February 23, 2020

Россия для русских. Настоящая страна - для страны в стране. Часть вторая.

Я несколько лет живу в Москве. И, пожалуй, главный столичный парадокс заключается в том, что москвичи тотально не знают (не хотят знать?), как живёт остальная страна. Мегаполис, в котором уютно расположено всё (вообще всё), существует в пузыре, а “креативный класс” поражается историям “из России”, которые доходят к ним из фейсбука и Пикабу. Матери-одиночки, сменная работа у станка, реальный МРОТ, землянки, в которых живут люди.

Женщина охраняет туалеты на набережной Омки. Омск 2019

“Россия для русских” - это серия материалов, состоящих из диалогов с простыми людьми, живущими в “провинциях” нашей Родины, которые начинаются уже за МКАДом. Вопросы намеренно - как из школьной анкеты. Никакой субъективности, только будни, пропитанные беспросветной русской хтонью (с точки зрения понаехавшего москвича).


Инна Михеева, 37 лет, медсестра в наркодиспансере, из посёлка Навля Брянской области

Кем вы работаете?

Я работаю в наркодиспансере, младший медицинский персонал. График у меня "сутки через трое", еще могу брать подработки, если расписание позволяет. Могу взять перед своими сутками дежурства дополнительный день или во второй свой выходной - ночь. В мои обязанности входит уборка помещений, обслуживание больных, встреча скорой помощи.

В чем заключается сложность вашей работы?

У нас тяжелобольных привозят, они в неадекватном состоянии, их надо принять, их надо привязать. Работа психологически тяжелая, но я привыкла уже, занимаюсь этим пятый год. Поначалу было тяжело, каждый раз, когда возвращалась с работы домой, думала, что уволюсь. Сейчас кажется, что так и надо, что все нормально. К нам привозят людей, которые пьют давно, принимают наркотики, и с таким неадекватным поведением я до этого не сталкивалась. Это белая горячка, это отек мозга. Люди в этом состоянии делают такое, что в нормальном состоянии человек никогда не совершит. Их надо уложить, привязать, работаем мы по двое - две женщины. Потом одеть памперс ему, поменять памперс.

Какие чувства вызывают у вас пациенты?

Женщин мне до сих пор, честно говоря, тяжело принимать. Недавно был такой случай, прямо в последнюю смену перед моим отпуском: привезли женщину, и она рассказала, что она своих детей отдала в приют, потому что у нее, якобы, очень сложная жизненная ситуация. Слушать такое невозможно! Она пила! Какая еще ситуация? Эту женщину мне жалко не было. Только зло берет из-за таких. Чаще всего наши пациенты грязные, неухоженные, а эта чистенькая была, довольно прилично одетая. Значит, есть на что покупать, одеваться, а детей сдала. Рассказывают наши пациенты примерно одно и то же, все их истории похожи. Единственное, совсем молоденьких жалко. Как-то 18-летнюю девочку привезли, она работала в гостиницах, на трассе - проституткой. Ее заставляли принимать наркотики. С ней приехали парни какие-то, что-то пытались нам доказать. Но все же видно. Многие таких девочек пытаются сразу обвинять, но мне не кажется это правильным, мы же не знаем, почему у них так сложилась жизнь. А у мужчин одна и та же история: “Жена бросила - я запил, с работы уволили - я запил”.

Вы считаете вашу работу полезной?

Мне нравится, когда они приходят в себя, осознают, как это неправильно. Когда их спрашиваешь, будут ли они и дальше пить, а они отвечают, что, конечно, не будут. Хотя есть и те, которые говорят, что им все равно, и они продолжат в том же духе. Помимо лекарств, капельниц, за ними нужен постоянный уход, им нужно постоянно давать воды, постоянно переодевать, потому что человек лежит мокрый, ему будет неуютно, он не сможет нормально спать, а ему нужно выспаться, чтобы его развязали. И потом, мы все приносим из дома им вещи, у кого что есть. И хочется верить, что вот эти ребята, которые еще могут найти работу, обзавестись семьей, действительно смогут больше не пить! Да, мы приносим пользу, как мне кажется.
Инна Михеева на работе. Фото из личного архива

Сколько вы зарабатываете?

Сейчас у меня хорошая заработная плата - 17 тысяч. Бывает премия на Новый год, в этом году была 11 тысяч, вообще радость была! Когда получается брать подработки, то 19-20 тысяч может выйти. Плюс у меня есть доплата 1100 рублей, так как мы живем в радиационной зоне. Ежемесячно пытаюсь откладывать тысячи по две, потихоньку пытаюсь привести в порядок дом. Но постоянно возникают какие-то нужды, так что накопить на что-то тяжело. Раньше у меня была зарплата 12 тысяч, потом 14 тысяч, до 17-ти подняли где-то год назад. С чем это было связано - я не знаю, нам не объясняли.

