July 12, 2013

Критика

Прежде чем продолжать отвечать на вопросы, хотелось бы сделать краткую заметку по поводу критики и споров.

В целом я не предполагаю какого-либо механизма отстаивания своих взглядов. Другими словами, я не вижу смысла спорить по тем или иным проблемам, вопросам, ответам на них. Вот в чем тут дело. Критика рождает спор. Спор в определенной ситуации является довольно полезной сущностью, порождающей иногда совершенно новый взгляд на проблему. Однако, это редкий случай. Выражение «в споре рождается истина» я бы не поддерживал, выскажусь по-другому: «спор, рождает спор».

Чтобы понять, что такое истина, следует понимать, что истины не существует. Звучит грустно, но это так. Нашему разуму свойственен дуализм: «либо белое, либо черное». Мысль о том, что в результате спора можно найти универсальное среднее между «белым» и «черным» неверна. Среднего не существует, прежде всего потому, что не существует полярности, то есть «белого» и «черного».

Любое мнение того или иного человека, в том числе меня, является его личным мировоззрением, то есть априори не объективным. Вступление в спор с целью отстаивания своего мнения, это факт начала противостояния, то есть насилия. Я против любого насилия как такового, физического или духовного.

Результатом любого спора является навязывание мнения одного оппонента другому. Верное это мнение или нет, решать победителю. Мнение победителя принимается как единственно верное, потом записывается в учебниках и вдалбливается потомкам. Однако победа далеко не всегда достигается логическими умозаключениями, либо сильной аргументацией и подобным. Гораздо чаще победа, есть последствие применения силы, превосходящей силу оппонента. У кого ружье, тот и прав.

Я уже отмечал ранее, что не существует понятия «плохо» или «хорошо». Соответственно не существует и «золотой середины». Таким образом, не существует правды и лжи, существует только мнение определённого индивидуума, его точка зрения. Соответственно эта точка зрения может быть не поддержана другим индивидуумом. Что с того? Ничего. Мир не существует объективно. Он такой, каким мы его воспринимаем. В этом смысле (и в некоторых других, я расскажу об этом позже) мы являемся творцами этого мира. Каждый строит свой субъективный мир и живет в нем.

Так вывод в чем? Вывод банален, верной точки зрения не существует. У каждого путь свой и мировосприятие свое. Есть желание знать ответы на вопросы? Я дам ответы, но это мои ответы, мое мировоззрение, не более того. Если такой подход устраивает, пойдем дальше.