March 18, 2019

Герои Российского рынка. Игорь Шимко

Впервые с творчеством Игоря Шимко я познакомился на Alenka Capital.

Где - то через полгода после этого, я попал на мероприятие к Игорю, по инвестиционной оценке.

Знание материала, накопленный опыт и фишки, которые есть у Игоря, меня поразили.

Именно поэтому Игорь стал первым гостем нашей обновленной рубрики "Герои Российских рынков" (теперь это мини - интервью с самыми насущными вопросами от аудитории)

Вообще у нас мало толковых людей, которые рассказывают про свой опыт в инвестициях (а не в спекуляциях) и у кого есть результаты.

Тем ценнее такие диалоги. Пожалуй начнем.

Финансовый Монстр [ФМ]: Сейчас виден ваш результат. А как вы пришли к инвестированию? Можете описать кратко свой путь?

Игорь Шимко [ИШ]: Понимание того, что надо строить запас капитала появилось еще с детства. Дед был зам генерального директор по производству на авиазаводе Мотор Сич (Chief Operating Officer). После приватизации у него и всех родственников были доли в заводе, а потом и в других компаниях (когда продавали часть пакета, чтобы диверсифицироваться). Дивиденды и продажа акций кормили всех годами.

Это был настоящий внебиржевой рынок, люди получали дивиденды, продавали акции в реестре друг-другу. Генеральный директор, Богуслаев В.А. устроил настоящую охоту за акциями, собирая всеми правдами и неправдами контрольный пакет. Т.е. для меня уже тогда это было нормально – иметь в семье акции, вклады и не иметь кредитов.

В 2009 году я уже пришел в аудит финансового сектора KPMG после госслужбы, делал проект оценки портфеля Связьинвестнефтехима (http://sin-x.ru/), в том числе оценивал Русгидро, сравнивая с Итайпу в Бразилии по OCF и EBITDA к установленной мощности, Казаньоргсинтез, Татнефть по EV/EBITDA, EV/FCF и другие активы. Выгрузки данных были из Factiva Dow Jones и Thomson Reuters, часть отчетов на португальском, меня очень выручало знание испанского языка в сочетании с переводом через словари. Было очень интересно.

Попал на проект вывода биржи РТС на IPO, окончившееся в итоге покупкой пакета ММВБ и слиянием в современную Мосбиржу. Изучал работу Депозитарно-клиринговой компании, участвовал в due-diligence на еще нескольких проектах, стараясь впитывать максимум знаний и разобраться во всем, до чего дотянусь.

Начиная с первых лет работы я старался откладывать излишки денег, тщательно следя за потреблением и ведя учет в Excel. Работа в банковском аудите и постоянная оценка долговых и долевых инструментов научила осознавать временную стоимость денег и риски, сопутствующие инвестированию. Предпочтение я отдавал все же долговым инструментам, хотя в активах побывала и столь любимая Россиянами недвижимость, от которой я благополучно избавился. Сейчас это акции, облигации, депозиты и немного – наличная валюта.

За все время моей работы я не взял ни рубля банковских кредитов. Единственный мой заемный капитал – это сделки на брокерском счете с небольшим плечом.

ФМ: Почему именно Российский рынок?

ИШ: Здесь обитает моя наибольшая экспертиза. Само собой, разумно инвестировать там, где ты видел эти бизнесы изнутри, хоть и через призму банковского кредитования, где ты можешь посетить ГОСА, где работают десятки твоих знакомых и у тебя есть представление о том, кто мажоритарий компании.

При этом я всю карьеру тружусь в иностранных компаниях. По сути, инвестирую туда свои время, навыки и силы. Для полноценной работы с рынками на LSE, NYSE и NASDAQ нужно кратно больше времени и сил. Это командная работа и есть шансы, что в команде NZT Rusfond мы сумеем организовать покрытие других рынков. Наш все же слишком узок.

ФМ: Какие вы видите перспективы российского рынка? Ведь по сути прослойка частных инвесторов у нас на РФ очень маленькая, внутреннего спроса почти нет.

