Лиса говорит
September 3, 2023

ММКЯ 2023

1. Организация

1.1 Удобная локация. И это первое и единственное из позитивного.

1.2 Есть один вход и один выход с территории. Соответственно, на вход очереди. Люди стоят под дождём, тупят с билетами, остальные ждут, потом дождавшиеся тормозят. Очередь.

1.3 Логику в размещении залов я не поняла. Почему 5.1 и 5.2 это 2ой этаж, а 5.3 и 5.4 — 1ый: загадка.

1.4 Почему с 1 на 2 этаж и обратно надо через улицу ходить я тоже не поняла.

1.5 Места мало. Стенды поэтому оформить возможности не было ни у кого. В проходах толпы людей. Подхода к стендам практически нет.

1.6 Интернет не работает (но это проблема Сити, видимо). И проблема не в стриминге. Проблема в том, что у издательств не работает эквайринг. И каждая оплата — это долго, больно и очередь.

1.7 Специфика дневного билета. Он стоит дёшево. Но выйти и зайти по нему нельзя. А поесть на выставке можно только круассаны. Соответственно, если идёшь с 10 утра до 8 вечера, то чтобы пообедать, надо выйти за территорию. А потом купить ещё один билет на вход.

1.8 Мест отдыха тоже нет. Площадки очень маленькие, почти везде приходилось стоять. А шоппер становился всё тяжелее и тяжелее не только от копящейся усталости. Ноги просто отстегнулись под конец. Я этого не чувствовала на адреналине до прихода домой, но сегодня даже не знаю, что вытащит меня из дома.

1.9 Из-за того, что мало места, книг не видно. Я почти уложилась в свой список и спонтанная покупка ("Ходячие библиотеки") была только одна. Второй стала книга, которую я хотела, но в список внести просто забыла до ("Лисьи броды").

1.10 Организация площадок для выступления. Слушателям просто не слышно и сложно сконцентрироваться. В гостинке были перегородки. Но тут их не было. Тут ты слушаешь лекцию, а вокруг люди продают книги, едят круассаны и строят планы, куда двинуть дальше. А потом начинается концерт на соседней площадке, и спикер орёт в микрофон, но уже не слышит даже сам себя. Мне искренне было жаль ребят, которые и так общаются не звуками, а графикой. Их а) заставили говорить словами через рот; б) всеми способами помешали это делать.

1.12 Душно. Люди падали в обмороки, их увозили на «Скорых», открытые в какой-то момент все пожарные двери помогли мало.

2. Содержание

2.1 Стендов и издательств много. Это чудесно.

2.2 Ивентов очень много прикольных, они удачно скомпонованы, расписание есть на сайте и если заранее продумать логистику, то можно получить инсайтов по интересующим темам.

2.3 Я ходила на лекции и ивенты по продвижению, особенностями работы с площадками и издательствами. И там, в основном, авторы. Очень сбитая тусовка, увидела много знакомых лиц, с некоторыми людьми даже здоровались/обнимались: после какого-то количества ивентов начинаешь узнавать, и тебе тоже начинают узнавать.

2.4 Сила комьюнити важна. Пытаясь чуть подышать между лекциями, обсуждали с подругами сложности становления автора. К нам просто подошла дышавшая рядом девушка и накидала кучу крутых идей. Все очень охотно идут на контакт.

2.5 У меня были мои и только мои три минуты на сцене ММКЯ. И это мои первые три минуты публичности в книжном мире. После которых я тоже сделала для себя некоторые выводы.

Я специально ничего не говорю о политизированной повестке и хедлайнерах выставки. Жизнь копирует искусство, никто из нас не парит в космосе, и было бы странно, если бы этого не было. Поэтому... тут без сюрпризов, отношение к этому у каждого своё.

3. Выводы

3.1 Чтобы стать писателем, нужно писать.

3.2 Чтобы стать печатаемым писателем, нужно стать маркетологом.

3.3 Помогают в продвижении премии и нетворк.

3.4 Связи завязываются на ивентах, но не в коридорах. Самое интересное — на закрытой части, куда все подряд не допускаются.

3.5 Книга — это не только рукопись. Это рукопись, синопсис, фабула, рассказ о себе (авторе) и демонстрация общественной любви (5к подписчиков в соцсетях, лонг/шотлисты/победы в премиях, лайки и статистика покупок на площадках самиздата).

3.6 Издательства мониторят новых авторов. Часто им приносят рукописи беты или редакторы. Иногда это одни и те же люди. Поэтому, надо мудро выбирать, кто будет работать с рукописью. Просто «чистого» текста — мало.

3.7 Это очень маленькое комьюнити очень сложных людей, которые с трудом добрались до твёрдого переплёта и громкого издательства на красивой обложке. Стать там своей просто за то, что ты милый/милая — не получится. Нужно быть милой и иметь сильный текст. И зубы, чтобы его защищать. И характер, чтобы его продвигать. И поддержу, чтобы не сдаться. Никто не остров. И одному не победить.