March 22, 2020

"Врачи очень удивились, что я не умираю". Интервью с коронавирусным украинцем

Кратко: 20 марта, удалёнка, Дота 2. Мы познакомились с Игорем в так называемом low priority - карантине для игроков с плохим поведением. Ирония не закончилась. Оказалось, что играет Игорь, сидя в одиночной палате для заражённых коронавирусом. Парень из Украины, почти хвастаясь, рассказывал об этом членам своей команды. Журналистская находка, не иначе. Ниже - интервью с Игорем. Он один из первых заразился коронавирусом в Украине. А бабушка его девушки первая в Украине от вируса умерла. О состоянии, панике, людских отношениях (с угрозами и соленьями) и будущем для выживших.

Игорь общается с друзьями

Давай начнём с банального. Как самочувствие?

Чувствую себя отлично! Вечером температура поднимается до 37, и все.

Как ты вообще узнал, что заражен?

Как эта ситуация вся произошла? Мы с моей девушкой на позапрошлой неделе (5 марта) ездили к ней домой. А у неё как раз бабушка вернулась из Польши. Бабушке уже тогда нездоровилось, у нее был жар, в общем, было плохо ей. Мы 5 дней у них погостили и вернулись обратно в Киев. А потом узнали, что бабушку госпитализировали с двусторонней пневмонией. У неё подтвердился коронавирус. Я сразу поднял кипиш, потому что единственный, из этой компании кто вернулся в Киев. Бабушка в скором времени умерла. 8-го числа она заболела, получается, а 13-го умерла. Ей было 70 лет, иммунитет, конечно, у нее был не очень хороший. 

Насколько тяжело у тебя проявлялся коронавирус?

Мне 18 лет, организм здоровый, поэтому болезнь очень слабо проявляется. 8-10-го марта у меня была сильная головная боль и температура 37,5. А через несколько дней я уже был полностью здоров. Но не хотел заражать других, поэтому решил лечь на карантин. Когда я приехал в больницу, мне сделали тест на антитела, и он был отрицательным, то есть, мой организм не боролся с этим вирусом, как я понимаю, я точно в этом не разбираюсь. А потом мне сделали мазок слизистой, и потом уже, после экспертизы выяснилось, что у меня все-таки есть коронавирус. Но врачи мне говорили, что мне уже ничего не грозит, все прошло в легкой форме, но сам вирус во мне еще обитает. 

Переживал, когда только узнал, что мог заразиться?

Я, когда узнал, сидел еще у себя в общежитии на самоизоляции. Было жестковато, переживали все. Потом как-то отпустило меня, и я подумал: «Что уже переживать? Даже если я умру от этого коронавируса, как я могу на это повлиять? С ним может справиться только мой иммунитет, это его работа». Поэтому, когда вирус подтвердился, я был взволнован, но паники не было. Свыкся с этой мыслью и смирился. 13-го числа меня госпитализировали, уже прошло 9 дней. Не думаю, что уже могут проявиться какие-то симптомы. 

То есть, ты перенес вирус как обычную простуду?

Да, даже легче, потому что у меня ни насморка не было, ни першения в горле. Из тех симптомов, что перечисляют в интернете, у меня была только головная боль и небольшая температура. 

Что ты делал, когда узнал, что у тебя, скорее всего, коронавирус? Какой порядок действий?

