September 1, 2020

Грэм Грин "Брайтонский леденец"

Меня раздосадовала аннотация ЛайвЛиба на "Брайтонский леденец:" про политику в нем на верхнюю фалангу моего мизинца, зато про любовь - на всю руку. Читайте, девушки! Это, в основном, для вас написано. Снова предлагаю пробежаться вместе со мной по шкалам whichbook.net. Что нас ждет? Нетривиальная любовная история, замешанная на детективе, с непредсказуемым, впечатляющим финалом. Она ближе к грешной матушке-земле, чем к витанию в прекрасных, белоснежно-чистых облаках. Крен в изложении автора к первой несколько нарочит, что заставляет меня поставить метку ровно посередине между "прекрасно" и "отвратительно." Сцены насилия и секса неизбыточны. Объем романа оптимален, воды нет. Мой выбор этой книги был во многом предопределен мнением одной женщины, гораздо более начитанной, чем я. Она считает этот роман лучшей из всех нетривиальных любовных историй. Мне кажется, что теперь я понимаю, что она имела в виду, но моя оценка произведения не дотягивает до столь превосходных степеней. К тому времени мной уже были прочитаны "Сила и слава" и "Суть дела," оставившие неизмеримо более глубокий след в моем сердце.

И снова Грэм Грин изумляет. Уже второй раз я сражена. Первый прочитанный у него роман, "Наш человек в Гаване", фонтанировал лёгкой фантазией, мягким юмором, тут же злой сатирой и, казалось бы, совершенно несовместимой со всем этим драмой. "Брайтонский леденец", сохраняя во главе всего драму, окатил холодной волной характеров. Долго мне не удавалось нащупать то, что эмоционально роднит эти книги. Наверное, всё-таки доброта, она чувствуется везде, несмотря на нелицеприятные повороты сюжетов. Эффектным показался авторский ход показать главного героя. Начинается всё с другого персонажа, с Фреда, который лишь мельком показывает истинного виновника торжества - Малыша Пинки, а все события происходят с самим Фредом. Кажется, что книга-то именно о нём, но тут наступает печальный переломный момент, и Пинки выходит на свет. Дальше мы тоже видим Малыша не только посредством его размышлений и действий, но и глазами других персонажей. Получается объёмная движущаяся картинка. Очень страшная картинка. Малышу Пинки только семнадцать, но он уже стоит во главе взрослой банды в Брайтоне. Её члены живут в жалком пансионе и занимаются рэкетом. Каждый имеет свои причины, по которым выбрал этот путь, у каждого свои мечты, свои мысли по поводу метода действий. И все как один признают авторитет Малыша. В основном его просто боятся. Тут действительно есть от чего пробежаться холодку по позвоночнику. У Пинки напрочь отсутствует общечеловеческая мораль. Его цель - власть, и препятствия на дороге, которые к ней ведут, для Малыша не существуют. Чуть что, сразу бритву в руки и прощай помеха. Можно, конечно, объяснять такую позицию трудным детством, условиями среды, в которой рос Пинки. Только мне представляется, что это совсем не так или не совсем так. Чудовищное самомнение и непомерное честолюбие движут Пинки. В аннотации сказано, что его точка зрения зачастую выглядит весьма аргументированной... Но аргументировать можно что угодно, исходя из собственных предпосылок. Опираясь на нормы морали, нетрудно обнаружить прорехи в рассуждениях Малыша. Малышу противопоставлена пышнотелая дама по имени Айда, решившая отомстить за Фреда. Вот уж кто любит жизнь и умеет жить! На свете жить совсем не плохо, не нужно только унывать. Смерть казалась ей неуместной, ведь важнее всего жизнь. Слияние с единым для неё не значило ничего по сравнению со стаканом пива в солнечный день. Айда делает всё, чтобы вывести Пинки на чистую воду. Она изо всех сил пытается уберечь влюблённую в Пинки упрямицу Роз, которая даже не осознаёт, что парень её просто использует. Роз не хочет в это верить, она ослеплена своим чувством. Причём настолько, что готова разделить с избранником все его грехи, включая смертные. Она даже не допускает мысли, что Пинки не способен любить. Она вовсю пытается защитить своё чувство от вмешательства Айды. - Люди меняются, - сказала она. - Ох, нет, не меняются. Погляди-ка на меня. Я никогда не меняюсь. Это - как палочка леденца. Откуси от неё, сколько хочешь, и всё-таки прочтёшь: "Брайтон". Такова уж человеческая натура. Такова натура. И Роз получит свой самый жестокий урок.

Когда-то в студенческие годы я прочла "Тихий американец" Грэма Грина и была очарована. Помню, обсуждали, много говорили о писателе, его жизни, книгах. И вот много лет спустя я вернулась к этому автору. Как же мне нравится его сочная яркая проза! За каждой строкой - целый мир, живые герои с их особенностями характера, переживаниями, пристрастиями. Этот роман вроде как детектив, но особенный, нетипичный. Цель состоит не столько в том, чтобы раскрыть преступление, сколько обнажить внутренние противоречия героев, мотивы их поведения. В центре повествования - Малыш Пинки, в котором воплотился конфликт незрелого ума и неразвитого сознания с жестокой средой и суровыми жизненными обстоятельствами, в которых он оказался волей случая. Собственно судьба его была предопределена рождением в неблагополучном районе и несчастной семье низшего сословия. Именно среда породила монстра, который пребывает в постоянном напряжении, в аду от своей вдруг осознанной несостоятельности, от противоречивых чувств к Роуз, от припадков неконтролируемой ненависти ко всем подряд. Освобождение он видит в убийстве, в смерти. Пинки так мучается каждую минуту, что невольно сочувствуешь этому маленькому человеку, взвалившему на себя непосильную ношу ответственности. Такое глубокое проникновение в сознание человека, его психику и умение это описать подвластно далеко не каждому автору, а Грэм Грин владеет этим умением в совершенстве. И все же я поставила оценку "хорошо", а не "отлично". Мне показалось несколько затянутыми терзания героев по поводу совершенного ими и не совершенного, а только задуманного. В целом из детектива получилась серьезная книга - размышление о вечных ценностях, о добре и любви, которые могут вдруг вывернуться наизнанку, о судьбе, которую невозможно изменить, о человеческой жизни, которая больше похожа на умирание.

Хотите прочитать книгу полностью?

Посмотрите здесь - https://teletype.in/@false12/s7maHsbfj.
Не забывайте благодарить авторов за их труд, приобретая книги в печатной версии!