November 6, 2020

Ценный разговор с Ильей Писаковым о целеустремленности

Мы продолжаем серию интервью с сотрудниками о ценностях компании. На этот раз обсуждаем целеустремленность, карьерный рост и как все это связано со спортом и корпоративной культурой.

В гостях: Илья Писаков, руководитель направления стратегического моделирования и анализа в ДРП. Начинал свою деятельность в активе Sibir Energy plc. в Москве, одной из дочерних структур Московской нефтегазовой компании – МНГК АВТОКАРД, где он был руководителем блока экономики и финансов. Сейчас Илья руководит функцией стратегии в ДРП. Работает в компании уже 10 лет.

О том, как стать целеустремленным

В твоем карьерном развитии видна целеустремленность. Расскажи, часто ли тебя сопровождает эта ценность по жизни и в работе?

Мне всегда интересно что-то новое, скучно стоять на одном месте, хочется пробовать свои силы, переходить с уровня на уровень. Возможно, на этом сказалось мое увлечение шахматами как спортом. Когда ты добиваешься каких-то результатов в спорте, в том числе в интеллектуальном, тебе хочется перейти с одной ступеньки на другую: так устроен спорт, и так устроен человек, тем более – современный. На примере собственных детей я вижу, как современная модель жизни закладывает целеустремленность прямо в основах: дети играют в компьютерные игры с красивой графикой, усложнениями от уровня к уровню, и им постоянно хочется пройти на следующий уровень, достичь новых результатов.

Как ты думаешь, дети сейчас рождаются целеустремленными? Многие сейчас говорят про поколение Z, потерянное поколение, которому не надо к чему-то стремиться. Как ты думаешь: люди рождаются с целеустремленностью или это можно приобрести?

Во-первых, все люди рождаются разными, в каждом заложено от природы что-то свое. Конечно, целеустремленность, пусть и в разной степени, но заложена изначально в каждом. Знаешь, есть теория том, что если людям обеспечить безусловный базовый доход – если бы, к примеру, государство выплачивало им какую-то зарплату, которой было бы достаточно для жизни на хорошем минимальном уровне, то общество не могло бы нормально функционировать. Но я бы поспорил бы с этим тезисом. Когда человек не вынужден бороться за существование и выживать, он может по-настоящему жить, искать себя, он все равно будет что-то делать полезное для общества, и общество не развалится от этого, а наоборот, станет более счастливым, более здоровым и качественным.

Возможно, обществу для этого потребуется пережить непростой переходный период, но целеустремленность все равно сформируется, и она будет совсем другого порядка. Потому что и сами цели изменятся, перейдут на более высокий культурный уровень. Так что да, я думаю, целеустремленность изначально дается человеку, но в значительно большей степени она приобретается им в течение жизни, в процессе его развития.

О компании и наставниках

В чем для тебя основная ценность работы в компании?

Ключевая ценность компании и работы для меня – это опыт, который я получаю. Кстати, это тоже пришло из спорта: я замечал, что всегда есть либо наставники, либо другие спортсмены, у которых можно чему-то научиться. Иногда я даже замечал, что научиться чему-то можно и у более слабых игроков.

Другая ценность – возможность приносить пользу обществу. Чем более сложные задачи решаешь, тем, как правило, большее количество людей они затрагивают. Постоянно в голову приходят идеи, мысли и смыслы, которые могут принести пользу, если их удастся реализовать самому или донести их до других людей.

Говоря о наставниках, есть ли сейчас кто-то, за кем ты наблюдаешь, кто тебе интересен в качестве наставника?

Ранее, когда я работал в розничном блоке, значительное влияние на меня оказал стиль работы, стиль руководства и способ мышления Алексея Владимировича Боброва. Это очень интересный человек во всех смыслах. Безусловно, я общаюсь с ним и сейчас, как и со многими другими руководителями в компании, и при общении с ними со всеми я часто нахожу вещи, которые мне полезны и интересны. Но в настоящее время не могу кого-то выделить и сказать, что наблюдаю за ним в качестве наставника.

О команде и руководстве

У тебя есть твоя команда? Есть ли у вас свои традиции?

Сейчас происходит трансформация в дирекции, и наша функция стратегии тоже меняется. С января я возглавлю управление стратегии и новых бизнесов. Изменится не только название и содержание, но и состав команды. Всего в нашей функции предполагается 12 человек.

Сейчас я комплектую команду – она не собрана полностью, ждем окончательных согласований и решений. Многие из тех, кто остается или приходит в команду, работают в компании давно, у нас очень хороший коллектив. Наша особенность – тесное и дружное общение, у нас нет различий: главный, ведущий специалист, руководитель или начальник управления. Мы общаемся на равных, друг с другом на «ты». Мы не соблюдаем жесткой иерархии. Я считаю, что для такой крупной компании, как «Газпром нефть», коммуникация в таком ключе выделяется. Наверное, это и есть наша традиция – постоянно меняться, и в то же время всегда оставаться собой.

Это влияет на эффективность команды? Помогает ли при решении вопросов?

Да, я думаю, что это влияет. Когда человеку не ставятся рамки, когда он не загнан в них против своей воли, он начинает раскрываться, идти к более высоким целям.

Ты сам руководитель. Назови 5 лучших качеств руководителя для тебя.

