Лиса говорит
October 4, 2023

Рецензия на книгу "Чистый цвет" Шила Хети

По версии The New York Times канадская писательница романов в жанре автофикшин Шила Хети вошла в список пятнадцати авторов, которые определяют облик литературы XXI века.

Книга "Чистый цвет" попала мне в руки почти случайно, но на самом деле – совсем не случайно, но это совсем другая история, которую, может быть, я когда-нибудь вам расскажу. В книге поднято несколько фундаментальных проблем:

1. Бог (не религия, и это важно) как вселенная. В тексте звучит фраза:

Земля болеет, но через миллионы лет она восстановится. Кто её восстановит? Бог? Эволюция? А есть ли между ними разница? Мне всё равно.

Я далека от православного или любого другого бога. Но я разделяю идеи целостности мироздания и вселенной. Поэтому, было интересно посмотреть на это под таким противоречивым и, одновременно, совпадающим со мной взглядом. Есть над чем подумать. Отдельно интересны моменты, когда Шила рассуждает о боге, как бы паря в Поясе Астероидов. Это всё напоминает мне историю о том, как Юрий Гагарин предложил восстановить ХХС, и о том, что всё гораздо сложнее и интереснее, чем кажется на первый взгляд.

2. Отношения с родителями – живыми и мёртвыми. Как любовь сочетается с ментальной тюрьмой. И как боль утраты превращается во внутреннюю свободу. Мира (главная героиня) пыталась убедить себя, что всё в порядке, что дух отца вошёл в неё и, наконец-то они обрели гармонию. Но при этом она бесконечно пыталась найти его в книгах, в природе, в искусстве – и вернуть к жизни.

Для меня тема актуальна тем, что я живу в разных городах со своими родителями и сыном. И, конечно, задумываюсь: а правильно ли я их люблю? Точно не так, как им бы того хотелось. Но если я буду делать всё, так будет приятно им, что останется от меня? А если не буду – не наступит ли момент, когда я об этом пожалею, но уже ничего не смогу исправить?

3. Отношения с партнёром. Они во многом растут из отношений с родителями и между родителями. Перелюбленная отцом дочь искала не тёплых рук, а холодных сердец в жизни, и, в итоге, осталась одна, но не нашла целостности в этом одиночестве.

4. Дружба. В маленьком романе дружба показана вроде бы самым незначительным и эфемерным из всего перечисленного выше. Но, по сути, отсутствие настоящей дружбы – причина одиночества Миры. И если о любви у неё есть какие-то предстваления, полученные от отношений с отцом, то о дружбе она не знает ничего. И она очень одинока.

Несмотря на стопроцентное попадание проблематики в моё мироощущение, местами мне было скучно читать. Например, когда дух отца входил в Миру, и, казалось, что это будет продолжаться вечность. Или когда она треть книги сидела с мёртвым папой в листе дерева и пыталась убедить его вернуться к ней.

Я думаю, что и там, и там – сильны медитативные составляющие, которые от меня далеки. Меня слишком сложно заставить сидеть на одном месте пять минут, и, читая об этом, я тоже скорее жду экшина, чем наслаждаюсь повествованием. Захватывающей динамики в книге нет. но она и не подразумевалась. Девушка уезжает из дома, поступает в универ, заводит временных друзей, влюбляется, пугается, хоронит отца... очень мало событий и диалогов, очень много рефлексии, которая прочитывается быстро, почти бегом, но остаётся на подкорке и потом возвращается вопросами.

Мне кажется, что книгу надо перечитывать временами и кусками, уже зная, ответы на какие вопросы ищешь. Они обязательно найдутся.