October 2, 2019

Бастион и БДСМ. В чем разница?

Короче, тема дна, журналист “Россия сегодня” написал у себя на Facebook, что на курсах спецподготовки “Бастион” над журналистами издеваются. Парня зовут Святослав Павлов, он работает редактором в “России сегодня”. По его словам, на этих курсах людей подвергают издевательствам, унижениям, включая обливание бараньей кровью. Сам “Бастион” проводят с 2006 года, и раньше никто, кхм, не жаловался.

Я пообщался на эту тему с несколькими журналистами. Двое из них проходили эти курсы. Один был в настоящем плену на Донбассе. Третий - никогда не проходил этих курсов, но много работал в горячих точках.

"Сразу видно кто в поле, а кто - на Фейсбуке"

Аделия Саттарова, бывший корреспондент Lifenews, была на "Бастионе" в 2016 году. Говорит, что опыт важный (рука не поднимается назвать его позитивным), мешки страшные, но бывали вещи и пострашнее:

- Я проходила курсы в 2016 году. Так вот, в нашем потоке, был парень, которому попросту пробили череп, он весь кровью истекал, я знаю точно, что у него был чуть ли не сломан нос. Или, например, девочка ободрала себе ноги, так на них живого места не было - пластырями все было заклеено.  А он, Святослав, что у него царапина на лице? Полный bullshit, как говорится. Я не верю ни ему, ни его истории про Сирию, например. Сразу видно, кто в поле, а кто - в фейсбуке. И ещё, я прочитала весь пост его, и он говорит, что их не предупреждали. Чувак, ты серьезно? Неужели перед тем, как тебя отправили в командировку на неделю в Севастополь, на спецкурс, ты ничего не почитал про эти курсы? Серьезно? И теперь ноешь? Ты журналист федерального СМИ. Ты либо журналист и знаешь, что там будет происходить, и отказываешься, или едешь и не ноешь. 

На твоём «курсе» были те, кто отказался? 

Да, кстати, приезжала делегация из Казахстана. Там были парень, девушка и оператор(это новый гендер, прим. меня), и они сразу сказали: «Ме хотим участвовать в захвате». Сразу на первом этапе сказали стоп-слово (вот вам и БДСМ, прим, меня) , и все. И на этом они были сняты с испытания-захвата, и просто ходили наблюдали. То есть, в любой момент мы могли отказаться от участия. 
"Захват заложников" на "Бастионе". Из личного архива Аделии Саттаровой

Ты сама считаешь эти курсы полезными? 

Да. Пусть лучше его уж на курсах отмудохают со всей силы, чем он поедет в горячую точку и сядет в укрытии умирать.

Твоё самое жесткое впечатление от “Бастиона”? 

Есть. К девочкам там же особенное отношение, на “Бастионе”. Там в конце этой игры есть проверка на прочность. Тебя ставят на колени, и девочкам водят между ног ножом и говорят: “Либо ты сейчас отдашься сама, либо мы тебя продадим, изнасилуем”. И всё в этом роде. Вот это самое жесткое. Просто ты стоишь на коленях, вся грязная, мокрая, тебе ещё и ножом между ног водят. И вот тут ты просто в тупике. 

"Но здесь территория войны. Кого волнует твоя свобода?"

Олег Сидякин, проходил курсы "Бастион" в 2012 году. А в 2014 во время начала конфликта на Украине - попал в плен под Краматорском.

Да, я проходил эти курсы и не могу сказать, что жалею о том, что проходил. Эти навыки, эти умения очень пригодились. Начиная с того, что объясняли, что никогда не знаешь, кто окажется террористом. Как это было в Украине: сегодня они ополченцы, завтра - берут тебя в плен. 

Как пригодились уроки “Бастиона” ?

Когда мне на голову надели мешок там, на Украине, я уже знал что, такое “быть в мешке”. Я уже знал, что такое, когда тебя тащат за мешок по земле. Знал, как себя вести. Понятно, что когда с тобой сталкиваются те, кто тебя ненавидят по какому-то принципу, они ведут себя жестче, чем преподаватели на “Бастионе”. 

Оправдана ли жесткость этих курсов? Может, стоит полегче с журналистами? Ну, объяснять что-то, лекции читать? 

Если ты столкнешься с жестокостью в реальной жизни, ты куда побежишь жаловаться? В плену мы неделю сидели в яме, в мешках, с голым торсом. Ты, конечно, свободный человек и журналист, но здесь территория войны. Кого волнует твоя свобода? На “Бастионе” мы уловили тот самый “минимальный запах пороха”. Ту самую “чуйку” получили. Где ты такой опыт, условно безопасно, ещё получишь? Кино посмотришь, где ИГИЛ головы режет? Тебя уже ведут в оранжевом костюме. Что ты будешь делать? Как выживать? Что просить? За кого просить?
Олег Сидякин и Марат Сайченко после возвращения из плена

Может быть, этот парень просто не знал, куда едет? Не ожидал такого?

Так там никто не держит тебя. Если это не твое - извините, не хочу. Может, ты не то развитие выбрал, не ту специализацию. Ты едешь в горячую точку, ты должен знать всё, что может произойти и быть готовым к этому. 

"Что бы он делал в реальных условиях? Сломался бы, не доехав до фронта."

Семён Пегов военкорр с огромным опытом. В «подготовительную группу» не ходил, сразу пошёл в «школу» войны на Донбассе, в Грузии, Сирии и Египте.  

Сём, что думаешь обо всей этой ситуации? 

Речь ведь не шла о теории? Все знали, куда едут. Научиться переживать стресс можно только переживая стресс. Прочитав в интернете теорию выживания, на практике ты применить их не сможешь.

Ты сам не проходил этих курсов, они вообще кажутся тебе нужными?

Я учился в жизни. На настоящей войне. Если бы у меня тогда, когда я начинал, была возможность поехать на “Бастион”, я бы поехал. Кроме того, там много моих друзей работают преподавателями. Например, по тактической медицине. Это суперспециалисты, и от них можно получить незаменимые навыки. Одно дело жгут наложить в спокойных условиях, другое - когда над головой пули летят. Это называется опыт! Я не вижу другого пути для начинающих. Теория? Бред. 
Семён Пегов в зоне боевых действий

Ну, так парень, насколько я знаю, работал как военкор в Сирии? 

Этот парень, такой смузи-журналист. Он был там в пуле Министерства обороны. Это не имеет отношения к войне, это, скорее, средиземноморский курорт. Максимально безопасные места. Получается, «Бастион» он не прошел. Сирии у него не было. Он не прошел проверку ничем. Что бы он делал в реальных условиях? Сломался бы, не доехав до фронта.

Когда я вчера увидел пост Святослава Павлова, я весьма удивился. Признаюсь, подумал, что это дичь. Но, пообщавшись с людьми (выше), немного поменял позицию. Я никогда не проходил никаких курсов. Работал несколько месяцев на Донбассе, но это сложно назвать настоящими боевыми условиями. Меня смущает, что Святослав не знал куда, он едет. Ведь в интернете полно обзоров на подобные курсы. В том числе, например, британские курсы HEFAT, где тоже не церемонятся.

И, конечно, нет уверенности в том, что эти навыки пригодятся тебе где-то там, где горячо. Но, как говорят ребята с одного там ютуб-канала, лучше уметь и не нуждаться, чем нуждаться и не уметь. Даже если речь идет об умениях дышать в мешке или передвигаться в наручниках.