May 18, 2020

Общественное мнение - главный герой пьесы "Бесприданница" А.Н.Островского

Современная женщина слабо себе представляет, чтобы любовь ей искали родители, решали, кому достанется ее рука, сердце и обещание любить всю оставшеюся жизнь. Более того, она сама может зарабатывать на жизнь, решать, когда и за кого выходить замуж, брать ли фамилию мужа.

По той же логике, мужчине не нужно рассматривать женщину как придаток с своему социальному положению, соответствию общественному мнению. Ему не нужно жениться лишь потому, что “нужно обзавестись семьей”. 
Впрочем, и женщины, и мужчины могут вовсе не заводить семью, если они этого не хотят. Они смогут свободно существовать, обеспечивать себя и жить в достатке без построения еще одной ячейки общества.

Процесс достижения нынешнего положения вещей длился столетия и пережить обществу нужно было несколько существенных этапов. Один из них - полное покорение общественному мнению, которое гласило: “Мужчина должен выбрать себе жену, а она покориться ему и быть верной спутницей жизни. Женщине нужно бы поскорее выйти замуж, иначе будет всю жизнь сидеть в девках на шее родителей.” К слову, о работе речи не шло.

Как нельзя лучше и со всей полнотой этот “загнивающий” период описал в своей пьесе “Бесприданница” А. Н. Островский. За такое представление дворянской жизни 70-х годов 19 века критик Авсеенко назвал Александра Николаевича  «губителем русской сцены».

Почему это мнение кажется нам взглядом на пьесу “по диагонали” и как “узреть в корень” попробуем разобраться. 

Сюжет пьесы

Главная героиня - Лариса Огудалова. Она и есть та самая бесприданница, девушка из бедной семьи без отца. Мать уже который год пытается выдать ее замуж без приданого. Для этого устраивает приемы со знатными господами, дабы один из состоятельных мужчин посватался на дочери. От безысходного положения Лариса соглашается выйти замуж за робкого, неуверенного, не очень богатого господина Карандышева. Естественно, его она не любит.

Внезапно в город приезжает господин Паратов, в которого влюблена Лариса. Год назад Паратов ухаживал за ней, но вскоре подло исчез.

Паратов приезжает в гости к Огудаловым. Лариса признается, что по-прежнему любит его. В этот же вечер Паратов приглашает Ларису на прогулку по Волге. Они проводят ночь на пароходе в веселой компании. Лариса ждет, что Паратов женится на ней, потому что ради него она оставила своего жениха и забыла все приличия. 
Паратов признается, что обручен с другой. Лариса понимает, что ее честь безвозвратно потеряна.

Брошенный жених Карандышев оказывается на пароходе. Лариса отказывается выходить за него замуж, потому что разочаровалась в нем. Ослепленный ревностью Карандышев стреляет в Ларису. Раненная Лариса берет пистолет в руки, чтобы все посчитали это самоубийством.

“Я любви искала и не нашла”

Современный человек может счесть такие события сущей глупостью. Могла же жить и без мужчины, в самом то деле! Но давайте попробуем рассмотреть мотивы и основание действий главных героев.

Мама Ларисы


Вдова, у которой на плечах остались две дочери. Ранее они были состоятельной семьей, в обществе почитаемыми. Негоже девушкам то в девках сидеть. А денег отцовских для приданого не осталось. До событий с Ларисой, она выдала младшую дочь замуж за богатого мужчину, который позже от ревности зарезал девушку. Женщина готова была, во что бы то ни стало, не опозориться перед другими дворянами. Вот и хитрила, как умела. 

"Ну, ну, хитрости! Без хитростей на свете не проживешь."

Лариса

Жертва несчастной любви. Любви-противоречия, в которой по одну сторону - веление сердца, по другую - общество. Ей нужно было быть “как все”, иначе - смерть. Вот и вышло иначе. Не смогла она выйти замуж по любви, стала падшей женщиной. А какая жизнь ее ждала бы с нелюбимым: постоянное притворство, самолюбование Карандышева, его навязчивые ухаживания и стремления показать себя. Опять же, для того, чтобы держать марку перед другими дворянами.

“— Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек... Наконец слово для меня найдено, вы нашли его... Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину.”

Паратов
Богатый, статный, уверенный в себе мужчина. Мужчина, который может позволить себе играть чувствами молодой девушки. Он ведь добился высот, ему можно все.


"На свете нет ничего невозможного, говорят философы."

Карандышев
Еще одна жертва пресловутого выражения “а что скажут люди!?”
Человек, который хотел доказать всем, и даже себе, что он лучше, чем есть на самом деле. Из этого он только выставлял себя на посмешище знатных господ и сам уж потерял возможность просто любить, а не доказывать свою “хорошесть”. 

“Да, это смешно... Я смешной человек... Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной — я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!”

Что же в итоге? Любви не получил никто, каждый остался несчастным и растоптанным.
И как бы не старались, хоть и неосознанно, они растоптать чувства друг друга, общественное мнение затоптало каждого.

У Ларисы не было возможности работать, дворянского рода ведь, не гоже! Ей оставалось лишь два пути: замуж или смерть. Как бы нам не казалось это диким, такова была реальность середины 19 века.

Карандышев любил себя и хотел отношения к себе, как к дворянину больше, чем любви Ларисы. Паратов такой игрой поддерживал свое положение завидного жениха. Была ли хоть где-то любовь к человеку, а не к его положению в обществе, количеству денег или возможностям?

Так и жило в этой истории, и во многих других: написанных или просто прожитых, полной и насыщенной жизнью одно лишь общественной мнение. “Что же обо мне/нас скажут?” чувствовало свою власть над человеческой жизнью.
В этом контексте Островский выступает гениальным сатириком и описывает всю полноту гниения общества, его распада и жестокости.

Другой критик В. П. Буренин в газете "Новое время", 26 января 1879 г.:

“В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных слоях. Лица в этой картине очерчены не бог весть как ярко <...> но, однако же, настолько выразительно, что они являются живыми представителями русской действительности." 

Такая действительность может и губила русскую сцену, но своими же руками, а не пером Островского. Он верно подметил и описал то, о чем принято было умалчивать, не замечать. Люди не могли изменить ход вещей, не могли его покорить, вот и покорялись. Страшно вообразить, сколько таких бесприданниц, без любви и следствия погубило общественное мнение.

“Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать.”

Автор: Виктория Пигуль