October 14, 2019

Россия для русских. Настоящая страна - для страны в стране.

Я несколько лет живу в Москве. И, пожалуй, главный столичный парадокс заключается в том, что москвичи тотально не знают (не хотят знать?), как живёт остальная страна. Мегаполис, в котором уютно расположено всё (вообще всё), существует в пузыре, а “креативный класс” поражается историям “из России”, которые доходят к ним из фейсбука и Пикабу. Матери-одиночки, сменная работа у станка, реальный МРОТ, землянки, в которых живут люди.

“Россия для русских” - это серия материалов, состоящих из диалогов с простыми людьми, живущими в “провинциях” нашей Родины, которые начинаются уже за МКАДом. Вопросы намеренно - как из школьной анкеты. Никакой субъективности, только будни, пропитанные беспросветной русской хтонью (с точки зрения понаехавшего москвича).


Денис Алтухов, 26 лет, сборщик покрышек из Омска, з/п 32 тысячи рублей

Кем ты работаешь?

Работаю на заводе “Кордиант-Восток” cборщиком покрышек. Стою на станке, делаю покрышки. Четыре дня, с 6:30 до 15:00. Потом один день выходной. Потом четыре дня с 15:00 до вечера. Потом опять один день выходной. Потом идут ночные смены, самые большие. Это четыре дня с 10 вечера до 7 утра. Потом домой прихожу, день сплю и один выходной. Тяжело. Ночная смена - 9 часов на ногах. То есть ты не садишься, ты работаешь. По регламенту у меня обед полчаса, но нормы высокие, и часто обед получается короче, потому чтоработать надо.

Сколько ты зарабатываешь?

Грубо говоря, если ты адекватный сборщик, ты делаешь всегда норму, у тебя все получается, то в районе 32 тысяч рублей в месяц. Это в хорошем случае. Там разная система счета - от размера покрышек зависит, от плана. Но грубо говоря, если взять покрышки одного размера, то в день нужно делать 320 покрышек. Когда я только пришел, вначале получал примерно 25 тысяч рублей. Бывало и 20 тысяч, когда плохо получалось.

Сколько ты бы хотел зарабатывать?

Знаешь, че я тебе скажу. У меня даже есть видео, мама снимала, я пересматривал, смеялся. Я там такой сижу с умным видом, говорю: “Ой, мне хватит 25 тысяч!”. Мне казалось, баснословные деньги. Сейчас 30 тысяч рублей я зарабатываю. Для выживания прям вообще отлично, по кайфу. А реально для комфорта, то есть допустим на выходных куда-то выйти, да? Я не говорю по 5-10 тысяч тратить в ресторанах, просто выйти 2-3 тысячи с женой потратить, прогуляться по парку, такой легкий досуг. В общем, 50-60 тысяч на семью - в принципе, этого бы хватало чтобы куда-то сходить и нормально покушать. То есть знаешь, не суп на четыре дня варить, а завтра курочку пожарил, сегодня чего-нибудь новенького приготовил.
Фото из личного архива Дениса Алтухова

Ты когда нибудь был за границей?

Ты прям за больное взял. Не был. Ну, если не считать Казахстан за границей. Я сейчас смотрю одного блогера на YouTube. Он, короче, живет в Америке. Работает там техником, чинит в домах стиралки, холодильники и так далее. Я просто смотрел, что у него в неделю выходит 1200 долларов. На наши деньги это 300 тысяч рублей в месяц. Понимаешь? Я понимаю, что у него две тачки, мотоцикл. То есть я на заводе работаю, а он просто на себя работает и такие деньги! Это я к тому, что хотел бы уехать. Не обязательно в США, ну, допустим в Канаду. Но я понимаю, что у меня уже как бы не получится: там по политике если только уезжать. Что с господином Трампом очень сложно сделать, сейчас визу плохо дают. В Италию бы хотел. Во Францию там. Знаешь, в фильмах постоянно показывают Эйфелеву башню? С детства смотришь на нее с экрана, хотелось бы вживую увидеть.

Какая главная проблема в России на сегодня?

