December 10, 2019

Логопед: есть необучаемые

— Расскажите, где вы работает логопедом? — В коррекционном корпусе общеобразовательной школы. До этого была работа в детсаде, до него — в реабилитационном центре, а ещё раньше — в обычной школе.

— У вас есть профессиональное образование? — Да, целых два — учитель начальных классов и учитель-логопед.

— Какой у вас суммарный опыт работы? — Долгих 3 года.

— Когда решили, что хотите быть именно логопедом? — Как ни странно, в детстве, хотя сама логопеда не посещала. Просто стало интересно, что это за профессия. Да и младший брат посещал занятия и я потом с ним дома делала домашнее задание — упражнения, стихи учила. Тогда и затянуло. С 9 класса твёрдо решила поступать именно на логопеда. Но так как в ближайшем городе в вузе не было такой специальности, решила для начала отучиться на учителя н��чальной школы.

— Кто ваши ученики, как они к вам попадают? — В основном, это дети с нарушениями интеллекта — умственная отсталость или задержка психического развития из начальной школы. Попадают после прохождения специальной комиссии.

— Школа, в которой вы работаете, там все дети с какими-то отклонениями? — Обычная, но есть корпус для детей с задержкой психического развития и лёгкой умственной отсталостью

— Быстро привыкли к таким особенным детям? К ним, наверное, и подход нужен особый? — Как ни странно, но довольно быстро. Не было времени на то, чтобы дать себе "раскачку".

— В чём заключается ваша помощь этим детям? — Я исправляю дефекты речи — как устной, так и письменной. По сути, я помогаю этим детям обрести нормальный контакт с обществом.

— Родители сами отправляют детей на такие комиссии? Как вообще общаетесь с родителями? — Чаще всего так и бывает — родители видят, что их ребёнок не очень хорошо говорит. Или пишет. Или читает. С родителями когда как. С адекватными — адекватно, с неадекватами — тяжело.

— Что самое сложное в вашей профессии? — Наверное, это как раз общение с родителями. С детьми всегда можно найти язык — кто-то готов работать "за наклейки", кто-то — за просмотр любимого мультика.

Ну и, наверное, общение с начальством, потому что они не понимают всей специфики работы.

— Родители считают, что вы неправильно проводите лечение или в чем именно сложность? — Ох, это сложно описать. Кому-то не нравится, что я детям делаю замечания, кому-то что даю домашнее задание. Кому-то я вообще как человек не нравлюсь. А кто-то считает себя умнее всех.

— Как обычно проходит ваш рабочий день? — Мой рабочий день начинается в 8 утра, с началом занятий в школе. Ко мне приходят дети, либо я сама иду и беру их с уроков. И так весь день до 5 часов вечера. В 5 вечера я иду к "домашникам" и там нахожусь до 7.

В целом, в день может быть от 15 до 20 занятий.

— Опишите пожалуйста сами занятия, как например исправляться картавость? — При помощи специальных упражнений. Также к исправлению картавости, обычно, подключаем неврологов. Сами занятия начинаются с упражнений на развитие подвижности речевого аппарата, на развитие фонематического слуха и т.д. всё зависит от самой картавости. Но это уже дебри.

— Для устранения дефекта речи сколько надо времени, от и до? — В среднем, от 3 месяцев до года. Всё зависит от сложности дефекта, от особенностей ребёнка, даже от его родителей.

— Заикание вы тоже исправляете? — Если честно, ни разу не приходилось.

— Вы помните своего первого ученика? — Моим первым учеником был мой брат, если так считать. А если сначала профессиональной деятельности — то это была девочка Милана — крайне добрый ребёнок. Она всегда старалась делать домашнее задание без ошибок, всегда приходила вовремя и никогда мне не грубила. По сути, ребёнок был сложный — умственная отсталость усугублённая эпилепсией, но её воля и сила меня поражали

— Как вы считаете, что влияет на нарушение речи, не считая заболеваний? Влияет ли, например, то, как часто и правильно разговаривают родители с ребенком? — Обязательно. Всё идёт из семьи — и если папа ребёнка картавит, то и ребёнок, в качестве подражания, тоже может начать.

