August 4, 2021

Речь Андрея Пивоварова из суда 4 августа

Ваша честь!

Когда меня везли на это заседание, я, признаюсь, надеялся на лучшее, и продолжаю надеяться. Моя защита собрала достаточно материалов, доказывающих мою невиновность, и предоставила их следствию и суду. Хотя суд первой инстанции все наши аргументы проигнорировал, я все же продолжаю верить в силу закона и здравый смысл.

На всякий случай все же вкратце немного дополню их. Совсем недавно вменяемую мне статью 284.1 УК РФ обновили, максимальный срок лишения свободы по ней уменьшен с шести лет до четырех. То есть теперь это преступление средней тяжести. И нет никакого смысла держать человека в СИЗО с таким обвинением. Я обязуюсь являться на все следственные действия. За меня поручились десятки уважаемых людей — вы видели эти ходатайства, ваша честь. Мои близкие арендовали квартиру в Краснодаре, а также готовы внести залог.

Впрочем, мой главный аргумент не в этом. Хотя я по-прежнему считаю себя невиновным.

Как вы знаете, я баллотируюсь в депутаты Госдумы Российской Федерации. Меня выдвинула одна из старейших партий страны. И как кандидат в депутаты я бы хотел воспользоваться теми правами, которые мне предоставляет закон. Я считаю, что это вполне обоснованное, легальное  желание.

Я бы хотел поделиться с вами одним наблюдением, сделанным за время, проведенное в изоляторе. Вы знаете, что за решеткой есть свои неформальные отношения, свои традиции и свои категории осужденных. И я не попадаю ни в одну из них. Я — "политический", так меня называют все, кого я встречал за время ареста.

Моя статья — не за действия, а за инакомыслие. Все это мы уже проходили. Мы с вами учились по одной и той же школьной программе, и нас учили одним и тем же вещам.

Так же, как и вас, меня учили в школе восхищаться героями прошлого — декабристами, писателями, деятелями искусства — всеми, кто хотел лучшего для своей страны. Многих из них и сейчас назвали бы "политическими", и в свою эпоху их тоже пытались сослать на каторгу, как декабристов, запретить, как Толстого, объявить сумасшедшими, как Чаадаева. А потом оказалось, что все они стремились только помочь своему народу. Государство это признало.

Мне, конечно, далеко до этих великих, достойнейших людей. Но они служат для меня примером. Как и они, я просто хочу, чтобы наша страна развивалась, а не скатывалась назад. А по нынешним законам все они сидели бы рядом со мной, здесь, в клетке. Разве вы, ваша честь, отправили бы в СИЗО, скажем, Пушкина, который, как известно, сочувствовал декабристам, только за то, что у него нет регистрации в Краснодаре, а есть только в Петербурге, и на этом основании следователь требовал бы его ареста?

Моя вина, ваша честь, заключается в том, что я всегда хотел и хочу участвовать в демократических выборах. Подчеркну — совершенно законным образом. Я не экстремист, не преступник, права которого ограничены. Поэтому подозрения в том, что я могу куда-то сбежать, совершенно беспочвенны. Зачем мне куда-то бежать, если моя цель — участие в выборах?

Вы ведь понимаете, ваша честь, что выборы не сводятся только к одному голосованию. Выборы — это кампания, во время которой кандидат должен агитировать за себя и за свою программу, встречаться с избирателями, выступать в средствах массовой информации, принимать участие в дебатах и так далее. Все это я по закону имею право делать.

Следствие пытается доказать, что я участвую в деятельности нежелательной в России организации. Незачем останавливаться на том, что само по себе это обвинение и эта статья абсурдны. Они придуманы для того, чтобы судить людей за их взгляды, а судить людей за взгляды — это и есть фашизм.

Нежелательно в России совсем другое. Нежелательны коррупция, нежелательны развязывание войн и преследование политических оппонентов, нежелательно наплевательское отношение к гражданам. Вы, может быть, смотрели последнюю "прямую линию" с президентом? На каждой из них люди, наши с вами соотечественники, жалуются на одно и то же — то есть, они из года в год не могут добиться решения своих проблем. Вот это все нежелательно — а не запись в соцсетях с призывом поддержать на выборах людей, собирающихся с этими проблемами по-настоящему бороться.

Посмотрите внимательно на погоны моего следователя, капитана юстиции Ильенко Ильи Игоревича. Если бы вы могли их увидеть, я бы предложил посмотреть на погоны его начальника и на погоны его руководителя в Москве, который дал команду запустить мое дело. Все эти люди хотят получить новое звание, повышение по службе, хотят отчитаться: все, мол, выполнено, кандидат Пивоваров нейтрализован. Все получат премию или даже домик где-нибудь здесь в окрестностях Геленджика.

Но неужели российское правосудие существует только для этого? Дело даже не в том, что меня выдернули из жизни и отправили в тюрьму, а в том, что те, кто организовал это дело, убивают у людей саму веру в правосудие. И сейчас, ваша честь, в ваших руках не только вопрос, проведу ли я еще три месяца в СИЗО, но вопрос доверия общества к судебной системе.

Сейчас я — единственный кандидат на этих выборах, находящийся в СИЗО, к тому же по политической статье. Не лишайте меня права вести кампанию, а моих избирателей не лишайте голоса.