советикус
March 20, 2022

Худшкола

Одно из самых мерзких моих памятных впечатлений составляет советская худшкола.

Я начал увлечённо рисовать с детсада, и с лёгкостью "перерисовывал", то есть смотрел на готовую графику в журналах или книжках, и цветными карандашами мог всё это без труда передать. И я заметил, что это как-то впечатляло взрослых. Сам же я этому своему "качеству" не придавал никакого значения. Но примерно понимал, что отношусь к каким-то избранным, что-то такое "могу".

Потом я пошёл в первый класс средней школы. Был просто пришиблен строгостью Первой Учительницы. Мне было дико неинтересно. Из предметов могла нравиться такая дисциплина, как "чистописание". Это была техника вроде каллиграфии, с пёрышком, вставкой-ручкой, с чернилами в склянке. Особенно завораживал ритм: палочки вряд, скобки и т.п.

Был и такой предмет, как рисование. Это вызывало сплошное недоумение. Снова как в детский сад вернулся, то же самое, скука невыносимая. Ну а тягу к изображениям я перенёс не на само изготовление изображений, а на их рассматривание. Я понимал то, что рассматривал, как это сделано.

Затем, годам к 11, меня повели поступать в городскую худшколу. Я поступил, и школа та была, вроде, платной. Надо было после основных занятий ехать туда, в ту худшколу. Программа той школы ничем не блистала. Всё тот же идеологический соцреализм плюс некие зачатки академизма. Рисовать натюрморты — это для меня было то же, что "срисовывать" картинки с печатных изданий, этакое трюкачество, ничего больше. Надо было просто представить, что перед тобой не трёхмерное изображение, а плоское. Вот и весь трюк. Я это усвоил на третий месяц и — заскучал. Было там много ещё нюансов, но я понял главное: меня не устраивало то, что я не свободен в том, как и что изображать по якобы выбору. У меня не было выбора, а были догмы с установками, ещё и с дурацкими критериями — чтобы "было похоже" и наподобие. Я перестал посещать уроки скульптуры, вместе с этим и уроки по истории искусств. Ну а после и вообще забросил такую школу. В школе же с общей программой на упомянутых уроках рисования — тупо что-то изображал, получал дешёвые пятёрки и стремился к черчению.