February 18, 2010

Об объектном подходе

Была у меня сегодня беседа с руководителем организации, которая делает платные лагеря для детей и подростков.

Интересный получился разговор. Я подсчетов не вела, конечно, но было совершенно очевидно, что я задала ему в несколько раз больше вопросов, чем он мне. Вот тебе и «собеседование» :-) Правда, у него было в руках мое резюме.

Ну так вот. «Кто, - говорю, - придумывает программу, мероприятия? Взрослые?» - «Ну конечно, взрослые, а как еще?» - «Вообще-то лагерь - для подростков, Вы сами говорите - нужно, чтобы всем было интересно. Логично, что подростки лучше знают, что им нужно?» - «Да, логично, мне такая идея никогда в голову не приходила...» :-)

Почему мы так часто считаем, что дети и даже подростки - некие объекты, несознательные и не имеющие собственной воли? Почему нам кажется, что мы, взрослые, лучше знаем, что им нужно, чем они сами? Почему нам даже не приходит в голову спросить их о том, что им хочется? А уж тем более - помогать им в партнерском контакте воплощать это? Ну ладно - просто по-человечески, люди действительно чаще всего считают детей своей собственностью. Но если это специалисты, которые работают с подростками? Разве они не читали хотя бы Выготского с его «зоной ближайшего развития» и «значимыми взрослыми»? Или так проще? :-)