ИШ: Пока (5-10 лет вперед) видится примерно такое же состояние, как и сейчас. Да, на рынок придет часть денег из депозитов. Но размеры средних активных ИИС смешные. На эти деньги можно один раз съездить в отпуск, не более. И половина купленного там – ОФЗ для налогового вычета.

Пока видится, что через ИИС постепенно стерилизуют часть искусственно созданной денежной массы (всем, надеюсь нравятся новые купюры в 200 и 2000 рублей). Внутренний потребитель заменит собой иностранных инвесторов в части держателей госдолга. Главное помнить, что было с держателями госдолга СССР, так что я предпочитаю наращивать вещные активы (акции).

Пока у нас нет и не предвидится адекватной пенсионной системы, которая не переобувалась бы каждый год, меняя правила игры. НПФ занимаются непонятно чем, особенно если сравнивать с пенсионным фондом Норвегии.

ФМ: Когда вы выбираете активы, то на что смотрите в первую очередь?

ИШ: Способность приносить мне денежный поток, которым я могу распоряжаться. Купоны, дивиденды, проценты. Историй роста без такого потока у меня меньше. Обидно будет в новом 2008 году оказаться с полным портфелем условного ЗИЛа. Я люблю наличность.

ФМ: Инвестируете ли вы в ВДО (высокодоходные облигации)?

Или избегаете таких историй?

ИШ: На 1-2% от капитала. Оценка кредитного риска – это сложная и кропотливая работа с моделированием работы предприятия. Опыт такой работы, благо, имеется в больших объемах.

Но всегда есть шанс обнулить вложенное туда. Хотя Финанс-авиа принесли неплохую доходность, будучи купленными по 40% от номинала и ниже в прошлом году.

ФМ: Какой средней доходности удается достичь в целом, по портфелю?

ИШ: Я меряю прирост денежного потока, доступного к моему распоряжению. Рабочий капитал – это способ его добычи, поэтому его оценка меня интересует меньше. Поток растет в среднем на 16-17% в год на протяжении уже 13+ лет. Мысль о том, что я распродам все и куплю себе что-то ненужное и статусное меня не посещает.

ФМ: Какие идеи, на ваш взгляд, работают на Российском рынке?

ИШ: Доходные идеи лучше, с моей точки зрения. Компании в РФ все же застряли внутри страны или, максимум, СНГ. У нас нет и не будет аналога Apple.

Хорошо работает «инвестиционная некромантия» - купи En+, Rusal под санкциями, АФК с огромным долгом, полутруп Мечела. Но опять же помним что 100%+100%+100%-100%=0.

Это часть инвестиций, но не all-in.

ФМ: Человек только что пришел на рынок, у него 50/100/200 тысяч рублей? На ваш взгляд чего ему точно не стоит делать?

ИШ: Идти в деривативы с большими плечами и пытаться резко стать богатым. Быстро обычно делается только лажа. Слить депо, чтобы научиться – это бред. Это ваше время и деньги. Я не знаю людей, которые идут купить машину, чтоб выехать на трассу без прав и автошколы, попасть в ДТП ради опыта и сказать – «ну вот так то я больше делать не буду». Зато на рынке советчиков такого рода полно.

У вас сначала в капитале должна вырасти подушка, на которую вы можете год не ходить на работу, в случае ее потери. Т.е. берите депозиты, ОФЗ. Ваше богатство на этом этапе = максимизация ваших знаний, умений и навыков в том, где вы заняты сейчас с соответствующей монетизацией. Если смена географии вам поможет существенно нарастить доход – меняйте географию. Жизнь одна, не стесняйтесь.

ФМ: Ваша любимая книга? (не обязательно по рынку)

ИШ: Назову три по убыванию важности в моем представлении:

“Family Wealth: Keeping it in the Family by James E. Hughes Jr.,

“Influence: The Psychology of Persuasion” by Robert B. Cialdini,

“Investment Valuation: Tools and Techniques for Determining the Value of Any Asset” by Aswath Damodaran.