August 17, 2021

«Был бы здесь Моргенштерн, я бы его тоже уволил»

Юлю трудно назвать образцовой учительницей в понимании департамента культуры и директоров советской закалки. Придя работать в Детскую музыкальную школу имени Нейгауза, она и сама чувствовала, что долго это не продлится, ведь то и дело в нашей стране преподавателей пытаются уволить за их личные фото и странички в соцсетях. Педагог в этой системе не должен быть личностью, а тем более ― личностью яркой. Роль учителя не сочетается с творчеством, ему нужно говорить по написанному и вдалбливать детям отнюдь не основы научного мышления. Лидеру модной электронной группы просто невозможно существовать в этой среде.

― Привет. Начнём с увольнения. Тебя заставили уйти по собственному желанию?

― После педсовета директор попросил меня подойти к нему в кабинет. Зашла я и ещё три сотрудницы: заведующая, замдиректора и моя концертмейстерша. Все они состоят в совете школы. Дверь закрыли на ключ изнутри. Директор начал говорить, что я пою непотребные педагогу песни и выкладываю такие же фотографии. Пытался заставить меня расставить приоритеты в пользу преподавательской деятельности, отказавшись от своего творчества. При этом он унижал его, называя НЕтворчеством, НЕискусством и рукоделием (бедное рукоделие). Он мне начал говорить, что у меня образ педагога не соответствует тому, что есть в интернете. Я сказала: то, что в интернете ― моё личное дело. Дальше он заявил, что я плохо влияю на детей (к слову, мои ученики являются лауреатами и дипломантами международных и всероссийских конкурсов). 

Я, пытаясь защититься, заявила, что дети и без меня поголовно слушают Моргенштерна, на что директор ответил, что если бы здесь сидел Моргенштерн, то он его тоже уволил бы.

Он начал говорить, что если я сейчас же не напишу заявление по собственному желанию, то меня выгонят по статье. По какой ― не уточнил.

― Ты не поинтересовалась, что именно за статья?

Нет, я была на лютом адреналине, несмотря на то, что давно подозревала и даже чувствовала, что меня уволят за мое творчество (мы даже постоянно шутили на эту тему с друзьями). Я думала только о том, как мне жёстко закидать панчами директора: не дать себя в обиду и высказать всё, что мне приходилось подавлять. Я это сделала и очень горда собой. К сожалению, даже не сообразила поставить на запись диктофон. 

― Как думаешь, что вообще в твоём инстаграме могло быть оценено как-то не так?

— Изначально, когда я только устроилась, они нашли мою страницу ВКонтакте и в Инстаграме. Там были фотки с инстаграмной маской (татухи на лице) и с игрушечным пистолетом, фото с выпускного с красным дипломом, где я была в открытом платье и было видно татуировки. Я закрыла соцсети в тот же день. Было очень неприятно. Это противоречит моим убеждениям и творческой деятельности, которую необходимо популяризировать в интернете. На некоторое время я закрыла соцсети и даже завела специальные, но мне было от этого психологически плохо.

Я даже придумала шуточную социальную роль училки (типа вторая личность для работы) и назвала ее Юль Сергевна. Это такая псевдоверующая девственница в сером свитере и длинной юбке. Я, конечно, ― прямо противоположная личность.

Буквально через неделю после трудоустройства директор заявил, что правильно уволили ту учительницу, которая в инстаграме выложила фото в купальнике. Тогда же он сказал, что я должна прикрыть свои «картиночки», имея в виду татуировки. А я просто сняла пиджак на субботнике, потому что в нём было неудобно мыть окна.

Кстати, это вообще нормально, что учителя моют окна перед учебным годом? Я, если честно, не в курсе, но кажется это не входило в мои должностные обязанности.

Сейчас директор наткнулся на мой шуточный рэп-трек про драгдиллершу и страницу моей группы Gudba Vadzana в инстаграме. Его привлёк снимок, на котором мы с другой участницей стоим под вывеской «осторожно сосульки». Сказал, что я в полушубке и у меня видно коленочки. Очень милый подкат с его стороны. Наверное, он что-то ещё видел, но по контексту я расшифровала только эту фотку и трек.

― Сталкивались ли ты с тем, что учителей заставляли прививаться под угрозой увольнения. Привилась ли ты?

― Да, начиная с июня, в рабочий чат в WhatsApp нашей школы поступали требования привиться первым компонентом до 15 июля и вторым до 15 августа. Это были просто сообщения от администрации школы, официальные приказы школы и департамента культуры Москвы. Сама я привилась ещё весной, по своей воле.

Сегодня (прим. ФФ ― мы записали интервью в день увольнения Юли) на педсовете сказали, что одну педагогиню увольняют за то, что она не предоставила справку медотвода или о прививке. После была получасовая лекция о том, что все очень медленно прививались и нужно незамедлительно выполнять приказы департамента культуры

Если честно, я хотела встать и высказать всё, что я думаю по этому поводу. Все промолчали и я промолчала, к сожалению. Но в итоге я высказалась после педсовета, когда меня увольняли. И про прививки, и про электронное голосование.

