Яндекс.Музыка
July 25, 2020

Яндекс.Музыка

Помните меня? :)

Пишу вам спустя год. Когда я получил от вас столь позитивный ответ, то был приятно удивлён, пожалуй, я не общался с более приятной командой поддержки, чем вы, а потому решил, что стоит провести небольшое "исследование" среди своих друзей — множество из которых используют Яндекс.Музыку и Яндекс.Радио, отдавая своё предпочтение лишь им, либо деля его с:

· ВКонтакте (BOOM)
· Apple (iTunes — сейчас Apple Music)
· Spotify (запустился в СНГ 15 июля)

Но именно Яндекс считается самым популярным и качественным сервисом стриминга музыки в России.
Однако, ВКонтакте обладает огромной библиотекой инди-музыки, Apple берёт своей экосистемой, а Spotify (до запуска) и Pandora с Tidal используют "истинные ценители и меломаны", которые в разговоре со мной аргументировали свой выбор высоким качеством, большими библиотеками, а также более мощной системой рекомендаций, чем у Яндекс.Музыки или ВКонтакте.

Я очень хотел закончить это письмо до захода Spotify на рынок России и СНГ, но не успел, поскольку был занят учёбой, да и не верил особо в запуск, который так долго ждали многие адепты сервиса. Тем не менее, это произошло. Спустя пару дней мне написали несколько моих друзей, которые желали затащить меня в мир Spotify. Я не мог не спросить их, чем хорош вышеупомянутый и почему по их мнению так плох Яндекс, который они использовали раньше.
Вот, что они ответили мне:

• У ЯМ практически отсутствует инди и андерграунд-сцена
• Отсутствуют саундтреки к видеоиграм (с фильмами всё отлично). Теоретически, проблему можно легко решить, общаясь с видеоигровыми компаниями напрямую. Так, можно обратиться к SEGA для публикации Sonic Mania OST.
• Яндекс задерживает релизы новых пластинок
• Десктоп-приложение Яндекса проигрывает аналогичному приложению от Spotify в дизайне и функционале
• У Spotify "более богатые" подборки
• Яндекс "навязывает" подписку в своих приложениях (+ аудиореклама — то, что так бесит большинство пользователей VK)

Месяц назад я создал, но спустя пару часов всё же удалил Spotify, разочаровавшись в некоторых аспектах дизайна и функционала, который по моему мнению всё же сильно отстаёт от Яндекс.Музыки.
Дело в том, что на Яндексе отсутствовал альбом Yumeno Garden группы The Last Dinosaurs (его кстати, нет на на площадке до сих пор).
Чтобы прослушать ту пластинку, мне пришлось отправиться на непривлекательный мне сервис.
Я рассуждал так: узнаю, что это такое, добавлю в свой "список багов и фич" чего-нибудь ещё.

Дизайн Spotify действительно неплох. Но слишком многое меня в нём разочаровало.
Дизайн Spotify лишен самого важного — простоты. Он пытается быть минималистичным, но не является в полной мере таковым (как Facebook, чей обновлённый дизайн отсылает к 2012, всё ещё оставаясь сложным и перегруженным).

Я минут 10 тыкался, пытаясь только найти альбом, не говоря уж о прослушивании его с первой песни, добавлении в избранное и скачивании.
Каждое действие занимало у меня более чем 3 тапа, что совершенно недопустимо.
Снеся Spotify я пожаловался друзьям. Но для тех моих знакомых, что пользовались им это не являлось проблемой как таковой, благодаря их привычке к сервису, его обширной библиотеке и системе рекомендаций.

Маркетинг. В день выхода Spotify я ждал каких-то действий от любимого Яндекса, но отреагировал только пресловутый VK — агрессивно снизив цену подписки, что тоже неплохой ход.
Прочитав "Яндекс.Книгу", а также следя за компанией в её блоге и социальных сетях, а год назад и посетив Яндекс.Музей, я прочувствовал, что Яндекс — действительно компания добра :)
То есть Яндексу вряд ли была бы к лицу модель агрессивного маркетинга. Но меня расстраивает отсутствие мощного продвижения у Музыки. Оно ей просто необходимо. Что-то помимо социальных сетей.
Сейчас, в такой крайне ответственный момент, важно проявлять хотя бы минимальную активность, постоянно заявляя о себе через старые и новые каналы связи с конечным пользователем.