Безусловно, профессиональные компетенции –руководитель должен понимать, что он делает. Также он должен обладать видением – знать, чего он хочет, куда он ведет свою команду. Также важна харизма – это умение быть с одной стороны авторитетным, а с другой – человечным. Силу ведь можно чувствовать не только через влияние, но и через какое-то тепло, создание атмосферы, в которой хочется работать. Говоря о харизме, я упомянул авторитетность – это тоже качество, которым руководителю нужно обладать. Его должны уважать не по принуждению, а искренне. Еще он должен уметь решать вопросы своевременно, быстро принимать решения, быть гибким.

О ценностях и корпоративной культуре

Как ты думаешь, зачем в компании нужны ценности?

Компания – это система. Когда система большая и в нее вовлечено много людей, мы должны накладывать и на людей, и на процессы определенные ограничения, устанавливать рамки, регламенты, порядки, чтобы коммуникация была синхронизирована между ее элементами. Чтобы люди, а главное – руководитель, лучше понимали, что они друг от друга могут и должны ожидать, в эту систему нужно заложить культурные ограничения. По сути, это и есть ценности. Благодаря им многие моменты сразу становятся прозрачными и ясными.

Как ты впервые узнал о ценностях нашей компании?

Ценности могут быть формализованными и неформализованными. Не всегда даже важно, есть ли какой-то буклет с этими ценностями. Я даже не помню, когда я впервые увидел этот буклет и кодекс в «Газпром нефти», но я безусловно знал и без кодекса о ценностях – они проявляются в общении, их нельзя миновать.

Как ты считаешь, текущие ценности «Газпром нефти» соответствуют той культуре, которая сейчас есть в компании?

Я бы сказал, что по многим из этих пунктов мы безусловно соответствуем. Может быть, в компании есть их даже больше, чем 6 закрепленных. А некоторые ценности еще только развиваются, и, конечно, потребуется время, чтобы, например, инновационность, дозрела до того уровня, до какого дозрела более старая ценность, например, безопасность.

Можешь привести пример, где ты в работе или в жизни можешь сказать, что проявилась корпоративная ценность?

В этом смысле, на мой взгляд, «Газпром нефть выгодно отличается от многих других отечественных компаний – многие из наших ценностей проявляются в жизни.

Если говорить именно про целеустремленность, здесь компания претерпела определенную эволюцию за 10 лет, что я видел воочию. Если раньше это была неповоротливая, бюрократизированная компания, с устаревшим стилем управления, то теперь она гораздо более динамичная и подвижная. Это проявляется во всем: в корпоративной культуре, в том, как выглядят офисы, как люди общаются между собой. Корпоративная культура – очень значимый элемент развития. У компании есть своя цель – финансовая, нужно заработать больше денег, и в этом ей нужно быть целеустремленной. Эта целеустремленность трансформируется в целеустремленность сотрудников. Если они заинтересованы становиться быстрее, сильнее, выше, гибче, они, соответственно, больше смогут дать компании.

Пример из жизни: лет 5-7 назад, когда я работал в блоке экономики и финансов, я для себя понял, что достиг потолка, и пошел на онлайн-обучение, курсы, начал более интенсивно изучать многие другие дисциплины. Посмотрел на все по-новому, свежим взглядом. Дополнительно я поступил в очно-дистанционную магистратуру, на кафедру, которая была создана по инициативе «Газпрома» в ФИНЭКе в 2015 году. Я старался более глубоко с теоретической точки зрения посмотреть на те проблемы, которые я видел, чтобы точнее и глубже все изложить. В то время у меня были свои идеи, я пытался донести до руководства, и многие из них были услышаны.

Я закончил магистратуру с отличием, даже выступал на конференции. Все это очень пригодилось в работе и повлияло на стратегический курс компании. Одна из идей, которая у меня тогда была, – это проект по развитию бренда ОПТИ. Я был за то, что нужно развивать лоукост-бренд и немного под другим углом развивать этот бизнес в параллели с основным видом деятельности. В итоге мне доверили создание команды и пилотного проекта ОПТИ. Он был успешно запущен, реализован, согласован и тиражирован. После мне предложили позицию руководителя функции стратегии. Это был шаг от розницы ко всему бизнесу ДРП и видению, как его двигать и развивать дальше. Конечно, я не смог отказаться от предложения, потому что понимал, что, находясь на этой позиции, смогу принести больше пользы обществу и компании.

Об отдыхе

Расскажи, как ты восстанавливаешь силы?

По-разному. Безусловно, я люблю общаться с детьми, гулять с ними на свежем воздухе. Стараюсь не забрасывать шахматы, занимаюсь спортом, увлекаюсь дзюдо, до пандемии начал заниматься боксом. Мне нравится читать книги, и даже писать – разумеется, на профессиональную тему. Не знаю, можно ли это отнести к отдыху, но есть ценные мысли и идеи академического толка, которые хочется изложить на бумаге.

Люблю хорошие и интересные фильмы или сериалы. К примеру, недавно я узнал о сериале о шахматистке от Netflix – «Ход Королевы», который затянул меня с первых минут, хотя раньше я не так часто смотрел сериалы и в целом этот жанр не люблю. В такие моменты лишний раз убеждаешься, как важно уметь сказать себе «нет», потому что корпорации вроде Netflix здорово научились считывать людей и понимать, что им нравится, чтобы удерживать их внимание. Нужно это считывать в ответ и говорить: «Да, ребята, вы поняли, что мне это интересно, вы молодцы, но надо это дозировать».