Сколько денег вам бы хватало?

Думаю, что тысяч тридцать бы хватало. Не шиковать, конечно, но за все платить, какие-то откладывать. А чтобы очень хорошо? Надо подумать. У меня же сын подросток, ему и одежда нужна, и в школу… В школу постоянно что-то нужно покупать: то кроссовки новые, то новый учебник, питание, на пирожки я ему даю каждый день по 12-15 рублей. В апреле ему будет 14 лет. Сложно мне мечтать о каких-то деньгах, я обычно реалистично о них думаю, подсчитываю. Ну, наверное, 50 тысяч, чтоб прям хорошо жить. Потому что, если 100 тысяч в месяц - это я считаю, что уже миллионеры.

О чем вы мечтаете?

Самая наша с сыном большая мечта сейчас - это ремонт, это новый диван. Мы все время с ним об этом говорим. Но понимаем, что не бывает все и сразу, и мы терпим, и мы делаем. А ближайшая мечта - хочу его вместе с классом в июле месяце отправить в Анапу. Это стоит 14.500. Почти месячная зарплата. Диван новый стоит около 8-ми тысяч .

А о чем-то только для себя самой не мечтаете?

Иногда мне хочется… Ай, я сейчас заплачу… Иногда мне хочется просто отдохнуть. Иногда я устаю так! Иногда это все так наваливается! Я забыла уже, что я женщина, что мне надо быть красивой, вообще о себе уже забыла давно. Иногда мне хочется просто сходить в парикмахерскую, сделать ногти - мечта моя. Просто сделать ногти, чтобы быть красивой. О чем-то великом я не мечтаю. Я живу реальностью, что мне мечтать о чем-то? Иногда хочется просто куда-то уехать одной, сходить в эту парикмахерскую, уехать хоть дней на пять, побыть одной, побыть красивой, а потом вернуться и - опять…
Инна Михеева, фото из личного архива

А куда бы хотели поехать?

Да куда угодно! Но больше всего, наверное, хотела бы в Италию. Посмотреть на этот знаменитый Милан и вообще на Италию. Я смотрю передачи, типа “Мир наизнанку”, и мне очень нравится эта страна. Но за границей я не была никогда. Были только с сыном в Геленджике лет пять назад.

Самая большая проблема в России?

Нищета. Безработица. Люди не живут, а выживают. Я знаю людей, которые живут хуже, чем я, мне хотя бы зарплату подняли. Есть, конечно, у нас люди, у которых достаток даже чуть выше среднего. Но я еще и одна. Был бы у меня муж, мы бы получали вдвоем, уже было бы на двоих 30-40 тысяч, например. Уже было бы много, мы что-то могли бы делать, плюс он что-то по дому бы мог делать, мне бы не приходилось кого-то звать, чтобы мне дверь сделали.

А кто виноват в том, что нищета и безработица?

Если рассуждать, вот безработица, мы берем Навлю, здесь закрыли все заводы, это же не от людей зависело. Человек должен где-то работать, нужно, чтобы открывались какие-то предприятия, чтобы человек жил и как-то рассчитывал свой быт, у него должно быть место, где работать. А нищета - это же не от человека зависит, что вот такая установлена зарплата, от него зависит только согласиться на такую работу или нет, будет он работать за 10 тысяч или вообще не будет. Если не правительство, то кто? Кто разваливает эту страну? Ну, не народ же? Может быть, народ в чем-то и виноват, но я не знаю, в чем.

Событие в стране или мире, которое вас удивило?

Грипп в Китае - коронавирус. Я думаю, что это все неправда, это меня не пугает. Мне кажется, что это очередные провокации, может быть, даже со стороны Китая, или у них и с Россией какие-то договоренности вообще, чтобы для чего-то это сделать. Был уже свиной грипп, которым всех пугали, это тоже самое. Что-то они там мутят. У нас в больнице говорили, что карантин, говорили надевать маски, но никто не надевал. Что я буду надевать, если я не верю?!

Откуда узнаёте новости?

Иногда смотрю новости по телеку, чаще всего Рен-ТВ, Россия. По Рен-ТВ смотрю передачи “Самые шокирующие гипотезы" и "Засекреченные списки”. Про Брянск смотрю - местные новости. В интернете сын читает новости, в какому-то Гугле. Я ему приобрела смартфон, хотя долгое время считала, что это ненужная вещь.

