоит только приблизить изображение, в глаза бросаются артефакты: шум и отсутствие чётких контуров. Объекты словно сливаются с фоном.
  • ограниченность в выборе фокусных расстояний. Стандартная оптика айфона — это широкий угол в 28мм и портретный объектив 56мм. Например, я не люблю портретные расстояния в +/- 50мм, мне больше нравится 85. Ровно как широкий угол в 35мм нравится куда больше 28мм. Но это такие вещи, с которыми в случае с телефоном приходится мириться;
  • очень медленная скорость фокусировки при недостаточном освещении.
Мораль сей басни такова: камеры современных телефонов — очень крутые вещи. На них можно легко и просто снимать лайфстайл, фиксировать свою жизнь, делать фотодневники, создавать благодаря телефону серии принтов, а при должном освещении делать более чем достойные предметные и портерные съёмки.

Если задуматься, это очень широкие возможности. Потолок, в который, на самом деле, не так-то просто упереться.

Кроме прочего, съёмка на телефон учит более глубокому пониманию света, потому что от этого понимания в мобильной фотографии зависит львиная доля качества.

Я обычно рекомендую телефон в качестве камеры для старта. Современные модели и приложения дают возможность расширить потенциал встроенных камер до очень крутых и навороченных параметров. Тем более, осваивая технические аспекты съёмки и набивая руку, проще носить с собой компактный телефон, недели что-то тяжелее и увесистей.

Но ещё важнее понимать, что под каждую задачу, каждый этап есть свой подходящий инструмент. Телефон помогает освоить хорошую базу для того, чтобы со временем начать в этих инструментах ориентироваться.