January 26, 2020

"Обострилось чувство юмора": русские в Китае о смертельно опасном коронавирусе


Полина, 6 лет живёт в Китае, в столице провинции Хубэй, городе Ухань. Именно оттуда началось распространение вируса. Сейчас город закрыт. 

В Китае я обычно 2 раза в год. Зимой и летом еду домой, если сильно хочу. Если не хочу, остаюсь в Китае. Я работаю в институте, и мы только 10 февраля должны выйти на работу. Но тут, как бы, закрыли на карантин, и возможно, выйдем позже. 

Вы живете прямо в этой провинции?

Я живу прям в этом городе Ухане.

И как ощущения? 

Я ничего не ощущаю (смеется). Происходящее здесь российские СМИ слишком преувеличивают.  Здесь вс не так. На самом деле, правда лишь в том, что город действительно закрыли на карантин. И близлежайшие города тоже закрыли, но это необходимая мера. Сейчас наступил китайский Новый год, и именно в эти дни жители поднебесной возвращаются домой, поэтому очень большая текучка людей на вокзалах в аэропортах, и, чтобы сейчас этот страшный (смеется) вирус не распространялся, ввели карантин. 

То есть, из Уханя на Новый год выехать не получится? 

Кто успел до того, как город закрыли (Ухань закрыли 23 января, прим. Меня), до того как запретили въезд и выезд, тот выехал. Но въехать сейчас тоже нельзя. Звучит, конечно, устрашающе, но, на самом деле, ситуация такая: школы и институты закончили учиться рано, все успели уехать. Ещё до карантина много людей уехало из города, и много приехало. А вот самый пик, 24-25 января, китайский Новый год. Все купили билеты, чтобы полететь к родным, но никто не смог выехать.

Как вы вообще узнали о вирусе?

Ой, ну это было очень замечательно! Мы справляли наш русский Новый год, ко мне приехала подружка. Мы гуляли по Уханю и…поели морепродуктов! 2 января я пришла на работу, и мне рассказали, что морепродукты есть нельзя, там может быть вирус. Я посмеялась. 

Не испугались? Не побежали ко врачу или, хотя бы, за витаминами? 

Я ничего не делала. Конечно была в шоке, но, когда начался вот этот глобальный вопрос, где-то 10 января, с того момента, как мы ели эти морепродукты, прошло достаточно много времени. Я ничего в себе не почувствовала плохого, какого-то недомогания, так что  - меня пронесло. 

Что сейчас происходит на улицах города? Есть ли признаки зомби-апокалипсиса? 

Сейчас очень трудно об этом говорить, ведь наступил Китайский новый год. В этот праздник все города пустые, все празднуют с родными. То, что показывают по телевизору про пустынные города, это не связано с вирусом, это происходит каждый год из-за праздника. 

А как было до Нового года? 

Когда выяснилось, что это может передаваться от человека к человеку, на официальных сайтах и ТВ объявили, чтобы люди старались не выходить без масок на улицу, чаще мыли руки, проветривали квартиры и старались не появляться там, где много народу. И ближе к местному Новому году уже было не встретить людей без масок. Естественно, каждый волнуется, но паники никакой нет совершенно.

Я слышал, что все маски были очень быстро распроданы, и на всех желающих их не хватило, это правда? 

Изначально говорили о конкретном типе маски – N-95. И их очень быстро раскупили, это правда. Уже потом в аптеках не было масок, но обычные медицинские маски, как сказали врачи, помогают. Просто их надо менять каждые два часа. Если вы выходите на улицу – надеваете новую маску. Я свои маски достала, только потому, что я заказала доставку на дом, вот и всё. Я купила пачку за 10 юаней. Грубо говоря, одна маска стоит 8-9 рублей.
Из аккаунта инстаграм @viktoriaman

Вы ходите в маске? Боитесь вируса?

Да, конечно, на улицу я иду в маске. Сейчас без маски даже в супермаркет не пускают. Потому что все переживают, за свои семьи, за своих родных. Естественно, я не хочу появляться там, где много людей. Но масштабного «о, боже, мы все умрем» - у меня такого нет. 

Реакция на происходящее у русских в Китае и у самих китайцев одинаковая?

