March 23, 2022

Web3 является централизованным (и неэффективным!)

Перевод статьи https://www.neelc.org/posts/web3-centralized/ от канала t.me/gaserdblog


В наши дни приложение считается "децентрализованным", если оно использует блокчейн. Как вы, вероятно, уже знаете, это часть так называемой "Web3" технологии, которая надеется стать следующей версией интернета.

Я не первый человек, который вам это говорит, и уж точно не последний, но Web3 на самом деле централизован, как и Web2. Web3 - это просто ухудшенная версия Web2.

Платформы Web3 централизованы


Многие платформы Web3 на самом деле централизованы. Ваш кошелек (MetaMask), торговые площадки (OpenSea), API (Alchemy) - все это централизованные платформы. Конечно, они используют распределенную базу данных (blockchain), но это все еще Go-приложение на AWS, то есть централизованное.

Посмотрите на электронную почту, хотя протокол технически "децентрализован", но посмотрите, насколько велики Google Workspace и Microsoft 365. Конечно, вы можете легко настроить почтовый сервер на VPS за $5, я делаю это со своим доменом, но большинство людей просто оставляют это крупным провайдерам. Web3 не является исключением.

Посмотрите на венчурную фирму Andreessen Horowitz, у них есть реальный стимул продвигать Web3 в централизованные монопольные платформы, заставляя его стать тем, что он должен был "разрушить".

Венчурные компании созданы для создания монополий, а монополии хотят централизованного контроля. Что-то вроде Tor или Folding@Home может быть в некоторой степени децентрализованным, поскольку контроль над ними осуществляет некоммерческая организация, и ни Tor, ни Stanford не являются коммерческими предприятиями. Но большинство фирм Web3 являются коммерческими предприятиями, как и венчурные компании, поддерживающие их. Они предпочли бы иметь одну большую монополию, чем действительно конкурентный рынок, и просто менять оператора монополии каждое поколение.

Если взять децентрализованную природу I2P или DHT в сочетании с технологией распределенных вычислений современных решений для Больших Данных, таких как Apache Spark*, можно получить нечто гораздо более эффективное, чем блокчейн. Также грустно видеть, как мой отец раздувает Web3 в своем LinkedIn.

И это не значит, что эти децентрализованные платформы будут запускать свои собственные серверы в центре размещения, они по-прежнему хотят использовать AWS. Это означает, что Web3 так же централизован, если не более, чем Web2. Вы можете легко запустить Nextcloud со своего старого ПК вместо подписки на Dropbox, но вы не можете легко разместить "dApp" на своем MacBook вместо публичного блокчейна.

И если Web3 "децентрализован", то почему OpenSea может забрать ваши NFT?

Отказ от ответственности: Я работаю в Microsoft 365 в отделе Exchange. Несмотря на это, я самостоятельно размещаю свою личную почту на Postfix, Dovecot и Roundcube. Я являюсь участником Tor Core и оператором ретрансляции/выхода, но менее активным, чем раньше.

* - Я по-прежнему страстно ненавижу Apache Spark. По сравнению с ним systemd выглядит великолепно.

Майнинг централизован


Когда-то давно добывать биткойн было легко. Но биткойн взлетел, и теперь добывать биткойн стало абсурдно сложно. Вам нужны фермы GPU для майнинга только для того, чтобы добыть крошечное количество биткоина.

Конструкция блокчейна такова, что по мере того, как добывается все больше монет, вам требуется все больше вычислительной мощности, чтобы получить все меньшее количество биткоина. Это искусственный дефицит. Именно тогда, когда нам нужно сократить выбросы, мы сжигаем нашу планету только для того, чтобы сделать богаче 0,1% населения, в то время как люди в Индонезии теряют свои дома из-за участившихся тропических катастроф.

И даже если бы экологические проблемы не существовали, если добывать биткоин так сложно, это благоприятствует уже состоявшимся майнерам, а не новичкам. Это действительно то, что вы называете "децентрализованной" платформой?

Конечно, вы можете добывать Биткойн самостоятельно, но вы заплатите больше, чем получите.

Если бы я не стал большим поклонником FreeBSD в начале 2010-х годов, я бы, вероятно, был в криптовалюте. Возможно, я бы даже работал в криптовалюте. На самом деле, в начале 2010-х годов я был увлечен биткойном и криптовалютами, и у меня даже был биткойн. Но я слишком любил FreeBSD, что был готов не добывать Bitcoin, лишь бы иметь рабочий стол с BSD.

