August 31, 2020

Томас Олд Хьювелт "Сглаз"

Сколько по миру небольших городков, где тайны можно хранить только от посторонних. В большом городе все как-то растворяется и на странности внимания не обращают. События развиваются в маленьком городе. Их тайне не одна сотня лет и появилась она в середине 17 века. Была ли Катерина ведьмой на самом деле сказать невозможно, но трагические события связали ее с городком и ее жителями, которые не имеют права покинуть его и должны подчиняться определенным правилам. Пока читала я вспомнила множество книг, фильмов и сериалов связанных с ведьмами, разные приметы. И мне очень нравилась такая солянка. А вот когда начался треш в городе все свалилось в какой-то абсурд. Почему Стив так поступил со своей семьей? Что за чушь по отношению к детям (это вопрос как мамы двух совершенно разных детей и младший ребенок это ходячая катастрофа и для себя, и для окружающих)? Еще очень сильно цепляло упоминание большого числа вещей с привязкой к бренду: фонарь MagLite, спортивная сумка «Адидас», Видеокамера D19–063 (это скорее всего номер в их системе СГЛАЗ), Очки Ray Ban (модель 8029 Ultra Aviation, ограниченная серия), браузер «Сафари», водка Smirnoff, швабры Rubbermaid, из джинсов Levi’s. Это было крайне важно для сюжета, особенно вот тут: Сосед даже обзавелся факелом: тот был сделан из джинсов Levi’s, пропитанных бензином и намотанных на ручку швабры Rubbermaid. Вероятнее всего только этой марки швабра и только этой марки джинсы могли стать факелом в обезумевшем городе. Еще было очень странно читать описания видеороликов. Я вернулась в школьные годы, когда мы писали сочинения по репродукциям: "перед нами картина Шишкина. На ней мы видим... При написании картины были использованы теплые тона... " Кстати, я только в американских книгах и фильмах встречала (ну или обращала внимание) на фразу "– Мы американцы! Мы имеем право знать!". Самое интересное, что автор не американец, а голандец. Стереотип? Как про пьяных русских с балалайкой, матрешкой и медведем? Сняла одну звезду за финал. Либо перечитывать снова, либо просто все списать на помешательство. Но сложилось впечатление, что последние события изложены именно таким образом, чтобы Стив испугался своего желания и отказался принять его. Из плюсов, помимо самой истории, в целом мне понравившейся, я теперь страстно желаю знать, что же было в голландской версии сглаза? Чем там дело закончилось? Автор в послесловии прямо говорит, что в первой изданной для Голландии версии финал был иной. Не подскажете?

Сначала мне показалось, что это полный трэш и ждать тут нечего. Через пятьдесят страниц я втянулась и начала получать удовольствие, в процессе чтения ещё несколько раз ловила себя на мысли, что это что-то абсолютно неадекватное, но очень интересное, а к финалу я пришла с явным осознанием, что это всё же полный трэш. Но, смею заметить, бросить книгу мне ни разу не захотелось. Речь тут пойдёт о городе, в котором обитает казнённая три века назад ведьма. Что из себя она представляет физически не особо ясно, она явно не живой человек и не бесплотный призрак. Зомби-дух? Кто знает, кто знает... Она терроризирует весь городок своими беспрестанными появлениями в разных местах и переодическим стоянием на месте. В городе принят целый свод законов призванный регулировать мирное сосуществование людей и этого потустороннего существа на одной территории. Покинуть город жители не могут, если отлучиться больше чем на неделю, то проклятие ведьмы заставит тебя свести счёты с жизнью. Вот, собственно, и вся более или менее логичная информация, что у нас есть. Описать всё происходящее в книге не пересказав её дословно нет никакой возможности, всё так загадочно, так ясно и запутанно одновременно, вроде бы логично, но недосказано, вроде бред, а может явь. В книге есть места вызывающие неподдельный ужас или отвращение, но скорее она всё же не страшная, а странная. Если бы меня сейчас спросили, что такое сумбур, я бы указала на эту книгу. Довольно сложно объяснить, как что-то может нравиться и не нравиться в один момент времени. Более непонятного и неоднозначного ощущения я никогда не испытывала. Это вроде яблока с гнильцой: оно такое вкусное, что ты объедаешь не затронутые порчей места, наслаждаешься вкусом, но лёгкий запах прели щекочет нос. В конце книги есть обращение от автора и вот его первая строчка: "Прошу прощения: меня слегка занесло." Вот так-то, ребятки. Его занесло, а мне теперь жить с этим читательским диссонансом.

При всей своей любви к триллерам ужастики я слегка недолюбливаю. В них мне все видится излишне гротескным, а потому в "тех самых" местах, где читатель должен дрожать и бояться, страха я, как правило, не испытываю никакого. Но сейчас я не хочу говорить о "Сглазе" как о хорроре, потому что самым страшным в этой книге стала ее социальная, а не мистическая составляющая. Мне вообще это произведение видится больше драмой, нежели чем ужастиком. Итак, излюбленное место действия многих творцов в данном жанре - маленький американский городок. Здесь свои правила, свои законы, потому что всех жителей объединяет Одна Большая Тайна. И они хранят ее свято, можно даже сказать, фанатично. Что делать людям, не имеющим возможность покинуть опостылевший им город? Наверное, попытаться его полюбить. И им это удается весьма неплохо, естественно, до поры-до времени. Но так не может продолжаться вечно, поэтому город выращивает своих собственных жителей, жаждущих сломать Систему. В общем-то, ничего нового - робкое противостояние порождает неукротимую волну и приводит к трагедии - все в лучших традициях жанра. И все же не могу не отметить, что автору прекрасно удалось передать атмосферу жизни в замкнутом социуме. Власть имущие не хотят помощи из вне, считая, что они сами прекрасно справляются с ситуацией. Каждая семья приспосабливается, как умеет, усиленно создавая видимость нормальности - здесь автор мастерски тасует колоду из обычных человеческих пороков, которые в обычной ситуации никакой угрозы не несут, но в Блэк Спрингс нет ничего, подходящего под определение обычности. Конечно же, рано или поздно эта плотина должна рвануть, что в конечном итоге и происходит. А вот то, как погибает маленький городок, мне не понравилось. Вот цепочка событий, которая привела ко всему этому, выстроена прекрасно, а великий "барабум", на мой взгляд, оказался ближе к пародии, чем к драме. Да и забыть о том количестве зевков, что случились со мной в начале книге, мне не удалось. Думаю, автор еще выстрелит настоящим шедевром, но вот то, что я его прочту, уверенности нет. Эмоции сложные, почти как у одной из героинь книги.

Хотите прочитать книгу полностью?

Посмотрите здесь - https://teletype.in/@false12/s7maHsbfj.
Не забывайте благодарить авторов за их труд, приобретая книги в печатной версии!