October 17, 2009

Немного пафоса о городе-герое Севастополе, в котором я побывал

Севастополь, в силу своей истории, главным образом воплощает в себе образ "города боевой славы".
Это его основная и, в общем-то, пожалуй, единственная "фишка" - но зато какая! Я не знаю другого города, где идея "никто не забыт, ничто не забыто" воплощалась бы столь полно и столь естественно, органично вписываясь - в пейзаж, в архитектуру, в настроение, в выражения лиц людей на улицах. Город-флот, город-герой, город-подвиг... Мне кажется, сюда стоит ездить иногда хотя бы только за этим - чтобы не сметь забывать то, что необходимо помнить.

Я думаю об этом иногда - о том, что, как бы пафосно и набито по ушам ни звучало это, про "помнить историю, чтобы ее не повторять", это продолжает быть верным во многих контекстах - от внутриличностного до общепланетного.
Человеку действительно свойственно забывать. Мы часто помним всякую ерунду и старые обиды, которые стоило бы сразу, отрефлексировав, выкинуть в помойку. Но мы можем легко забывать о гораздо более важных вещах.

Например, о том, где и как рождается насилие. О том, что оно не живет где-то там, в сказочной избушке в чаще леса, и вдруг выпрыгивает оттуда ни с того ни с сего, развязывая войну среди ни в чем не повинных людишек. А оно живет внутри каждого человека - тебя, меня, соседа и любимого. И если ты в сердцах хлопаешь по заднице ребенка, который довел тебя до белого каления своими выходками, - можешь считать, что вот она, третья мировая, и сегодня ее развязал ты. Вернее - вы, вместе с детенышем, в котором это тоже уже вовсю живет, несмотря на его три-четыре-пять.

А клевое, кстати, выражение - "развязать войну". Как будто бы она уже есть где-то, спрятана в чем-то и только и ждет, чтобы ее выпустили, распутав веревку неверной рукой. И тогда она вырвется на волю, и вот уже снова ловко вывернуто понятие ответственности и локус контроля перенесен вовне. "Я всего лишь веревочку тронул, а оно как выскочит!"

А откуда - выскочит? :-)
У тебя же изнутри и выскочит...
Вот это, мне кажется, самая трудная для осознания сцепка - что эту мину, которую через 60 лет после войны случайно выловили из моря мои подопечные подростки из лагеря, - я же сама и сделала. Что внутри меня живет нечто, благодаря чему стала возможной и эта мина, и эта война, и эти дети, которые считают подвигом убить бомжа на улице и, напившись в хлам, на спор бьют голыми руками стекла плацкартных вагонов, обагряя грязные сортиры своей кровью из распоротых вен...
И что моя собственная нетерпимость рождает мою собственную войну, маленькую модель каждой из страшных войн, через которые прошло человечество. И я, именно я сама, трачу свою жизнь на то, чтобы жить в войне.

Сию пафосную речь так и тянет закончить лозунгом из серии "А ты записался добровольцем?!" - но я не буду. Ведь все это работает только в том случае, если рождается внутри меня самой и если я начинаю в этом жить. И все, что я могу, - это поделиться своими мыслями об этом.