Россия
March 16, 2022

Как наблюдать

Я много, сравнительно, писал в ЖЖ, и мне было интересно за россиянами смотреть, читать, что пишут они. А в том ЖЖ, конечно, и все постсоветские представители были, понемногу и сразу, в момент, видимо, разгара интернета. А надо сказать, что интернет меня захватил, ещё с тех времён, когда сами россияне печатали на клаве латиницей, не было кириллической кодировки, а когда появилась, не все толком знали, как её устанавливать. Я даже щеголял (до появления ЖЖ, конечно). И вот, в какой-то день, помню, появился т.н. Рунет, чуть не в одночасье. И веселей как-то стало. Ну и, собственно, такое опосредованное общение — чаты, аськи, соцсети, блогосфера и прочее без числа, плюс сторонний интерес к жизни россиян, исключая российскую эстраду и кино-телефильмы (за редкими всё же просмотрами) — оно без натуги шло, без ностальгии, без далеко идущих целей. Я эмигрант из тех примерно мест, и моя новая ментальность, американская, всё же не подавила базовые старые установки, элементы русской культуры. А зачем же их подавлять? И я даже не всё советское в себе отрицаю, например, школу, которую я прошёл, как художник и дизайнер. Да, мне пришлось в Америке переучиваться, но база моя всё же широкая.

Ну а сейчас мне будет интересно наблюдать за Россией вот в какой связи. Я представлю, допустим, где-то к лету уже, что я эмигрировал из СССР, и вот из-за границы смотрю, как поживают те, кого оставил. Дело в том, что я мог теоретически эмигрировать в Америку ещё при СССР, но сложилось так, что дождался середины девяностых. Картина была не совсем уже советская, и даже подумать можно было — к чему улетать после всего? Но всё идёт к тому, что нынешняя Россия возвращается в эпоху той самой старой холодной войны и жизни за железным занавесом. Мне станет интересно сличать, как было и как вернулось. — Нет, конечно же, я не желаю россиянам, чтобы их всех повально сморил голод, тиф или чума, прочие бедствия вроде каких-то чудовищных репрессий с ГУЛАГом. Но так я и буду наблюдать. Аналогия подходить станет, полагаю, где-то к 1983 году (СССР), когда уже не стало Брежнева, но ещё не вступился Горбачёв. И я думаю, что 1983-й, в виде ретрокольцевого такого уровня, продлится в закольцовке лет восемь.