Когда я понял, что мне необходима госпитализация, я еще целый день добивался,  чтобы меня забрали. Мы утром созвонились с моей девушкой, узнали, как дела друг у друга, обсудили. Она рассказала, что позвонила в санэпидемстанцию, они должны мне позвонить и рассказать, что делать. Они мне сразу позвонили, расспросили о моем самочувствии, почему-то очень удивились, что я не умираю (смеется), что со мной буквально совсем ничего, даже температуры тогда не было и головная боль ушла. Они сказали, чтобы я оставался в общежитии, потом ко мне пришел врач из студполиклиники, в одной маске. Видимо, у нас произошло какое-то недопонимание, и они не поняли, что я контактировал с бабушкой. Врач пришла, послушала меня, сказала, что я полностью здоров, сказала, что я могу спокойно ехать домой, у меня, как раз уже билет был на этот день. С одной стороны, я сначала обрадовался, но понимал, что общался-то я напрямую с заболевшей, обнимался с этой бабушкой три дня назад, и не могу позволить себе просто так уехать. Я позвонил еще раз в 103, объяснил им ситуацию, они сказали мне звонить в какой-то 1545 -  какой-то особый отдел по коронавирусу уже. Я набрал и услышал, что девушка из этого «спецотдела» явно читает с листочка, то есть, она особо не разбирается, а действует по алгоритму: "Нет симптомов - здоров". Она не слушает, что я объясняю, про контакт напрямую, говорит, что я могу спокойно ехать домой. Я дозвонился уже до какого-то третьего врача, рассказал свою историю, он, судя по голосу, вообще был пьяный (смеется). Он тоже мне сказал, смеясь, что я здоров и могу идти на все четыре стороны. Я связался с санэпидемстанцией своего района, снова объяснил. И они такие: «А-а-а, так что ж вы сразу не объяснили, что был прямой контакт?!». Потом ко мне пришла та же женщина из поликлиники, только уже не в маске, а в защитном костюме. И потом она меня послушала, ребятам из моей комнаты сказала разъезжаться, а мне сказала ждать скорую.

А что в больнице?

Меня поместили в индивидуальную палату, санузел, душ - все индивидуальное, минимум контакта с другими людьми. Те, с кем я контактировал, были в этих изоляционных костюмах. Сразу же сделали мне экспресс-тест, потом, через пару дней, сделали тест слизистой, рассказали, что у меня коронавирус, и это время я, получается, просто сидел. В основном лечение этого коронавируса - это обычное снятие симптомов. Никаких серьезных лекарств, антибиотиков. Вот, в списке моих лекарств: обычные полоскали для горла. Никакой методики лечения нет. В понедельник мне должны сделать еще один тест. Сейчас меня уже перевели в палату с другим человеком, так как привезли новых зараженных. Есть конечно, что мы такие, двое из одной лодки, оба больны смертельным вирусом, это объединяет (смеется), но я только перешел в эту комнату, еще вещи не успел разложить. 
"Индивидуальный бокс" Игоря

Как относишься к панике вокруг?

Паника - это палка о двух концах. С одной стороны, когда люди боятся, они ведут себя осторожнее. Несмотря на то, что я отношусь ко всему этому спокойно, я понимаю, что это серьезный вирус, ведь для человека с какими-то хроническими болячками, с ослабленным иммунитетом, или просто для человека в возрасте это действительно опасно опасная штука. Я читал, что этот вирус обостряет все хронические заболевания. Если проблема с почками - он на почки переходит, если легкие, то на легкие. Ну, на легкие он по умолчанию действует, но, все равно. Минус - это то, что эта паника перерастает в агрессию, в основном, из-за того, что нет понимания. Всем рассказали, что это страшно, но никому не рассказали, что не так уж и страшно с другой стороны.

То есть вся паника, от незнания?

Яркий пример отношения людей - мое общежитие. Когда узнали, что у меня коронавирус, все начали шуметь, всех заперли на карантин, никого не впускают, не выпускают. Я там 2-3 дня был после приезда, так что много кому мог разнести заразу. И были угрозы в сторону тех, кто был со мной в общежитии, но до начала карантина разъехались по домам, городам. Они там, дома, изолировались, но все-таки им уже угрожали. Были телефонные звонки, говорили: «Мы вас, коронавирусных, вообще всех…».
Дезинфекция в общежитии, где живёт Игорь

Угрозы это, конечно, перебор...

Просто люди настолько боятся за свое здоровье, что угрожают, чтоб человек вообще не выходил, неважно, здоров он или нет. Я читал в новостях, у нас в Украине есть один человек, который уже вылечился от коронавируса, и он боится возвращаться домой, потому что, как я читал, у дома его уже караулят, жену его отправляют к нему в больницу. Непонимание человеческое пораждает дикость. Если ты не знаешь то, чего боишься, то боишься в сто раз сильнее. Вот, например, были угрозы от правоохранительных органов тем, кто уехал из общежития до того, как начался карантин, уже были повестки в суд, им приписали нарушение карантинного режима, хотя они и так сидят по домам.