Конечно, я был бы намного богаче, если бы выбрал Bitcoin вместо FreeBSD. Но, вероятно, я стал бы худшим человеком, поскольку мне не пришлось бы много работать, ведь у меня сейчас было бы 10 миллионов долларов. И публично выступать за уничтожение нашей планеты ради того, чтобы богатые крипто-братаны стали еще богаче, в то время как обычные люди вынуждены покидать свои дома из-за участившихся ураганов и торнадо.

Да, я "коммиттер" FreeBSD, но если бы я занялся криптовалютами, возможно, я был бы так же вовлечен в исходную базу Bitcoin или Ethereum. Но если бы я занялся криптовалютами, корабль уже давно уплыл. Но я рад, что не пошел в криптовалюты.

Я проходил стажировку в ныне покойном криптовалютном стартапе CacheCash, который надеялся создать децентрализованный CDN на основе криптовалют. Но они разорились, когда я принял предложение от Microsoft, которое привело меня в другой конец США. А CacheCash был неэффективен настолько, насколько это вообще возможно, как и многие приложения на основе блокчейна. Магистраль Интернета сейчас очень быстрая, но блокчейн никогда не будет таким.

Блокчейн - отстой, точка


Ожидать, что финансовая и технологическая индустрия будет работать на блокчейне, все равно что ожидать, что AT&T запустит свою магистраль на складе Amazon размером с место, полное 56k dial-up модемов. Или ожидать, что Google будет работать на кластере старых Compaq вместо гораздо меньшего количества современных серверов.

Конечно, вы можете получить 100+ гигабитную магистраль (стандартную для Интернета в наши дни), используя 56k модемы, но так ли это эффективно, как использование оптоволокна? Нет, совсем нет. И один волоконно-оптический трансивер - это точка по сравнению с 200 миллионами модемов dial-up (точный подсчет не произведен). Блокчейн ничем не отличается.


Одна финансовая транзакция не должна требовать больше энергии, чем средняя семья потребляет за месяц. Чрезмерное количество майнинга - это расточительство. Мы не хотим задерживать переход от ископаемых видов топлива, а делаем это только для того, чтобы несколько белых богатых крипто-братков стали богаче, чем когда-либо прежде.

Когда Майами и Хьюстон уйдут под воду, a16z будет частично ответственен за это. То, что могло бы сделать базовое корпоративное приложение на C#, вместо этого было сделано с помощью сложной сети блокчейна, убивающей окружающую среду и сокращающей цепочки поставок криптовалюты.

Конечно, у генерального директора Coinbase будет пентхаус на Манхэттене в квартале миллиардеров, в то время как Майами и Хьюстона уже давно нет, их поглотило повышение уровня моря. И даже если ваш дом не пострадал от повышения уровня моря, но вы хотите собрать ПК, теперь невозможно приобрести графический процессор, не взяв ипотечный кредит.

Тем временем у людей продолжают выманивать их криптоактивы, делая 0,1% еще богаче без каких-либо средств правовой защиты для остальных, в то время как вы вынуждены жить в приюте для бездомных, поскольку вы потеряли все, хакеры все забрали.

Разве это то будущее, которого мы хотим?

Децентрализация - это хорошо, просто не так, как мы это делаем.
То, что я сказал. Блокчейн - это не путь к децентрализации. Нам нужна гиперэффективная система, которая требует минимальных вычислительных ресурсов для масштабирования на целую планету пользователей и при этом позволяет новичкам легко присоединиться к сети.

Нетрудно создать ретранслятор Tor или Folding@Home, поэтому не должно быть сложно добавить криптовалютный майнер или узел. Но это так. Возможно, нам лучше убрать финансовый аспект, поскольку не все имеет стоимость.

Мой домен neelc.org стоит $11 в год, но домен имеет для меня большую сентиментальную ценность, чем то, что я получу, если продам его (если предположить, что кто-то его купит). Многие вещи в жизни просто невозможно оценить в долларах. В конце концов, Мона Лиза не продается.

Конечно, я работаю в Microsoft 365, потому что мне пришлось. Либо присоединиться к Microsoft, либо зависеть от отца в плане денег. Я очень долгое время был на 100% сторонником открытого исходного кода и самостоятельного хостинга, и я не очень хотел зарабатывать на жизнь работой под Windows или .NET, и разработка под Windows до сих пор дается мне с трудом, но мне пришлось. Я не хочу, чтобы мой отец вмешивался в мою жизнь или ставил под сомнение мой выбор.

Но работа в Редмонде - это не то, что Майами и Хьюстон под водой только для того, чтобы сделать счастливыми несколько белых крипто-братков.