July 27, 2020

Техсектор через 10 лет

Пару месяцев назад г-н Герчик записал очередное минутное видео, где высказался по поводу роста технологических гигантов. И сказал довольно очевидную для меня вещь, что эти компании продолжат расти, и за ними будущее. Тогда, так как это совпадало с моим мнением, я решил, что раз еще и он так считает, все отлично, беспокоиться, что я накупил tech etf x3 не стоит.

Но с другой стороны, кто сейчас думает по-другому? Мало кто сегодня будет рассматривать покупку нефтяных компаний на долгий срок. Эти знания есть у всех, а значит тут нет большого потенциала роста, напротив, в моменте, и не только из-за последнего кризиса, тех сектор переоеценен. Значимость смартфонов, интернет рекламы и других услуг этих компаний переоценена. Потребители пользуются всеми секторами экономики и, возможно, через 10 лет они начнут ценить что-то другое.

Прошлое

Что было высоко оценено 10 лет назад? Возьмем 2011 год, вот Топ-50 компаний того времени. В первой десятке компании нефтяного сектора и финансов. Да, уже тогда были Microsoft, Apple, IBM и другие компании техсектора, но если брать в среднем, то финансовый и нефтяной сектора, я думаю, многие рассматривали как надежное вложение: нефти еще на десятки лет, и финансисты так и будут всех обкрадывать имея миллиарды долларов. Сейчас этих компаний в топе нет. Они, возможно, выросли, но понятно, что тогда надо было покупать Apple и Google, чтобы получить максимальный профит. Эти компании уже были на слуху, и многие понимали, что за ними будущее. Но предполагаю, что при этом их считали ненадежными. Кто знает что будет через 10 лет с этими айфонами.

То есть лучшим вложением было бы купить акции компаний из Топ-50, новых секторов - смартфонов и интернет рекламы. И тогда эти знания уже были у многих. Что мы думаем сейчас, если говорим о перспективах? Что в будущем будет рулить автоматизация, роботизация (беспилотные автомобили) и биотехнологии. Но опять, вроде как не понятно, сможет ли этот сектор развиться. И какие компании будут первыми в мире в этой сфере.

Настоящее

Вот Топ-50 компаний по капитализации сегодня. Из этих секторов я вижу несколько компаний - Tesla, Abbott Laboratories, AbbVie (не уверен, относится ли она к биотехнологиям), Thermo Fisher Scientific, AstraZeneca, Amgen. Эти компании быстро растут и уже подбираются к Топ-10.

Я думаю, что со временем, смартфоны и другие товары современных техгигантов перестанут переоцениваться. Это не значит, что люди не продолжат ими пользоваться. Автомобили сейчас есть чуть ли не у всех, но я не вижу в Топ -10 крупнейших компаний автопроизводителей. Фокус потребителей сместится на что-то другое, что в моменте они будут оценивать как более значимое в их жизни. Смартфон будет просто необходимым инструментом, который, как мне кажется, уже не будут менять раз год. А ценность своего здоровья и жизни, в том числе своих близких (программирование генов будущих детей и т.п.), будут ценить гораздо выше.

Конечно, стоит учесть, что it-гиганты стоят так дорого, так как их услуги поставляются на весь мир. Большинство компаний прошлого не могли так далеко зайти, и на местных рынках было много локальных игроков. Сейчас все пользуется google или baidu. Если бы у всех были тесла или форд, эти компании бы стоили невообразимо дорого, хотя и, во многом, за счет высокой стоимости машин, по сравнению со смартфонами.

Итог

Я думаю уже сейчас можно покупать Топ-5 компаний биотехнологий, не смотря на их капитализацию, которая уже включает в себя рыночные ожидания. Сейчас эти ожидания намного меньше, мало кто готов вкладываться в будущее, пока оно не наступило повсеместно. Далее я бы увеличивал позицию в компании, которая быстрее растет и захватывает рынок.

Так же рассматриваю вложения в фонды https://ark-funds.com/ ARKK, ARKG, ARKQ. Риски меньше, но и профит будет меньше, чем выбор нескольких лучших компаний сектора.

Советую проверить как менялась стоимость акций компаний Google, Apple, Facebook и т.п. Возможно, сейчас не лучший момент для входа, тем более, что многие компании био сектора переоценены из-за разработки вакцины.

Это не торговая рекомендация, а мои мысли. Думайте сами и принимайте решения, не опираясь на чужие советы, это сэкономит вам кучу денег. Я знаю, о чем говорю, я потерял не одну тысячу долларов на чужих советах. Удачи!