Да, руководитель Музыки как-то давал интервью на VC, у вас прекрасные социальные сети, но мне кажется, что этого мало. Было бы круто повысить упоминаемость в СМИ, например, в Rozetked, Код Дурова, vc.ru, заглянуть (и обосноваться) на Habr, пообщаться с Inc.

Было бы здорово, если бы у вас появился брендовый аккаунт не только на Хабре, но и на VC — в комментариях можно пообщаться с пользователями и получить больше обратной связи.

Можно вторгнуться в offline, как это делали другие сервисы Яндекса! Например, устроить коллаборации с музыкальными фестивалями ("Ночь Музыки" в Екатеринбурге), учреждениями (филармонии), заведениями (например, для Oakland Coffe плейлист в Spotify составляют Green Day) и компаниями (лейблами и брендами не обязательно связанными с музыкой).

Можно использовать такие технологии как QR (и NFC), AR-визуализации.
Даже банальный стенд в музыкальном магазине привлек бы внимание.

Что касается рекламы в самом Яндексе — аудиореклама это круто, как технология, но это очень грустно для пользователя.
Довольно неприятно подскакивать на стуле :)
Впрочем, это спорный вопрос — аудиореклама создаёт ощущение прослушиваемого радиоприёмника (может всю аудиорекламу переместить в Радио?)
Стоит поработать над баннерами, которые могут быть более минималистичными и в тему (в тему подкаста) — как у Spotify.
Недавно они создали контекстную рекламу для подкастов, наверняка вы читали об этом. Это не так уж и сложно, но изменило бы многое в лучшую сторону. Все мои знакомые подкастеры в первую очередь публикуются у вас. Это огромный рынок.

Прозвучит несколько банально, но создание сувенирного онлайн-магазина тоже принесло бы ресурсы. К тому же в комментариях паблика Яндекс.Музыки во ВКонтакте вас часто об этом просят (вероятно, я упоминаю эту идею ещё и потому, что так и не выиграл ни одного значка).
А когда я посещал Музей Яндекса, то, к своему сожалению, не нашёл там фирменных вещей от Музыки.

Коллаборации с компаниями, которые работают в области звука и музыки (Sony, JBL, Marshall, Dolby) были бы успешны. Грустно наблюдать, как их "окучивают" всякие Spotify и VK BOOM.

Интеграция. Spotify заключает множество партнёрских соглашений, интегрируя себя в такие приложения как Discord, Tinder и Google Maps. Я всегда считал, что Яндекс.Музыка должна присутвовать в каждом из сервисов Яндекса, как ЯМессенджер. Это нужно сделать как можно раньше и охватить большее количество приложений. Очень радуют текущие интеграции:

Круто, хочу ещё

Было бы прекрасно объединиться с приложениями и сервисами других компаний. Сайт Lyrsense — один из лучших в своём роде (Spotify сотрудничает с Genius).

Синхронизация. Не всегда идеальная синхронизация по типу смартфон — десктоп. Расширяйте присутствие на Smart TV и т.д. — пусть Spotify прекратит незаслуженно гордиться своим присутствием и своей синхронизацией.
В этом нет магии, мы живём в 2020 году.

Миграция. Import прекрасен. Но найти его сложно, да и работает он только на ПК. Предлагаю увеличить количество возможных расширений для плейлистов + использовать нечто крутое (Алисе в Музыке нужна камера. Для сканирования текста и QR, для AR).