Я, честно только думал, что, наоборот, общество на пике уровня социальной отвтетственности. Получается, что нет?

Ну, как посмотреть, с другой стороны, много людей понимающих, отзывчивых, поддерживающих друг друга в этой ситуации. Моя девушка сейчас в самоизоляции в своем городе, дома, с семьей. И им жители города, соседи передают продукты, и не какие-то там яблочки, а мясо, банки солений, всякие продовольственные товары, и много! Но вот другой пример - люди, которые со мной жили, два парня. Я, когда узнал, решил даже в магазин не ходить, залез под одеяло и сидел там, а они спокойно разъехались по домам, хотя контактировали со мной очень плотно, мы в одной маленькой комнатке вчетвером жили и дышали одним воздухом. И они спокойно уехали к себе домой. Сейчас, когда мой диагноз подтвердился, они уже более осторожны, сидят дома и даже с родителями не контактируют, но, все равно. Мне сначала тоже казалось: «Ой, да это так все от нас далеко - в Китае», а тут бац, и бабушка умирает от коронавируса! Оказалось, что все это очень и очень близко ко всем. Бабушка была второй заболевшей и первой, кто умер от коронавируса у нас. 

Как изменился уровень твоего взаимодействия с миром за это время?

Для меня все изменилось сильно. Я экстраверт, я очень люблю живое общение, раньше в интернете, в соцсетях проводил не много времени. А сейчас я не могу нормально ни с кем поговорить, банально, ни прикоснуться ни к кому не могу, ни пообниматься. Это не очень комфортно. А так, я общаюсь все с теми же людьми, но теперь виртуально. Но мне повезло, среди них оказалось много людей отзывчивых, передачки мне передают мои однокурсники и даже преподаватели. Благодаря всему этому я понял, что меня окружают хорошие люди. 

Понимаю, что ты не эпидемиолог, но как думаешь, когда закончится?

Честно говоря, говорил об этом со многими и пришел к выводу, что мне повезло, что я попал на самое начало этого всего. Потому что, оценивая то, как легко заразиться, и даже то, с каким количеством людей я контактировал до госпитализации, я думаю, что это только начало. Я смотрел комментарии эпидемиологов, и слышал, что 60-70 процентов людей переболеют, и что длиться это может даже год или два. В общем, сейчас я уверен, что наш карантин в Украине, который объявили до 3-го апреля, он точно не будет до 3-го апреля. Сейчас все только стремительно набирает темп. За два дня в Украине - плюс 10 заболевших, через день будет плюс 50, потому что две недели инкубационного периода еще, и все это в геометрической прогрессии растет. 

Насколько эта эпидемия опасна, как думаешь?

Если перейти на чуть более абсурдный вывод, то я склоняюсь к тому, что все-таки не зря этот вирус появился, и не зря он вышел из мест, где самая большая химлаборатория, и всякое такое. Возможно, это и правда было создано для того, чтобы уменьшить население, но не уничтожать его, оставить молодое поколение, за которым будущее, и снизить количество людей, которые, как бы это сказать, уже свое пожили. За последние столетия все-таки вырос уровень жизни и продолжительность жизни выросла. Людей стало очень много, возможно, слишком. Конечно, когда это касается нас самих, наших близких, моей бабушки, например, тяжело было бы так рассуждать, я был бы против. Но, если посмотреть масштабно, если бы меня спросили «за» или «против»…Нет, все-таки лучше о таком сейчас не думать, я сейчас это произнес и стало не по себе…Но, если бы, например, у меня были бы достоверные сведения, что без таких мер, есть большая угроза будущему поколению, человечеству, то я бы принял решение о подобных мерах. Хотя, мне легко рассуждать, я сам часть этого нового поколения, конечно, было бы мне сейчас лет 80, я бы по-другому запел.