Главная… Если брать людей, которые высоко сидят и не воруют, они просто не знают, что творится ниже. Эти люди просто не понимают, что нужно простому рабочему человеку. Они как в армии дают указ: “Вот! Делай так! Вам будет так проще!” А нихрена не проще. Просто они не спускались, они не смотрели. И так везде в России.

Самое громкое событие в России за последнее время?

Я так сразу не скажу, я сижу на Пикабу, там всегда постят эти все скандалы, и ты просто смотришь и думаешь: как обычно, как всегда. Последнее самое - пост был про золотую молодежь. Они кутят не по-детски! Допустим, один катался по всему городу, “мусора” его догоняли, извиняюсь, “товарищи полицейские”. Просто 15 суток дали! Сыночек какого-то главного там. Думаю, отлично. А других сажали ни за что. Вот как так получается? Ещё кое-что запомнилось. Я же в Росгвардии служил. И меня очень сильно обидело мнение людей. То, что Росгвардия - это прям “путинцы”, которые у него в кармане сидят и он всеми погоняет. То есть они твари, всех избивают и только могут что митинги разгонять. У меня подгорело. В росгвардейской части, где я служил, там обычные парни простые. Живут своей жизнью. Им дают приказ - они делают.

Откуда вообще новости получаешь?

Только Пикабу. Даже ВКонтакте не листаю ленту. Пикабу читаю. Там кладезь, там посмеяться можно и громкие новости почитать. Сиськи, правда, запретили.

Московский блиц

Что такое “московское дело”?

Не знаю, не слышал никогда.

Кто такой Иван Голунов?

Не в курсе… Подожди, постер ещё “Мы за Голунова” есть? Видел, но не интересовался.

Кто такой Владимир Познер?

Познера знаю! Как интервьюер. Сидит, спрашивает вопросы. Познера я знаю только благодаря YouTube и в частности Дудю.

Рената Орлова, 22 года, продавец-консультант из Казани, з/п

Кем ты работаешь?

Я переехала в Казань, работаю здесь в салоне МТС. Пока просто помощник менеджера по торговле. Посетители приходят, со своими вопросами, я их обслуживаю, помогаю чем могу. В Казани я училась в колледже на товароведа. Так что, можно сказать, пошла по профессии.

Сколько ты зарабатываешь?

Я здесь работаю только полтора месяца, зарплату пока на получала. Там сначала экзамены надо сдать, курсы пройти. Пока я хочу просто научиться продавать, дальше видно будет. Скоро я получу первую зарплату. Даже не знаю, сколько, пока не говорили. Но, вроде, если голова есть на плечах, если нормально работать, 50-60 можно получать (согласно данным ru.indeed.com средняя зарплата на данной позиции в Казани 35-40 тысяч рублей, прим. меня). Минимальный оклад - около 25 тысяч рублей.

Сколько денег ты бы хотела зарабатывать?

Ну, 45-50 тысяч. Мне бы хватило. Ну и работу хотелось бы спокойную. Не то что вот эта вот в МТС. Здесь надо очень быстро работать, быть шустрой, иногда чересчур много понимать, следить за документами. Тут же не только телефоны продаешь, а ещё кредиты, рассрочки.
Фото из личного архива Ренаты Орловой

Ты была когда нибудь за границей?

Мечта есть такая, но нет. Пока просто хотелось. Больше всего во Вьетнам, потому что у меня там братан бывал, показывал фотки. Пока всё. В Италию, в Испанию некоторые ездят, говорят, там не очень. Но главная мечта у меня свой домик иметь, свой огородик. В деревне какой-нибудь, в России, естественно. Потому что я здесь родилась, это моё!

Какая в России главная проблема?

Работа. Здесь негде работать. Очень трудно найти работу с хорошей зарплатой. Так работать, как сейчас, я не хочу.

Самое громкое событие в России за последнее время?

Самая последняя новость - это когда я вышла с работы покурить на улицу и увидела аварию. И все.

Откуда получаешь новости?

Ой, мне тут в Казани не до телевизора. Новости я от мамы получаю, а она в телевизоре живет, смотрит там НТВ, РенТВ. У нас много каналов, я все если начну говорить, это писец.

Московский блиц

Что такое “московское дело”?

Нифига себе вопрос. Я откуда могу знать.