Примерно одинаковая. Никто не поддается панике. Русские вообще все держатся молодцом. Обострилось только чувство юмора. Мне мама рассказывала, что происходит в новостях в России, здесь такого нет. Панических, атак не наблюдается (смеется). 
Мемы на тему вируса

За 6 лет, что Вы в Китае, Вы слышали о подобной эпидемии? 

Я раньше о таком вообще не слышала, такого не было. Какие-то где-то вспышки были, но не такого уровня. Что бы говорили об этом прям серьёзно. Да и города такого уровня не закрывали. 

В этот раз в Ухане даже экстренно строят больницу на 1000 человек, верно?

Да, даже на официальном китайском сайте написали, что строят. Ну, надо же где-то этих людей изолированно содержать.

Что думаете по этому поводу? 

Ну, что я могу сказать, молодцы! (Хорошо, что не купол над городом)

Мне нравится ваше сибирское спокойствие в закрытом на карантин городе, где строят больницу на тысячу человек! 

Да, ещё есть видео про то, что здесь всё закрыто, что здесь люди дерутся за еду. Это такая чушь, на самом деле, это неправда! Супермаркеты не работали только на Новый год. Еда есть, продовольствие продолжает поступать, зомби-апокалипсиса не предвидится!

Гуля, 7 лет живет в Китае. Сейчас - в городе Чжучжоу, на расстоянии 600 километров от очага эпидемии смертельно опасного коронавируса.  

Обычно зимой я лечу домой. В этот раз решила остаться. Живу в провинции Чжучжоу, это, как я понимаю, достаточно далеко от зоны карантина, потому что иначе до нас бы быстрее докатилась эта волна. 

Как Вы узнали о ситуации с вирусом? 

Если честно, ТВ я не смотрю, мои знакомые спокойно все отдыхают. Нет никакой паники, только мои китайские друзья с севера страны забыли, в каком городе я нахожусь, и решили, что я нахожусь, как раз, в этом закрытом городе (Ухань). Вот, они мне 23-го января позвонили спросить, как я себя чувствую и где я нахожусь. Ну,  и посоветовали, чтобы я сидела дома, носила маску. А вообще узнала от родственников из России. Папа позвонил вечером по Skype и рассказал. То есть, я из Росии узнала о том, что происходит в Китае. 

Какая обстановка на улицах? 

А здесь абсолютно спокойно. Я вышла на улицу, и я бы не сказала, что все поголовно ходят в масках. Их стало больше, но не сильно. Правда, в аптеках, естественно, масок уже нет. 

Если вам позвонили друзья с севера и переживали за Вас, значит, паника всё-таки есть? 

В новостях только об этом и говорят, просят быть аккуратнее, советуют оставаться дома. Плюс ко всему, просят не есть мясо диких животных! Я спросила сво��го китайского друга, каких ещё животных? Он говорит: "Которые летают. И змей". Летучих мышей, змей есть нельзя, вроде как, богатые любят попробовать экзотическое мясо, а в этом мясе о��наружили вирус.
Прилавок с деликатесами из змей

Какой была Ваша первая реакция на новости о вирусе? Испугались? 

Если честно, я достаточно далеко, как мне кажется, поэтому спокойно отношусь. Нервирует только то, что я работаю в институте, и все мои студенты сейчас уехали по домам. И неизвестно, в каком состоянии и откуда они вернутся. Плюс ко всему, в Китае такой менталитет: они, когда кашляют, практически не закрывают рот. Вот будешь ты стоять напротив, он будет кашлять прямо на тебя, ты будешь дышать всем этим, а ему всё равно.

Вы вообще верите, что этот новый вирус существует? 

Ну, мы общались с коллегами, один говорит, что ему без разницы вообще, просто ест очень много лимона и никуда не ходит, ему пофигу на этот вирус. А второй просто отслеживает. Третий говорит: "Надеемся, скоро все пройдет". Но есть и паникеры, которые всех обзванивают. Вчера, кстати, уже говорили, что и в нашей провинции обнаружен первый зараженный. 

Как сами китайцы реагируют на то, что происходит вокруг? Складывается впечатление, что там каждый год что-то присходит, связанное с болезнями, это не так? 

