March 23, 2023

Олений Камень

Небольшое предупреждение, рассказ не про БДСМ и был написан много лет назад) Но тематические нотки тут звучат.

Я был обычным задротом из тех, кто просиживает дни за компьютером, гоняя по сотому кругу одну и ту же игру, потом доставая новую. Я играл, ел, спал, изредка подходил к окну, чтобы уставшие от монитора глаза отдохнули, смотря на горизонт. Горизонт в иные дни был ясен, чист и простирался далеко за пределы моей видимости, чаще же был затянут тучами, из которых седыми клочьями валил снег или моросил дождь. На этом заканчивалось разнообразие моей жизни последних лет.
Работал я там же, в сети. Проектировал дизайн убогой рекламы, которая призывала покупать ненужную дрянь, иногда - обрабатывал уродские фото, превращая их в хотя бы посредственные, да и вообще хватался за любую подработку, которая была достаточно проста для того, чтобы не выводить меня из крохотного мирка задрота.
В редкие дни я вылезал из своей конуры, чтобы по чьему-то заказу поснимать на фоне видов тусклой северной природы или обветшалых зданий нашего маленького городка чьи-то праздники, чьи-то свадьбы или таких же одиночек, как я. Но снимал я так же посредственно, и скоро мои услуги фотографа совсем перестали быть востребованными. Моя жизнь тихо погружалась в анабиоз дней под приглушённые выстрелы цифровых баталий.
В тот августовский день что-то изменилось. Это прозвучит банально, но мне написала она. Сначала я решил, что профиль фэйковый, да в общем-то так оно и было, но она сама была настоящей. Страничка пустовала, только на аватаре был какой-то крупный камень, поросший мхом. "Ты занимаешься фотографией?" - без приветствия начала разговор она. "Да, занимался когда-то, но я бездарен и сейчас уже не снимаю". "Сфотографируешь меня?" - тут же пришёл ответ, будто игнорируя мою реплику. "У меня нет времени" - быстро набрал я текст, мысленно прибавив "да и желания тоже". Но я заблуждался. Внезапно меня охватило странное желание увидеть девушку, которая прятала своё лицо за картинкой какого-то валуна. "Тогда завтра. Встретимся у Оленьего Камня после грозы". Значок онлайна погас. Она отключилась.
На следующий день меня разбудили раскаты грома и всполохи молний, так несвойственные августу. Синоптики обещали ясное небо, но права оказалась та неизвестная девушка. Только к вечеру немного поулёгся ветер, а потоки ливня перешли в лёгкий летний дождик, и я стал собираться. Теперь мне уже было не отступить, благо идти было недолго - за моим окраинным домом начиналась река, а на её берегу меня ждал таинственный Олений Камень.
Из-за пасмурной погоды быстро спустились сумерки, но я увидел её фигуру издалека. Она стояла возле того самого валуна с аватарки, прозванного среди жителей городка Оленьим Камнем из-за того, что из разлома в нём проросла берёзка, чьи ветви напоминали рога. У девушки были льняные волосы, собранные в две тугие длинные косы и бледно-голубые глаза на неброском лице с тонкими чертами. Она не была красивой, но вполне подходила для съёмки чего-то в этническом ключе. Расшитый цветными нитками сарафан подтверждал мои догадки - наверное, девушка была из реконструкторов, которые так любят приезжать в старинный городок за фотосессиями. Она улыбнулась мне и помахала рукой. Я хотел поговорить с ней, познакомиться - я давно не общался с девушками, но она жестом дала понять, чтобы я сразу доставал фотоаппарат. Я сделал несколько снимков на фоне камней, деревьев, реки. Она никак не комментировала процесс и вообще была удивительно немногословной - за весь вечер я услышал от неё лишь одну фразу. "Включи вспышку" - сказала она, когда я показал ей снимки. Что ж, она была права - в сумерках контуры предметов расплывались, а бледное лицо девушки казалось ещё бледнее.
На секунду я потерял её из виду. Оказалось, пока я возился с настройками, она сумела легко взобраться на Олений Камень, будто с рождения лазила по скалам, и теперь стояла там во весь рост, глядя вдаль. Картина получалась воистину эпическая - хмурое чёрное небо, мегалит и одинокая северянка в цветных одеждах, стоящая на его вершине. "Мечта фотографа-неудачника", - цинично подумал я, наводя на неё объектив. Мне повезло дважды. В последний миг тонкий закатный луч прорезал небо и упал на её лицо. Щёлкнул затвор, загорелась вспышка. Я зажмурился от внезапного обилия света. А когда открыл глаза - снова потерял её из вида. На этот раз - навсегда.

Я думал, что её унесла река. Что она упала с камня в реку и утонула. Я думал, что это был сон. Потом я перестал думать и вернулся к привычной жизни. А зимой мне пришло письмо.
Странные письмена на бересте, котрые я нашёл в своём ящике, я сразу отнёс своему единственному другу, которому ранее я рассказал случай с незнакомкой. Когда-то мы вместе учились на истфаке, но я вылетел после второго курса, а он и поныне продолжает карьеру историка, учась в аспирантуре. Он смог расшифровать написанное, и объяснил мне невероятное - девушка потерялась во времени, а перекрестье луча и вспышки в том месте и в то время позволило ей вернуться к себе домой. "Значит, это послание от неё? Она сейчас жива и здорова?" - недоверчиво спросил я. "Не совсем, - печально покачал головой мой друг, - Немногие сейчас помнят о том, что Олений Камень раньше был жертвенником. А в её веке и в её племени ещё приносились человеческие жертвы. Видимо, во время обряда что-то пошло не так, и она попала сюда." "Так погоди! - воскликнул я, - Ты хочешь сказать, что она вернулась, чтобы умереть и знала это? Но зачем? Она же могла остаться здесь и жить!" "Да, она вернулась... Не могла не вернуться. Это была жертва богам неба. Если бы она не вернулась, там не прекратился бы многодневный дождь. Судьба племени была ей важнее собственной. Но не отчаивайся, древние мыслили иначе - не так, как мы сейчас. Они принимали жизнь, как должное, и смерть, как освобождение. Они не боялись умирать, а потому не боялись жить. Они были целостными, им не нужно было искать путь к себе."
После того, как я узнал это от друга, что-то изменилось во мне. Я понял, что боялся смерти и потому превратил свою жизнь в медленное умирание. Я понял, что не был целостным - были лишь обломки меня в неоконченном образовании, в плохой рекламе, в неудачных фото, в глупых играх, в бесцельных днях. Я никогда не знал, что такое единый, жертвенный порыв, что такое отдавать себя целиком во имя чего-то большего, чем моя жизнь.
Правда, у меня есть удачная фотография. Всего одна. Я распечатал её и поставил в рамку. Иногда я беру её в руки, подхожу к окну и подолгу смотрю то на горизонт, то на цветной сарафан в расступившейся мгле. Смотрю - и понимаю, что мне ещё предстоит долгий путь к себе.