Хотели бы куда-то переехать?

Если бы была такая возможность, я бы с удовольствием переехала из Навли, всегда об этом говорила. Не в Брянск, это точно, и не в Москву. Москва большой и суетливый город, злой, грязный, мне кажется, я там потеряюсь. К морю тоже не хочу. В какой-то несуетливый город бы переехала.

Как вы вообще развлекаете себя в Навле?

У нас кинотеатр хотел выкупить один богач, который более-менее как-то старается помогать, но администрация ему не дала, и на месте кинотеатра построили очередной магазин пятерочка. Потому я никак себя не развлекаю, потому что у нас ничего нету. Куда я пойду, если у нас только магазины? Сейчас у нас делают проводку, долбят, стены сыпятся, и я себя развлекаю тем, что после ухода работника убираюсь. Так хоть не совсем скучно в отпуске.

Кино, которое вас впечатлило за последнее время?

Сериал Великолепный век. Потому что, во-первых, он на реальных событиях, а во-вторых, потому что такой любви, как у султана и его русской наложницы, не было и не будет! Когда ее не стало, он умер от тоски, не от старости, а потому что такая любовь. И это все было на самом деле.

Катерина Минаева, 33 года (имя и фамилия изменены прим.меня), инспектор по делам несовершеннолетних из Муромской области

Расскажи мне о своей работе?

Я живу в пригороде Мурома, а работаю в городе, но сейчас я в декрете. Живём мы с папой и тремя моими детьми. Я с детства хотела, устроиться в полицию. Закончила юрфак, и сначала работала в Росреестре по Владимирской области. Потом стала искать, как в полицию устроиться. Меня не брали. Потом всё-таки взяли. В 2016-ом году я устроилась в полицию, в отдел по делам несовершеннолетних. Пошла я совсем нулёвая, как стажер, а потом был приказ назначить мне звание младшего лейтенанта. А сейчас лейтенант, но в течение месяца должна получить старлея!

Где ты берешь деньги на жизнь?

Отец работает только летом. Зимой работать вообще негде, он тракторист. Но мне платят декретные сейчас - 40 % от зарплаты, это 14 тысяч рублей в месяц. Ну и плюс доплаты идут за ребёнка, но там немного. Алименты ещё, но их только сейчас начали платить, и то за одного ребёнка. У меня две дочки от одного мужа, а один сын от второго. С первым папой я в хороших отношениях, в дружеских. И мы нормально: надо одеть детей в школу, он говорит «да не вопрос», или за тренировки дочки он тоже платит. Он нормальный мужик, просто у меня к нему ничего не лежит...и поэтому родила ему двоих детей (смеётся).

До того, как ты ушла в декрет сколько денег ты зарабатывала?

30 тысяч рублей. Будучи лейтенантом, зарабатывала 30 тысяч рублей. Это мало.

А сколько надо?

Так, допустим, я одна и трое детей. Ну, полтинник. 50 тысяч рублей. У меня если своя квартира, 50 тысяч было бы прям нормально. А чтобы прям вообще, тогда докинь двадцаточку сверху. Вообще красота была бы! Так, чтобы, допустим, покормить, одеть, заплатить за учебу, дорогу. Ну и отложить. 70 тысяч - прям красота.

О чем ты мечтаешь?

Знаешь, я чего хочу больше всего? Вырасти в звании, до начальника какого-нибудь подразделения дослужиться. И, естественно, всех своих детей устроить-пристроить. Чтобы образование получили, работа у них была нормальная. Ты сказал отвечать честно, я отвечаю честно. У меня старшая сказала: «Я не пойду в полицию работать, я не хочу туда идти». "Хорошо, ладно",- сказала я, - "Если не хочешь в полицию, иди куда хочешь, но так, чтобы я могла тебя пристроить". Я её хочу пихнуть в медучилище, хотя бы на сестринское чтобы выучилась,. пошла работать медсестрой в любое медицинское учреждение. Она будет получать 10-15 тысяч, но хотя бы для себя, сможет одеться, пойти в клуб. А на остальное мы с её папой заработаем.

А есть ли глобальные мечты?

Переехать хочу. В Африку (смеется). Там ничего лишнего не надо, надела юбку из пальм и носи. А серьезно, есть в планах переехать в город, типа Суздали. Но в Суздаль я точно не поеду. Так- то, я вообще хочу в Рязань. Мне там понравилось, я там была пару раз. Я просто чего-то иногда смотрю в этом, как его…в инстаграме, там у них губернатор Николай Любимов. Он Рязанскую область преображает, он там вкладывает в одно, другое: новостройки, садики, центральная больница. Работа там, как для малого, так и для старого.