Дизайн. Он действительно прекрасен. Изучив отзывы в Google Play Market, комментарии на VC, в сообществах ВКонтакте по Яндекс.Музыке и поспрашивав друзей и знакомых, я собрал некоторые важные, как мне показалось, нюансы:

• Плохая адаптация к новым экранам "безрамочных" смартфонов с вырезами для передней "селфи-камеры" — статус бар красится в чёрный. Пусть это и выглядит стильно, но не слишком удобно и приятно визуально. Приложения, которые стараются адаптироваться к экранам с вырезами, "капельками" и "челками" обычно продляют статус бар (точнее, его цвет), дабы вырез не ощущался, как нечто чужеродное.
Пример — официальное приложение VK на Android. На iPhone Яндекс.Музыка выглядит отлично, но на Android-смартфоне с самыми разными вырезами это выглядит несколько устаревше.

• Системная виртуальная панель управления, в отсутствие физических кнопок, тоже заслуживает внимания. Панель с кнопками (или с подсказками для жестов) должна быть того же цвета, что и всё приложение.

• Темная тема очень хорошая. Но большинство моих знакомых, да и я сам, отметили, что было бы удобнее запускать её с помощью системы, а не вручную.

• Виджет необходимо переработать. (Я имею ввиду виджет для рабочего стола, а не тот, который висит в качестве уведомления в шторке). Переработать его не столь важная задача — вряд ли кто-то пользуется им часто, но он мог бы выглядеть современнее и в духе всего приложения.

Целый год я собирал предложения и пожелания, баги и фичи. Прочитав эту статью, я был немного смущен своим порывом...
Да, я знал, как происходит разработка приложения, но на примере Музыки всё стало намного понятнее и ближе :)

Если вновь отвлечься на маркетинг, то не могу не попросить побольше таких статей в ваших социальных сетях или на тематических сайтах. Ведь вам есть о чем рассказать — об интересных фактах из разработки, о команде, о технологиях Музыки. Например о том, как вы договориваетесь с лейблами и музыкантами, о том, как загружаете треки, каким образом работают какие-то алгоритмы. Это было бы интересно не только публике Хабра, к которой я причисляю себя, но и людям не интересующимся технологиями, но любящим музыку.
Если судить по комментариям в сообществе ВКонтакте, у Музыки огромное количество искренних фанатов, которые хотели бы проникнуть за кулисы разработки любимого приложения.

Итак, прочитав в статье о цикле разработки в Яндекс.Музыке я решил систематизировать и так структурированные списки.
Во-первых я выкинул всё то, что невозможно сформулировать кратко и понятно, а также то, что выглядело бесполезным и не слишком нужным. Во-вторых я разбил все возможные проблемы на категории по важности и критичности.

Критично
1. Возможность (с настройками приватности) показывать все созданные и лайкнутые плейлисты своим друзьям, что можно развить в полноценный музыкальный профиль с публичной фонотекой и статистикой. Частично уже реализовано на десктоп. Но необходимо на смартфонах. В дальнейшем можно будет развивать это направление — просто взгляните на SoundCloud.
Тут я уже просто взрываюсь от идей. Что ж, надеюсь вы слышали об одном из новых стартапов, чье приложение сейчас на бета-тесте? Это RoadTrip. Буквально перед отправкой этого письма я узнал ещё и об этом...
Трансляция музыки — это круто, ВКонтакте зря не делает ставки на эту свою старую функцию.
А другой стартап (подобных несколько), который объединяет и перемешивает плейлисты двух и более друзей?

2. Вытекает из первого пункта:
Во-первых, настроить приватность плейлиста из мобильного приложения невозможно. Чтобы скинуть плейлист другу или закрыть его ото всех, необходимо садиться за web-версию.
Во-вторых, описания плейлистов — одна из тех важных вещей, на мой взгляд, что должны быть в первую очередь реализованы на мобильных девайсах.
Уже можно менять обложки (кстати, может добавить плейлистам возможность делать "карусели" из изображений как в Instagram или в аватарах Telegram? Так можно было бы реализовать буклеты из CD и заднюю сторону конвертов LP), но этого мало: чтобы сменить описание нам вновь нужно доставать ПК.

3. То, что не замечает большинство, замечают самые важные пользователи — меломаны. Ну правда, невозможно слушать рок-оперы и концептуальные альбомы, когда нет плавности перехода между треками (например, Green DayHoliday/Boulevard of Broken Dreams или альбом Pink Floyd — The Wall).
Это очень важно. Переход должен происходить без каких-либо задержек, щелчков.

