June 12, 2020

Айдар Каримович

Время тогда было для меня довольно неровное. Работы не было, деньги стремительно кончались, маячила перспектива устройства на биржу труда, чего мне страшно не хотелось. Так это был бы факт признания того, что я безработный, а мне даже слово это было противно. Какой такой безработный? От безработного один шажок – и ты уже бездомный, то есть бомж. Я что, в двух шагах от того, чтобы стать бомжом?

Так или иначе, однажды меня занесло посреди дня в центр города, и я натолкнулся на шумную ватагу студентов. Среди них оказался мой племянник, первокурсник Никита. Увидев знакомое лицо, он принялся меня немедленно расспрашивать о своих студенческих делах, перемежая это бесконечным рассказом о том, как он сдавал последнюю сессию. Иногда я слышал знакомую фамилию и хрипло вставлял какой-то комментарий. В этом диалоге не было никакого смысла – его истории не отличались ничем от сотен других студентов, различались только преподы, предметы, обстоятельства, заканчивалось всё непременно хорошо. Да и мои воспоминания о том, кто у них на кафедре плохой, ему по большому счету были не нужны – многие школяры получали безошибочный нюх на людей после первых же экзаменов. Ну, может, после вторых.

Очередную тираду Никита прервал, махнув рукой в сторону и сказал:

- А вот он? Он у вас вёл?

Я послушно повернул голову и увидел на противоположной улице сухонького, стремительно лысеющего старичка в тёмно-зелёном костюме. В руке он сжимал явно советского вида портфель. В целом, его и его портфель объединяла одна важная вещь – они оба как будто чуть-чуть – и развалятся.

- Нет, кажется, не вёл. А кто это?

- Да это ж Айдар Каримович!

Препод не произвёл на меня особого впечатления. Ладно, если бы я всё ещё был студентом, я бы определил его в добрые преподы – хотя бы до первой контрольной. Возможно, видит в группах сборища своих внуков. Тогда удобнее всего, если он ещё занимает должность вроде заведующего кафедрой или секретаря – будет помогать решить проблемы со всякими сволочами, которые не хотят идти на контакт. Или же возможен противоположный вариант – это желчный старикашка, внуков либо нет, либо они его разочаровали, въедливо докапывается до каждой мелочи в проверяемых работах. К нему всегда целая очередь должников, так что ждут, когда ж он наконец сдохнет, не только весь поток, но и вся кафедра, а возможно ещё и деканат. Тут сразу не определишь. Всё решает первая контрольная.

Делать мне в тот день было особенно нечего, так что я двинулся со студентами к стенам моей альма матер. Через турникеты мы прошли без проблем. Я в свои 25 всё ещё выглядел как студент третьего-четвёртого курса, да и вахтёрша отвлеклась на каких-то ребят, которые замешкались, неся в руках пачки чипсов. Забегая в лифт, студенты начали отчаянно жать на кнопку пятого этажа, в результате двери захлопнулись прямо перед носом Айдара Каримовича.

- Он если с нами ехать будет, вопросами задолбает, - пояснил мне Никита. Ну да, конечно, препод наверняка ещё и был кладезью афоризмов, и в группе «Подслушано в универе» его цитаты встречались намного чаще других постов, хотя и представляли собой что-то из разряда подписей под фотографиями волков.

Я отсидел с первокурсниками несколько довольно скучных потоковых лекций, выходя в перерывах покурить. Это всё вызывало во мне смутные ностальгические чувства по временам, когда моей главной заботой был очередной несданный экзамен. Парился я тогда о ничего не значащих вещах, и, главное, в жизни была конкретная цель. Диплом маячил как что-то далёкое и почти мифическое, казалось, вся жизнь пройдёт в зачётах, семинарах и коллоквиумах.

Никита на прощание пригласил меня прийти и завтра, уверив в том, что у них снова сплошные потоковые лекции, на которых меня никто не заметит. Я сел на сорок шестой автобус и поехал привычной дорогой домой. Выходя на остановке, заметил знакомую фигуру в зелёном костюме. Айдар Каримович шёл на несколько метров впереди меня, я тем не менее его потерял возле магазина, и, завернув за угол, вздрогнул от неожиданности.

- Молодой человек, у вас… ключи далеко?

Старик копался в портфеле, поочерёдно вытаскивая то тетрадки, то футляр для очков, то нечто, завёрнутое в пакет из-под кефира. Я молча вытащил связку ключей из кармана.

- Ох, замечательно. А ваше лицо мне знакомо, я у вас читал матстатистику, кажется?

- Да, на втором курсе, - протянул я, стараясь себя не выдать, и приложил ключ-таблетку к замку домофона.

- Вы, наверное, и не помните, как меня зовут.

- Как же, помню, - улыбнулся я. – Айдар Каримович.

- Верно. Ну, хорошего дня, молодой человек.

Он скрылся в квартире, где, как мне всегда казалось, жила большая семья с четырьмя детьми. Наверное, приехал в гости к внукам. Следовательно, препод он был всё-таки добрый.