Вопрос мой, если честно, был не про Рязань…

Париж? Да какой мне Париж?! В Барселону хочу. Была в Египте, кстати. В 2011 году и в 2015. Всё с детьми. Слетала бы ещё, знаешь, чисто отдохнуть, в Еби..Египет, то есть. Пирамиды нравятся мне. Был выбор у нас: Турция или Египет, но мне турки не нравятся. Хотя, они везде, конечно, одинаковые. Что турки, что чурки, египтяне всякие...

Какая в России главная проблема?

Финансовая, наверное. Вечно всем не хватает: тут мало, тут дорого, тут стабильности нет. Здесь всё повышается, ничё не понижается. Стабильной у нас остаётся только зарплата. Всё остальное растёт, растёт, растёт и растёт. Как платить, на что жить? Кто виноват? Вова Путин, кто виноват?! Или мафия, которая там рулит над ним, под ним или им. Наше правительство виновато, ну а кто же ещё?

Какое последнее громкое событие в Росии или мире, которое тебя удивило?

Честно не могу сказать. Новости не смотрю вообще, потому что посмотришь, расстроишься, и ещё хуже. Подумаешь, для чего мы вообще живём и как? Слышала, что Трамп войну хочет нам открыть (смеётся). Он же скупает всю эту военную технику, то ещё там какую-то *****[оружие] начинает скупать везде, чтобы всё у него было, а не у нас. Это я где-то по телевидению слышала…где-то по Рен-ТВ.

Что ты думаешь про новый маткапитал?

Мало! То, что они там сделали, очень мало. Чего с ним сделать? Пойдешь квартиру купишь? Особняк пятикомнатный?! Этот материнский капитал, за третьего ребенка, его не все получат. Если бы получали все, независимо от доходов, то было бы нормально. Если я пойду ипотеку брать, 450 тысяч заплатят на ипотеку. Но! Только, если прожиточный минимум меньше или там больше…не помню, но там как-то так считают. Бесполезно, короче.

Про короновирус слышала?

Фигня! Как и эбола. Тоже, помнишь, говорили, что к нам придёт. И где? Само себя где-то убило. В общем, в этот коронавирус я не верю. Масками никакими не пользуюсь. С кем ни общаюсь, все думают, что это полная фигня. Всё это сделано было специально Америкой, чтобы нарушить экономику у китайцев. Туда вкинули им, как с этой эболой в Африке. Но там не только Китай зацепили, и наших тоже. Сейчас всё везде поднимется ещё больше. Я телефон хотела себе починить, а мне говорят, что запчасти подорожали. Конечно, потому что коронавирус.

Слышала что-нибудь про дело «Сети»?

Нет, вообще ничего не слышала. Но, может быть, я в декрете не слышала. У нас на работе-то любят обсужадть новости всякие «интернетные» и «неинтернетные». Времени дохера.

Евгений Воедчук, 41 год, водитель из Брянской области

Кем ты работаешь?

Ну, работа у меня не как у некоторых в Москве, в офисе с перерывами на смузи и свежевыжатые соки. У нас свежевыжатый сок - это березовый. Я занимаюсь извозом. Перевозчик я, только не Харон(смеется). Таксистом по городу только подрабатываю. В основном, занимаюсь перевозкой людей, которым нужно в аэропорты, на вокзалы, в другие города. Работаю я на контору. Контора такая: три диспетчера, директор - и все. Есть еще водители в штате и несколько машин, но я вожу на своей. Так я работаю больше пяти лет.

Сколько ты зарабатываешь?

Заработок зависит от количества совершенных поездок. Есть сезон и несезон. Летом больше передвижения по стране и миру. Зимой люди выбирают более безопасный поезд, потому что на дорогах зимой часто ужас, я это и сам наблюдаю. Ну, 2500 платят за «круг» - это Брянск-Москва-три аэропорта-Брянск, больше тысячи километров. Это они своим водителям столько платят. Нам платят в зависимости от аэропорта, у нас от Брянска ближайший - Внуково, до него мы берем 5500, если Домодедово или Шереметьево, то 6000. Но такие заказы, конечно не каждый день, сейчас совсем туго, последний такой заказ был перед Новым годом. Плюс подрабатываю по городу, но не официально, в общем, что остается от заказов подбираю.

О чем ты мечтаешь?