Кто такой Иван Голунов?

Я не знаю, прости.

Кто такой Владимир Познер?

Ой, никогда не слышала, не знаю.

Антон Седов, 33 года, продавец-консультант из Омска, з/п от 20 тысяч рублей

Кем ты работаешь?

Продавцом-консультантом в салоне “Изюм”. Моя задача - консультировать людей по покупкам. Ну и продавать, от продаж зависит зарплата. Раньше был в Теле2, тоже продавцом. Работаю возле дома, экономлю на проезде, считай, 60 рублей в день. За 22 рабочих дня почти полторы тысячи экономлю.

Сколько ты зарабатываешь?

Здесь я зарплату ещё не получал, хотя устроился в конце августа. Получу только в конце октября. Х***я получается. В Теле2 было как: 40 рублей в час - минималка, а если выполняешь план - 60 рублей в час. В месяц выходило от 20 до 40 тысяч. 40 - это когда хорошо. В среднем 25-30 я получал. Здесь, в “Изюме”, всё вообще от продаж зависит. У меня смена стоит всего 180 рублей. Допустим, не выполняешь план совсем и минимального оклада не будет, сколько тогда получится? Около 4 тысяч. Вот и живи. Если не считать всяких кредитов, средней зарплаты могло бы хватать. А так, конечно, хотелось бы лучше. Вот “двушку” снимаю, это 12 тысяч плюс коммуналка 3500. Если бы снимал один, а не с девушкой, больше половины зарплаты бы уходило. А так у нас на двоих от 40 до 60, где-то так.

Сколько бы ты хотел зарабатывать?

При нормальных условиях, от 50 до 70 тысяч на одного. Это я называю цифру, если бы я продолжал жить в съемной квартире, плюс продукты, что-то откладывать на отпуск, покупать вещи. У меня мечта - погасить кредиты (смеётся прим. меня). Долг у меня не очень большой, меньше сотни тысяч. Ну и потом - помочь брату, маме с долгами. У брата дочь родилась, надо помогать.

Ты когда нибудь был за границей?

Не был. Где был? Новосибирск, Абакан. Всё. В Абакане я служил, в Новосибе месяц валялся в госпитале. Хотел бы побывать в Чехии, там хоккей очень развит. И пиво! Ещё в Германии, на Октоберфесте, да и родственники там живут, повидаться бы. Да много куда хотел бы…
Фото из личного архива Антона Седова

Какая в России главная проблема?

Коррупция. Грубо говоря, когда у генералов находят квартиры, там миллиарды лежат, да? А люди с копейки на копейку перебиваются. Мы хотя бы живём в Омске, да, он, наверное, уже не миллионник, но всё-таки большой город. Но как в деревнях, в пригороде люди живут на 5-6 тысяч в месяц?

Самое громкое событие в России за последнее время?

Лесные пожары. Но там, по-моему, не всё так однозначно. То ли нормально, что горит, то ли там лес этот потом списывают, продают китайцам.

Откуда ты получаешь новости?

Пикабу. Там более-менее люди делятся своими проблемами, те же самые обсуждения, например, золотой молодёжи. Плюс, есть такая вещь, как “сила Пикабу”, когда человек делится историей, а остальные начинают помогать всякими способами.

Что такое “московское дело”?

Хм… Не слышал никогда.

Кто такой Иван Голунов?

Блогер. Про кино чего-то снимает , там ещё скандал был, ему хотели запретить снимать, но, вроде, ничего не вышло (имеется в виду, видимо, BadComedian, прим.меня).

Кто такой Владимир Познер?

Ведущий, на Первом канале, вроде бы.

П.С. Это был первый выпуск. Пробный. Есть много идей и дело кажется максимально важным. Если вы (очень надеюсь) смогли дочитать до конца, и у вас появились какие-то отзывы и предложения, напишите мне пожалуйста свои комментарии в телеграмм на аккаунт @gshershnev

П.П.С. Если вы из Роскомнадзора, и тоже дочитали до конца, никаких отсылок к лозунгу русских националистов здесь нет. Игра слов, злободневная метафора, нелепое стечение букв, бабка нагадала. Клянусь.