Вы знаете, они сами по себе достаточно грязный народ. Если они даже будут кушать за столом, они это вот всё харкают и бросают на столе. Мороженое поели – бросили. Выпили воды – бросили. То есть, это специфика нации. Они не боятся заразиться. Если у нас ты не станешь есть или находиться там, где очень грязно, то они станут. Для них заразиться чем-то, как будто, в порядке вещей. Поэтому я очень даже верю, что на кухне в какой-то забегаловке какая-то зараза и возникла.

Андрей, 12 лет живёт в Китае, в провинции Хэнань. Расстояние до очага эпидемии - 500 километров.

Хубэй - это провинция соседняя. Там, как раз, закрытый город Ухань. Поэтому ощущения както не очень…все на шухере, короче. 

Все на шухере? 

Ну, не сказать, что все, но как-то немножечко некомфортно. Вот так вот себя чувствуешь, когда узнаешь, какие события происходят в соседней провинции. Это недалеко, конечно. 

Откуда узнали о ситуации с вирусом? 

Узнал, когда всё уже было в самом разгаре. Пользуюсь We Chat, и коллега, которая живёт в эпицентре событий, выложила новость о вирусе.  Так я и узнал об этом, стал просматривать, что случилось. 

Какая первая реакция? Испугались? 

Да как-то не очень испугался. Но неожиданно было узнать это всё. Потому что я в отпуске не особенно слежу за новостями. А тут, оказывается, под боком такое происходит. Я живу на окраине города, и сейчас Новый год этот китайский. Магазины закрыты, нужно продукты покупать, выходить. А маски-то у меня не осталось! Вот что первое подумал. Самое главное, что нету в аптеках. В двух ближайших всё раскупили. Маску я только купил вчера, и то в магазине круглосуточном. 

Вы специальную маску N-95 купили или обычную?

Я про специальную маску только сегодня прочитал. Но у меня не такая. Я видел, что она продается. Но она дорогая, дороже, чем обычные. Около 80 юаней (700 рублей, прим. меня). Дороговато, тем более, когда не знаешь, сколько это продлится, не хочется тратить деньги. 
Картинка из китайских социальных сетей. Маски, которые работают

Что сейчас происходит на улицах города? Все в масках? 

Все в масках, это точно. Попадаются люди без масок, но большинство в масках. Вообще-то я всегда видел людей в масках, но не так много. В метро я спускался – все в масках, 99% точно. Я прогуливался вдоль канала, из 10 человек только двое не в масках. Это больше, чем обычно. 

Люди сильно напуганы? 

Кто-то напуган очень. Особенно, те, кто в дороге, путешествуют или проезжают через Ухань. Все скидывают информацию, читают сводки. Но, в основном, конечно, все понимают что шумихи больше, чем реальной опасности. Но я не думаю, что это только шумиха. Факты с официальных сайтов показывают, что это не просто шумиха, а настоящая эпидемия, и она распространяется. Просто это нужно принять, как есть, и не нужно паниковать. Все пройдет. 

То есть, апокалипсиса не будет? 

Я думаю, что это ерунда. Шумиха такая, чуть ли не конец света. Прям откроешь дверь…и всё, смерть стоит с косой. Просто надо осторожней быть. Я уверен. Потому что уже такая вспышка была, и не раз. Как-то даже один человек заболел атипичной пневмонией или птичьим гриппом. Оцепили район, раздали градусники мерить температуру. Но через неделю всё свелось на нет. Всё стало в порядке. Но в этот раз это, всё-таки, не обычная вспышка заболевания. Потому что в то время не было, что бы на официальном уровне так информировали, как сейчас. Не было, что бы города закрывали, отменяли мероприятия, вводили карантин.

Что думают по этому поводу Ваши знакомые?

Все не в настроении. Праздники же, все думали куда-то поехать отдохнуть. Встретиться с кем-то, сходить куда-то. Вирус внёс коррективы. Так что все не рады этому. 

У вас в провинции были случаи заражения? 

У нас в провинции по сводке 32 человека заражено (в провинции Хэнань живёт 94 миллиона человек,  прим. меня). Вы знаете, почему паника возникает в Китае? Потому что всегда китайские СМИ занижают масштабы. Это сами китайцы мне говорили. Поэтому, если говорят, что 98 человек заражено, на самом деле, их гораздо больше. Поэтому доверия у населения нет. Люди всегда знают, что цифры занижены.