4. Ещё одна приятная и крайне важная возможность, которая есть у VK и которой нет у вас — это возможность менять треки и плейлисты местами ("зажми и перетащи").
Приходится удалять и создавать новые плейлисты, чтобы вывести их вверх!
Кстати: круто было бы закреплять плейлисты, с той же лёгкостью, как закрепляются чаты в Telegram.

5. Упрощение добавления автором своей музыки. ВКонтакте взрастил множество российских музыкантов, чем, как мне кажется, незаслуженно гордится. Не у каждого начинающего музыканта есть лейбл. Процедуру можно было бы упростить — живые (то есть не ИИ) сотрудники Музыки могли бы рассматривать заявки.

6. Аудиокниги. В ЯМузыке их незаслуженно мало. На днях я хотел послушать одну из своих любимых пьес у Шекспира, но не нашёл её. С подкастами полный порядок, но вы отдаёте большой рынок. Сотрудничество с кем-то, кто уже закрепился на рынке аудиокниг могло бы привлечь в Яндекс новых пользователей и порадовать существующих.

Проблемы средней серьёзности

1. Необходим собственный EQ

2. Папки для плейлистов. Да, я это серьёзно. Они выглядят как обычные плейлисты, но если тапнуть по такой папке... Раз, и ты в хранилище плейлистов конкретного исполнителя:

Хорошо бы ещё как-то выделить папку

3. В прошлом году писал о необходимости модернизации страницы исполнителя: кнопочка-раздел с понравившимися треками и альбомами у музыканта (либо вкладки/папки в плейлисте лайкнутых треков).

4. Уведомления о новинках у понравившихся исполнителей могут и не прийти, что касается как избыточной почтовой рассылки, так и push-уведомлений.
В плейлисте "Премьера" есть всё что угодно (например, на основе альбомов, которые я лайкнул), но только не тот сингл The Rolling Stones или Green Day, который я так долго ждал...
Было бы круто починить это, то есть сделать лучше.
И вот ещё какая мысль: что если ставить минималистичный и стильный значок, сигнализирующий о новинке на странице исполнителя (либо в разделе понравившихся исполнителей сделать отдельную вкладку-колокольчик, в которой будут показаны последние релизы) или в главном меню?

Не столь важные и не критичные проблемы (да и проблемы ли?) :)

1. Странно прозвучит, но раздел "Не нравится" нужен.
(Вот только куда его запрятать?)
Порой жмешь на дизлайк, потому что трек надоел, потому что назойливо (и не по разу!) лезет в автоматических плейлистах и на Радио (алгоритмы?).
Но потом этот трек можно и вовсе "потерять".
Особенно это критично в Яндекс.Радио — назад ведь не перемотаешь, а дизлайк уж больно легко поставить.

2. Кнопка для проматывания до самого низа списка треков, альбомов или плейлистов. Как в диалогах VK и Telegram.

3. Графики, диаграммы и всякая разная статистика, которая по желанию пользователя будет доступна ему в виде рассылки на почту (как у Grammarly, например) или в специальном разделе сразу в приложении, чтобы можно было красиво поделиться этим в сториз (как в новом приложении Meduza) или в посте в социальных сетях. На Новый Год статистика была очень крутым подарком.
Но хотелось бы больше и лучше! :) 4. Сокращённые (при отправке видео YouTube генерирует youtu.be) и красивые ссылки с коротким адресом, вместо music.yandex.ru/album/2747498/track/23753586
5. Красивые и приятные анимации кнопок в приложениях и на сайте быстро запомнились бы и полюбились аудитории.


Я пользуюсь Яндекс.Музыкой с 2013 года, а ищу в Яндексе с 2009 (когда у меня появился стабильный доступ к Сети).
Я люблю музыку и технологии. По моему мнению, именно на перекрестье искусства и технологий рождаются по-настоящему прекрасные и важные вещи, такие как стриминговые сервисы. Яндекс.Музыка имеет всё, для того чтобы стать лучшей на рынке и я желаю её команде удачи в этой нелегкой, но увлекательной борьбе.