— Над какими дефектами речи приходится работать чаще всего? — Нарушения в произношении сложных звуков типа Р и Л, а также — нарушениями в письме.

— Как проявляются нарушения в письме? — Дети путают схожие по звучанию звуки, схожие по написанию буквы.

— С детьми какого возраста легче всего работать? — Наверное, с четвероклашками. Они уже настроены на работу, готовы пахать до победного конца, да и родители у них уже более спокойные.

Также с первоклашками, потому что они ловят каждое слово и стараются изо всех сил.

— Был ли какой-нибудь уникальный случай или уникальный ученик? — Даже больше скажу — есть. Ребенку 8 лет. Мальчик с ДЦП и крайне сложной семьёй, которые не хотят ни понять, ни принять то, что их ребёнок, возможно, никогда не будет чисто говорить, без дефектов. Нет такой методики и такого лечения, которые могли бы исправить то, что у него имеется.

Возможно, у родителей пока не появилось чёткое видение диагноза. А это значит, что они, скорее всего, так и будут водить ребенка от логопеда к логопеду.

В этом минус нашей системы образования — считается, что нет необучаемых и что всех надо притянуть к норме

— Имеет ли значение в каком возрасте обращаться к логопеду, подождать родителям, пока может дефект речи сам пройдет или лучше, как только заметили идти к логопеду? — Стоит подождать до 5 лет, если ребёнок не выговаривает Р или Л. А если он вообще не говорит, то лучше в 3 года брать ноги в руки и бежать сначала к неврологу.

Зачастую бывает так, что родители — "достигаторы", им надо всё и сразу. Обычно, такое бывает, если дитя у родителей первое. Некоторые пускают на самотек и считают, что ребенок сам заговорит со временем. Была одна мама, которая не хотела вести своего ребёнка на комиссию, хотят он не говорил вообще в 5 лет, утверждая, что отец её сына заговорил в 8 лет.

— Как объясняете не сознательным родителям, что с их чадом необходимо заниматься? — Приглашаю на встречу и там начинаю убеждать, что если они не пойдут на комиссию и не начнут занятия с ребёнком, то в дальнейшем это для них обернётся неуспеваемостью ребёнка, проблемами в общении. Но, честно, бывают вообще непробиваемые.

— Влияет ли сюсюканье родителей, как будет развиваться речь ребенка? — Да. И очень сильно. До сих пор со смехом вспоминаю случай из практики работы в садике.

Спрашиваю одну девочку — "Как тебя зовут?". А она отвечает — " Не знаю, мама зовёт Белочкой"

Да и от сюсюканья дети начинают смягчать согласные звуки в речи, их словарный запас, зачастую, состоит только из одних "соплей в сахаре".

— Общаетесь со своими коллегами логопедами, делитесь опытом? — Честно — приходится. Не особо люблю такого рода общение. Нет, конечно, если ко мне подходят с просьбой что-то объяснить или что-то спросить — я не откажу. Но и сделаю это без особого удовольствия.

Потому что от работы я и так устаю, чтобы её потом обсуждать с коллегами. Даже на обеде мы стараемся говорит о чём-то другом, но не о работе. По этой же причине я всегда стараюсь "косить" от методсоветов и за все 3 года ещё ни разу там не выступала.

— Расскажите подробнее про отношения с начальством. Какие проблемы возникают и как они разрешаются? — Начальство, где бы я не работала, считает нас — логопедов, дефектологов, психологов — лентяями, часто нашими руками решаются бытовые вопросы учреждения — покраска стен, уборка снега и т.д. В нынешней организации такого нет. Всё конфликты часто из-за родителей, которым что-то не нравится.

