April 2, 2012

Мой фриланс. Начало.

Кому читать:

  • Тем, кому интересно как я стала фрилансером. Это только моя история и совсем не рецепт для начинающих, так как было это давно и в рунете фриланс тогда только зарождался.
  • Мне, когда захочется вернуться в прошлое. Уже сейчас сложно восстанавливать в памяти и в датах когда что было, не представляю что будет через лет 10 :)

С тех пор как я стала фрилансером прошло без малого 7,5 лет.
За эти годы я сделала много веб-проектов больших и маленьких, своими и чужими руками, для заказчиков ближнего и дальнего зарубежья. А как все начиналось?..

В 2004м году я уже училась в КА "ШАГ" и уже выбрала специализацию "Системное программирование", как мне казалось тогда именно знание разработки программ "изнутри" даст мне возможность разобраться потом практически во всем, что касается моих любимых компьютеров. Это был самообман. Тема IT на столько необъятна, что отстраненному человеку трудно себе это представить. Чего только один веб стоит! Но не будем отклоняться от темы, о "огромной теме разработки сайтов" как-нибудь в следующий раз.

К сожалению я не помню точно месяца, помню что было холодно, была уже осень или даже зима, я отучилась чуть меньше года и еще оставалось чуть больше полугода до выпуска. Домашних заданий было немного, VC++ и MFC шли как по маслу и мне стало скучно просто так сидеть дома по вечерам. Мой тогдашний парень работал преподавателем по программированию в ШАГе и конечно же мне хотелось быть такой же "умной как он" :) А еще я мечтала о мобильном телефоне...
Вот так осенняя хондра, желание получить признание своих способностей и мобильный телефон сподвигли меня разместить резюме на нескольких сайтах и начать искать подработку. Кажется этими сайтами были rabota.ua и какой-то запорожский портал по работе.

Подработка меня очень быстро нашла. А точнее меня нашел менеджер, который брал заказы на разработку сайтов где-то в Штатах и находил у нас в городе тех, кто бы эту работу выполнял. Так я получила первый заказ на простенький JavaScript для одной странички за 100грн. Успешно справившись с этим и всеми дальнейшими заданиями, я наконец получила возможность работать над сайтами с "нуля" (для программиста "с нуля", это когда готова верстка и ее нужно полностью посадить на код, оттестировать и залить заказчику на сервер). Чуть позже мое резюме нашли и другие менеджеры - один мне поставлял заказы на верстку, другой Си-шные задания для нерадивых зарубежных студентов :)
Так я проработала до весны 2005го.

Весной мне захотелось попробовать поработать в офисе, к тому времени у меня уже было что показать в "портфолио" и меня взяли работать над каталогизатором компаний нашего города. Фриланс я свой не бросала, на учебу ходила уже через раз или и того меньше. Ну что я могу сказать про офис... это затея явно не для меня. Работать тогда когда "надо", а не когда "хочется" это бич нашего бытия, мы так не устроены, но так устроена система, о ней тоже поговорим в другой раз...
Два месяца я походила на работу и "поделала" сайт. Основная проблема была в том, что сайт я должна была сделать как-то сама без участия других специалистов - ни дизайна, ни копирайтера к сайту в офисе не было. Была я и директор за столом напротив. Проработала я два месяца, сайт мы так и не запустили, у директора "кончились деньги" и он "сменил приоритеты" :)

Мой фриланс приносил мне на тот момент до 300$ в месяц, у меня уже был КПК с сенсорным экраном, и я  уже хотела ноутбук и съездить в Москву к давно потерянным и только что найденным отцу и двум братьям ) Копить я не умею, поэтому я начала искать более высокооплачиваемую работу тем более что учеба уже закончилась теперь я была вольной птицей. Опять резюме на биржах, опять общение с потенциальными работодателями и так пока меня не нашел еще один хороший менеджер, но уже с более высокой ставкой за час мой работы.

В результате одновременного сотрудничества с несколькими менеджерами работы стало больше чем я могу потянуть сама, поэтому я начала привлекать других исполнителей оставляя себе небольшой процент. Осенью опять была проба пойти работать в офис, продержалась я там две недели испытательного срока, но на тот момент я уже была настоящим фрилансером и дальше работать в офисе было сверх моих сил.

Со своим первым менеджером я "рассталась", совершенно случайно получилось так, что я узнала сколько реально получит мой менеджер за мой труд над нашим текущим проектом. Как же меня удивило что исполнитель может получить 1/3 бюджета проекта, до этого я жила с уверенностью что менеджер получает "процент" от заказов за то, что он знает где эти заказы брать. В общем мой юношеский максимализм взял верх и я порвав все отношения с моим менеджером решила искать заказы "на прямую" ...

2 ноября 2005 года зарегистрировалась на free-lance.ru и выложила портфолио. Уже не помню как я нашла этот сайт и что меня сподвигло там искать работу, но первый заказ на верстку был получен 21 декабря, с тех пор free-lance.ru стал моим основным источником заработка. В мае 2006го я уже занялась разработкой первой социальной сети "с нуля" для любителей рыбалки, а в июне купила первый ноутбук. Вот так я стала фрилансером.

Что мне помогало:
1. Мой тогдашний парень-программист, без него я бы не справилась с более сложными задачами и соответственно не получила бы более серьезных заказов, по крайней мере не так быстро.
2. Желание сидеть за компом все время, которое оставалось у меня после сна и даже во время приема пищи.
3. Много "хочу" на которые нужны деньги и которые были основой моей мотивации.
4. Тот факт, что свой фрилансерский путь я начала практически параллельно с самой большой фриланс-биржей в рунете. Тем кто начинает сейчас так просто уже не будет, гайки закрутили так, что даже трудно давать советы начинающим.