June 12, 2020

Как я искал колокольню со старой фотографии

И нашел ее в самом неожиданном месте

Мой прапрадед Петр Андреевич Шестаков в дореволюционной России был фотографом. И осталось от него немало старых карточек, которые уже сыном его были вклеены в альбомы. В большинстве своём это семейные портреты, но есть и приятные пейзажи старой России. Разглядывают эти пожелтевшие сокровища уже несколько поколений моей семьи — красота.

Сам Петр Андреевич родился в 1864 году в селе Владычное Пошехонского уезда Ярославской губернии. Отец его служил настоятелем местного храма. Был в семье и брат Евгений, который тоже стал фотографом. Тогда это было модно. Да и сейчас тоже.

Прапрадед успел поездить по ближайшим губерниям в поисках видов и работы. Он снимал Звенигород, Можайск, Дмитров. Его сын Василий Петрович Шестаков в своей служебной автобиографии писал об отце так: "родители мои, исходя из заработков, ездили по городам и рабочим поселкам, промышляя фотографией". А потом Петр Андреевич бросил якорь в Дмитрове, который и стал семейным гнездом для его супруги и шести детей, двое из которых тоже, кстати, стали фотографами.

На некоторых кадрах Петра Андреевича легко угадываются достопримечательности. Вот, например, Успенский собор в Дмитровском кремле.

Если вы были и в Дмитрове, вы этот храм точно видели

А это вид на Московскую улицу в Звенигороде.

Красота дореволюционная

Всего по линии бабушки мне в наследство достались более тысячи фотографий. Большинство из них — кадры советского периода. Дореволюционных карточек (а это не только работы Петра Андреевича, но и его жены), может, около сотни-двух.

Что я делаю с этим богатством:

  1. Сканирую
    Большинство фотографий давно оцифрованы и раскиданы по папкам в том же порядке, как они вклеены в альбомы;
  2. Обрабатываю
    "Закрасить" трещины в фотошопе, почистить грязь и настроить цвета — с моим объемом архива это может занять годы;
  3. Идентифицирую
    Ответить на вопрос кто на фотографии? и определиться с датировкой — это еще полдела. В случае с пейзажами надо понять, где был сделан кадр.

И здесь начинается самое интересное. В архиве советского человека, который однажды купил себе "Зоркий" или "ФЭД", найдутся фотографии Большого театра или Красной площади. Просто потому, что советский человек приезжал в Москву, шел на площадь Свердлова и нажимал на спуск, как это делают гости Белокаменной и сейчас. Даже в глухой деревне узнают Большой театр — он на сторублевой купюре изображен.

Фотограф же старался избегать банальных ракурсов. А еще стремился запечатлеть объект редкий и необычный. А если речь идет о дореволюционных карточках, то гарантии сохранности объекта съемки нет никакой.

Но разве это не вызов? Идентификация объектов на кадрах столетней давности представлялась мне делом чрезвычайно занятным. Так оно и произошло.


Фотографы старой России любили снимать храмы. Любил это и Петр Андреевич Шестаков. Но церквей и соборов очень в России было очень много — попробуй разбери, какой из них на кадре. Но этот храм, например, примечателен своей колокольней.

Узнать в ней Сретенскую церковь в Дмитрове было легко: зная, что Петр Андреевич жил в этом городе, я посмотрел фотографии местных храмов и нашел подходящий. Помогли и Яндекс.карты с панорамами.

Так Сретенская церковь в Дмитрове выглядела в 2018 году

В моих альбомах нашлась фотография симпатичного собора. Вот так он запечатлен:

Звонница тоже очень красивая

Этот храм выглядит невероятно древним, напоминает что-то Владимиро-Суздальское. В Дмитрове такого собора не нашлось ни на современных, ни на старых фотографиях.

Как искать? Я подошел к этому нетривиально.

Однозначный мэтч

Поиск по картинке в Яндексе оказался очень удобным инструментом. Так я легко узнал, что храм с фотографии Петра Андреевича — Успенский собор на Городке в подмосковном Звенигороде.

Но инструмент оказался не всесильным, когда я предложил ему кое-что посложнее.

Один из самых любимых снимков в моей коллекции

Здесь целый праздник: и храм, и первая линия очаровательных каменных домов, и река слева, и что-то еще на заднем плане.

Но идентификация этого места стоила мне немалых усилий. Хотя ответ в итоге оказался невероятно простым и потрясающим.

Как я искал это место?

  1. Предположил, что это Ярославская губерния. Прапрадед сам там родился и, вероятно, немного по ней путешествовал;
  2. Совершил круиз по Волге и некоторым притокам с помощью Яндекс.Карт, панорам и фотографий;
  3. Гуглил каталоги храмов Ярославской губернии в поисках этой церкви;
  4. Смотрел старые фотографии на PastVu.

И — ничего! Нашлось немало похожих мест, но где колокольня не та, а где линия домов другая. Я предположил, что храма этого больше нет. Возможно, и дома снесены. Но как быть с рекой? Не могло же это место раствориться или уйти под воду, будто град Китеж.

Вообще говоря, могло

Розовым обвел колокольню — явно та же самая. В желтых кругах характерный балкон и столб — тоже совпадение

Я изучил PastVu более внимательно и нашел этот снимок. Ракурс почти тот же, объекты на фотографии — те же. Как выглядит это место сейчас?

А вот так!

Колокольня-то Калязинская

Две трети Калязина были затоплены в 1939-40-е годы при строительстве Угличской ГЭС. От той части города осталась знаменитая колокольня — пожалуй, вторая в списке самых известных колоколен России после "Ивана Великого".

И ее-то я сразу не узнал. Но когда ищешь церковь со старых фотографий, как-то не думаешь, что она может оказаться Колокольней Никольского собора в Калязине.

Здорово, что Петр Андреевич Шестаков запечатлел дореволюционный период этого города. Эти кадры — история вдвойне.


КСТАТИ

Дореволюционные фотографии из своего домашнего архива я постепенно загружаю на PastVu. Вот моя страница

Подписывайтесь на мой канал "Генеалогика" в телеграме

И слушайте подкаст "Откуда родом" на всех доступных площадках