June 6, 2022

Виктория Ивлева: «Помог кому-то — и день прожит не зря. Так живет Украина»

Виктория Ивлева — российская фотожурналистка, известная своей работой в «горячих точках». Она была и внутри разрушенного энергоблока Чернобыльской АЭС, и в Руанде во время геноцида. Но в Украину после 24 февраля Виктория отправилась не ради работы. «Женская правда» взяла интервью у россиянки, которая уехала, чтобы в этот час быть с Украиной.

— Вы уехали в Украину через несколько дней после начала военных действий. Почему вы приняли такое решение?

Было понимание, что я не хочу в этот момент быть с Россией. Я хотела и хочу быть с Украиной, которая страдает по вине моей — в том числе моей лично — страны. Вот это была главная мотивация. Была цель быть с Украиной в любом качестве.

— На своей странице в Facebook вы собираете разную гуманитарную помощь. Как вы начали этим заниматься?

Я помогаю Украине с 2014 года. Не всегда системно, не всегда регулярно, но всегда помогаю. Поэтому для меня это не какой-то новый опыт. Узнаешь, что нужно, пишешь объявление в фейсбуке, люди собирают деньги, ты на них покупаешь или достаешь то, что нужно, и отвозишь. Украина — это великая горизонтальная страна, в которой все зависит от людей и людских реалий. Здесь умение людей собраться в секунду и начать что-то делать, оно просто необыкновенное.

Я не собираю какую-то помощь, связанную с военной техникой, я занимаюсь гуманитарными вещами. Но я думаю, в любом случае, главное сейчас помогать украинской армии. В том числе гуманитарно: чтобы она была сыта, обута, одета. Кроме этого, есть огромное количество людей-переселенцев внутри страны, которым нужно помогать, которых нужно вывозить, куда-то селить, кормить. Помог кому-то — и день прожит не зря. Я думаю, так сейчас живет вся наиболее активная часть украинцев.

Виктория Ивлева и ее сын, Игнат Ивлев-Йорк, на въезде в Украину в марте 2022 года. Фото: страница Виктории Ивлевой в Facebook

— Вместе с вами, насколько я понимаю, в Украине сейчас находятся два ваших сына. Чем они занимаются?

Мой старший сын был волонтером в гуманитарном штабе в Северодонецке и занимался эвакуацией людей, это был его основной приоритет. В начале июня он был ранен. Ранен, слава богу, не тяжело, в руку. Будем надеяться, что обойдется без последствий. Он сумел наложить турникет — это такой современный жгут, который, если знаешь, как пользоваться, довольно просто наложить — и на себя, и на водителя, который был ранен сильнее, чем он.   В общем, сам себя спас. Но понимание того, что моя страна стреляла в моего сына, не дает мне покоя, это довольно тяжело.

Мой младший сын начал очень интересоваться журналистикой, сейчас работает в основном с французским телевидением. Помогает им, переводит, узнает для себя много нового, и тоже снимает, и пишет. Одна из его фотографий стала очень известной: это рука мертвой женщины и лежащие рядом ключи с брелоком Евросоюза.

— В своих соцсетях вы выкладываете много фотографий украинских памятников, которые пытаются спасти от российских атак.

Честно признаюсь, я не так много снимаю сейчас, как хотелось бы. Наверное, слишком сильно переживаю. Я снимаю то, что вижу, что мне интересно, это же выставляю.

Мне кажется, эти памятники, заботливо укрытые мешками, — это тоже напоминание о войне, просто не так напрямую. Все, что «напрямую», уже снято. Это вообще, наверное, самая «снятая», описанная и насыщенная информацией война: практически все результаты действий России в Украине запечатлены и запротоколированы.

Понятно, что когда есть солдаты, раненые и воюющие, и к несчастью, убитые, когда есть измученные люди, беженцы и переселенцы, то на такие вещи, как памятники, мало обращают внимания. Я вот обратила. Но мой главный «проект» — это любым образом помогать Украине и украинцам.

Следить за сборами гуманитарной помощи, которую организует Виктория, можно на ее странице в Facebook. Там же можно увидеть ее фотографии.