August 11, 2018

КАК я НАЧАЛА бегать или РЕЦЕНЗИЯ: "О чём я говорю, когда говорю о беге", Харуки Мураками

Харуки Мураками не нуждается в особом представлении. Его произведения пользуются популярностью, и с каждым новым романом число его читателей только растёт. Вот и я поддалась обаянию прозы этого писателя. Читаю (вернее сейчас слушаю) книгу «О чём я говорю, когда говорю о беге».

Харуки Мураками (Haruki Murakami)

Современный японский писатель и переводчик. Увлекается марафонским бегом и триатлоном.


Я начала бегать. Это книга, которая вдохновила меня на это подвиг. Подвиг? Улыбнетесь вы. Да для меня сейчас 3 км бега - это по бе да. Еще месяц назад я и 500 м не могла пробежать и сколько всего впереди...

Признаюсь, у меня были немного другие ожидания от книги. Я думала - это книга в духе "сам ты себе тренер!" - делай раз, делай два и вот секрет, как начать бегать. Никакого подвоха тут нет: книга действительно о беге, о многолетнем беговом опыте автора. Однако, это не волшебный учебник по бегу, а трогательный (для меня таки да!) сборник воспоминаний и впечатлений о пробежках и соревнованиях.

Я не собираюсь нести свет в массы и обращаться к миру с призывами типа «Давайте бегать ежедневно, чтобы быть здоровыми!». Эта книжка всего лишь о том, что представляет бег лично для меня.

Так как автор действует в стиле стратегии "сторителлинг", и воодушевляет на бег.

Cторителлинг – искусство донесение поучительной информации, с помощью знаний, рассказов, историй, которые возбуждают у человека эмоции и мышления.

Что надо начать делать, чтобы начать бегать? Понять философию бега человека, который бегает :) Что важного я подчерпнула в книге:

  1. важность постоянства, а не цифр (да я начинала с интервального бега, я сначла шла, а потом немного добавляла бег, далее эти промежутки менялись в сторону увеличения бега, а не ходьбы);
  2. на что стоит обращать внимание во время пробежки, а на что не стоит (мне близка его концентрация на теле, на мышцах, на звуках, дороге и он точно описывает состояние "здесь и сейчас")
  3. какая она мотвация, которая поможет бегать из года в год (моя мотивация сейчас - это энергия, здоровье и легкость);
  4. отношение к поражениям, которых не избежать даже после самой тщательной подготовки (я в этом деле новенькая, но я помню, как хотелось бросить и после первых 500 м, когда адски задыхалась);
  5. значение таланта и врождённых способностей для достижения результатов, причём не только на беговой дорожке (тут есть полезное и для тех кто пишет, как кому-то "повезло" и талант ударован ему свыше, а кто-то нарабатывает его годами и "раскрывает" зачатки дара вещать на бумаге);
  6. пользы страданий время от времени для души и тела (он это так красочно описывает, что я почувствовала, как жжет кожу от разьедающей соли на том стоическом индивидуальном марафоне в Афинах)

Чем больше читаю, тем больше влюбляюсь, понимая, что это действительно МОЙ автор, что это действительно МОИ книги.

Слушаю и делаю записи, заметки - они у меня по всему дому! Дело в том, что Мураками многое рассказал мне обо мне самой.

Наверное, каждая фраза- это определённая цитата, каждая страница- подсказка как следует поступить и что можно сделать в трудных ситуациях. И определённо никогда не сдаваться. То как он пробежал 42 км в Афинах (снова я про них) на столько демонстрирует, что мы в состоянии сами нести ответственность за результат, что я просто не могу сказать "нет не могу", так как МОГУ, как смог он и другие. Просто думать о ногах, не о прохладном пиве, которого так хочется, а о беге : "раз, два, раз, два" ...И вот уже я сама бегу.

А вот это меня улыбнуло:

....что в океане я наткнусь на стаю ядовитых медуз, а на велосипедной трассе на меня нападёт успевший впасть в спячку медведь. А может быть, молния ударит мне прямо в темечко. Или налетит рой пчёл. Или моя жена, которая ждёт сейчас на финише, узнает про меня какой-нибудь секрет....

Примечательно, что автор участвовал забегах и соревнованиях, и таким образом пробежал 25 марафонов за 25 лет. Осенью и зимой — марафон, весной и летом — триатлон.

«Бег не только полезен для здоровья, для меня он стал еще и некой действенной метафорой. Бегая изо дня в день, дистанцию за дистанцией, поднимая планку все выше и выше и раз за разом ее, преодолевая, я и сам поднимался вверх – так говорит Харуки.

Еще мне откликнулась глава, в которой рассказывается о становлении писателя, что он, человек далекий от литературы, в определенный момент жизни решил все кардинально изменить - продал бизнесс и стал пробовать писать "стоящие" вещи. При таком намерении необходима поддержка близкого человека. Задаюсь себе вопросом - а я бы так смогла, а смогу ли...?

Кому стоит прочитать эту книгу

Всем, кто бегал, бегает или только выбирает себе первые кроссовки, и, конечно же, тем, кто занимается писательской деятельностью в той или иной манере. Это лёгкое и в то же время интеллектуальное чтиво, немного забавное и вдохновляющее.

С мыслями о новой пробежке.

P.S Я прослушала книгу, но в планах еще и прочитать, смакуя каждую главу и наслаждась бегом с автором.

Ваша читающая и уже бегующая @gelius