Также на педсовете говорили, что тех, кто не привьётся, будут отстранять от работы без сохранения заработной платы. Сказали, что через полгода, скорее всего, вакцинация повторится.

Также директор сказал интересную вещь: Конституция РФ «временно не играет», пока проходит вакцинация. На этом моменте мне самой захотелось уволиться.

― Как давно ты работала в школе?

― Два года. Один год, до мая, по трудовому договору. А второй на постоянке. Они не имели права меня уволить в принципе. Только по статье, которую не назвали.

― Я так понимаю, ты сразу ощущала всё это давление и обязаловку. Как ты в принципе относишься к государственным школам? Нужно ли в Прекрасной России будущего государственное образование?

― С одной стороны, государство даёт малообеспеченным детям образование (а у нас навскидку ― 90 процентов таких в стране). Но с другой стороны, какого оно качества, если учителей увольняют не из-за их профессиональных компетенций, а потому, что они могут что-то сказать, спеть или сфотографироваться?

Одни рабы будут выращивать других. Получается, что в этой системе остаются только удобные люди, которые не смогут взрастить детей здоровыми личностями.

Конечно, бывают звёздочки-педагоги, но их меньшинство. Хотелось бы, чтобы в ПРБ у всех людей были деньги на частное образование, где никакое министерство или департамент не сможет запугивать директоров до такой степени, что они будут боятся песенки в спутифае.

― Расскажи немного о своей группе. Я так понимаю, что GUDBA VADZANA исполняет электронику с традиционными народными мотивами.

Да. У меня есть группа, где мы поем русские народные песни под различные электронные биты. Та фотка «сосульки» как раз с фотосета нашей группы. Там всё достаточно по-вегетариански: народные песни, фольклор. Есть песни советского периода — например, постироничный трек «Песня про товарища Сталина».

GUDBA VADZANA ― «Песня про товарища Сталина»

Нас никто не продюсирует, музыку мы пишем сами, поем сами, расшифровываем песни тоже сами (я до сегодняшнего дня была преподавателем народного пения, народного творчества и расшифровки народных песен). Только на сведение звукачам отправляем. А трек, послуживший триггером к увольнению — это мой второй проект, сольный: Jaconda. Там я пою и читаю рэп про жесткую правду российской провинции. Полностью моё творчество. Там про ранние смерти, про наркотики, про всю боль нашей страны. Такой взгляд маленького человека.

Я ничего не пропагандирую. Наоборот, хочу сказать, что от этого умирают. В моем родном Новокузнецке очень много погибает молодежи. У меня у самой парень умер три года назад от передоза. Много песен посвящено ему и другим моим знакомым, ушедшим рано.

Jaconda ― «Во снах»

На разборе полётов во время увольнения мне начали советовать петь «добрые и хорошие песни». Я такие тоже пою. Но не могу молчать, когда происходит что-то плохое. Это мой способ очищения души, может быть. Я не пишу тексты потому что надо, а только когда изнутри меня выходят строчки. 

― А есть в названии Gudba Vadzana какой-то смысл?

— Да. Gudba — «песня» по чешски. А Vadzana (Вадзяна) — русалка по-белоруски.

— Приносит ли творчество какие-то деньги?

— Пока что особо не приносит. Мы в глубоком андеграунде. На стриминге мало слушателей, а на фестах и концертах мы начали выступать совсем недавно. Тысяч 20 наверное заработали за 3 года. А вложили уже 200 тысяч или чуть больше (с учетом клипов, оплаты сведения и т.д.).

— Есть ли уже планы, куда теперь идти работать, или ты собираешься сосредоточиться на создании музыки?

— На самом деле, ситуация в музыкалке накалилась ещё перед отпуском — у меня отобрали двух детей, сказав, что они сами захотели уйти (хотя сейчас родители других детей пишут мне благодарности и жалеют что я ушла). И без того крошечная зарплата превратилась буквально в ничто и я начала искать подработку.

Сейчас буду работать в частной школе вокала и продолжать писать музыку. Полностью сосредоточиться получится только тогда, когда музыка начнёт приносить нормальные деньги.

GUDBA VADZANA ― «Ветер»

— Будут ли выступления у Jaconda и GUDBA VADZANA в ближайшее время?

— Пока нет. Но мы сейчас работаем над записью нового альбома Гудьбы. Он будет очень рейвовым и танцевальным. Название многообещающее, по Сорокину: «Православно-коммунистический рейв».

Я также перманентно записываю треки для Джаконды, чтобы выпустить полноценный альбом. Но там чуть больше работы и ещё не сформирована концепция, поэтому он выйдет чуть позже.

— Спасибо за ответы. Будем ждать новые альбомы.

— И вам спасибо! Очень хочется придать данной ситуации огласку, чтобы такого беспредела и несправедливости было меньше в нашей стране и в мире. 

Беседовал Григорий Дерябин