Я мечтаю найти такое занятие, чтобы оно совпадало с моими интересами и приносило доход. Сейчас я в активном поиске. Годы идут, выносливость уже не та, мне 42 года, заряда уже не хватает рулить такими пробегами, не вывозишь. Но о своем бизнесе я не мечтаю. У меня многие знакомые пытались заниматься своим, но в итоге приходили к такому выводу, что в нашей стране - это опять же кого-то кормить. До этой работы я занимался прокладкой сотовых сетей, в принципе, мне это нравилось, сейчас это опять актуально, потому что активно приходит 5G, но вот расценки стали совсем другие, и выгода совсем не та. Я долго думал над этим и не перестаю думать, мне хотелось бы чтобы польза какая-то была для общества, но пока не нашел своего.
Евгений Воедчук, фото из личного архива

Какая главная проблема в России?

Я считаю, и это сугубо мое мнение, что очень много людей, которые занимают должности в разрешающей системе, в проверяющей, не соответствуют занимаемой должности абсолютно. Я когда-то работал на железной дороге, раньше это называлось Министерство путей сообщения, потом переименовали в ОАО РЖД. Министерство путей сообщения у нас расшифровывалось по-своему - Министерство племянников и сыновей, и ни хрена не изменилось. Абсолютно ни хрена. Грубо говоря, те люди, которые остались сейчас в РЖД работать, они просто в шоке, когда к ним, работникам со стажем по 20 лет, приходит новый начальник, которому 26 лет, у которого дядя министерстве в Москве, а он - здесь начальник. Я общался со знакомым, он, как я, человек прямой, и даже прямее. Он сварщик, так он долго разговаривать не стал, он такому новому мастеру зубы выбил, чуть не сел. Вот это больше всего расстраивает - очень много некомпетентных людей. И это везде, в любой отрасли.

Последняя новость в России и в мире?

Я был в шоке, когда сбили самолет украинский над Ираном, почти сразу после Нового года. В шоке от того, как СМИ эту новость преподносили, чего только не говорили, а потом даже не извинились за свои предположения. А ведь столько людей погибло! Пусть там большинство канадцев было, но это не важно, это же люди. Правду же надо говорить! Или правда, честь и достоинство совсем не в почете? Кругом политика, все кругом привязано к политике. По телевизору, извините, одни *******[лжецы]. Вы реально что-нибудь сделайте, что вы все рассказываете-то? Лучше вообще телек не смотреть.

Как в Брянске обстоят дела с коронавирусом?

Радио только об этом и говорит. Они заколебали! Ты знаешь, много чего пережили, что теперь эту херню боятся. Но ты же знаешь, как людей окучивают, телевизор, радио и интернет. Вот сейчас реклама есть классная: помнишь, старые противовирусные таблетки Арбидол, теперь их, оказывается, усовершенствовали, и они даже от коронавируса помогают. Это по радио такая реклама была. А еще страховые компании новые медицинские полисы продают, типа, если ты заболеешь коронавирусом, тебе моментально выплатят 50 тысяч, полис стоит всего 500 рублей, но ты прикинь, сколько народу побежит и купит, а сколько заболеет. Это по Вести Fm и Маяку говорят, хорошо, что не по телевизору, а то вообще бы все побежали скупать.

Откуда получаешь новости?

Новости чаще всего в машине по радио слушаю. Включаю Вести Fm или Маяк. Мне песни новые надоели совсем. Слушать их не могу, как щас модно говорить, не заходят они мне. Самая дебильная песня, что сейчас крутят, «Я просто трачу свой тайм на тебя, любимка». Это просто ужас! Вот, опять она мне на язык прилипла, елки-палки! (Смеется) В интернете, в основном, просматриваю новостную ленту Яндекса. По телеку телеканал Звезда могу посмотреть.

Что думаешь о роспуске правительства и роли Путина в будущем?

Путину нельзя уходить. Единственная его ошибка - это то, что он замыкает все на себя.С другой стороны, я его понимаю, не на кого больше положится, кроме себя. В этом плане у него школа такая, серьезная. Если сейчас Путин уйдет, это будет переломный и явно не лучший период для России. А правительство ему надо было давно поменять, гораздо раньше это надо было делать.

Когда-то думал о переезде, например, в Москву?

Только не в Москву. Как город, например, мне очень нравится Белгород. А еще мне нравится Брянск(смеется).В Москве очень мало встречал людей с нормальным человеческим взглядом. В основном, поиск финансовой выгоды в глазах читается.

Был когда-нибудь за границей?

Ни разу не был. Беларусь, Украина - это не заграница, это моя Родина, СССР. Хотел бы на Кубу. Знаешь, почему? Говорят, на Кубе еще хуже, чем у нас, блядь! (Смеется)