Разрешаются, когда как — когда в мою пользу, когда нет. Наша директриса очень эмоциональная женщина и как она поступит в этот раз - трудно предугадать.

— Расскажите о самом сложном случае в вашей практике. Что вы пытались сделать для ребенка и какого это объяснять родителям, что ничего не получится? — Был такой случай — ребёнок никак не хотел идти на контакт, подымал руку на меня и в итоге это была сказка о потерянном времени — год прошёл коту под хвост. К счастью, у ребёнка была хорошая бабушка, которая, услышав, что я в данной ситуации бессильна, повела ребёнка к врачам, где ему назначили лечение и сама присутствовала на всех занятиях. В итоге — за 2 месяца ребёнок всё освоил.

— Как реагировали на агрессию ученика? — Честно — тоже агрессией. Ругалась на него страшно, потому что ребёнок был нормотипичный и я понимала, что это его поведение — банальная избалованность.

— Вообще часто появляется желание сорваться на детей? Как с ним справляетесь? — Да, часто. В такие моменты я либо считаю "про себя", либо стараюсь говорить медленно. Бывают и срывы, я ведь тоже человек. Особенно, когда видишь, что ребёнок издевается над тобой и просто куражится.

— Можно ли сказать что ваши подопечные в основном из неблагополучных семей? — Да, так и есть. Большинство живут в ужасных условиях, большинство — дети алкоголиков, мигрантов, беженцев, которые банально не могут себе позволить даже смену одежды для ребёнка.

— Вы упоминали, что проводите обучение "на дому. Расскажите как это происходит, сколько платят родители? — Платит школа. Проходит также, как и в школе — ставлю таймер и пока он не "пропищит", провожу типичное занятие, в зависимости от дефекта ребёнка. Каждый раз — это риск. Не знаешь, что ребёнок вытворит сегодня и как себя поведёт.

Например, ребёнку может остро приспичить поиграть в компьютер. Или поесть. Или захотеть устроить истерику, потому что дома столько "зрителей" и потому что мама рядом и может наругать "злую тётку". Многие "домашники" изолированны от остальных детей, да и от людей тоже и поэтому у них неадекватная реакция на посторонних людей.

— Родители и в таких случаях встают на сторону ребенка? — Зависит от родителей. Есть адекватные, а есть "яжмамки" и "яжепапки".

— Расскажите про самый неадекватный случай дома и в школе. — На днях был такой в школе. Одна мамаша с говорящим именем пришла и наорала на меня после моего вопроса — "Почему ребёнок вообще не готов к занятиям и почему так продолжается уже 2 недели?". Причём, ладно бы орала хоть как-то "логично", но нет — она вывалила всё дерьмо, что было у неё внутри.

Тут был случай, когда я пришла к мальчику домой, а он скачет в маминой юбке и лифчике, утверждая, что он девочка и теперь будет так всегда выглядеть. Было и смешно, и жутко одновременно

— Бывало ли вам когда-нибудь страшно за свою жизнь или здоровье в таких домашних обходах? — Каждый раз мне страшно и каждый раз я буквально чувствую, что моя жизнь становится короче. За 40 минут занятия я не могу даже на секунду расслабиться, приходится себя держать в тонусе. При всём при этом я страдаю паническими атаками и такие сильные стрессовые ситуации их только провоцируют.

— Случались ли у вас приступы прямо на занятии? — Да, было в начале работы в этой школе. Выручила коллега, дала детям задание и отпоила меня корвалолом. За это ей огромное спасибо.

— В повседневной жизни вы постоянно замечаете даже небольшие дефекты произношения у собеседника? — Да, и у всех. Не знаю, наверное, это профдеформация.

— Психологически вам тяжело дается эта работа? — Честно — ужасно тяжело, но я держусь. Держит меня "в себе" достойная зарплата, отдых на выходных и желание помочь. В последние 2 месяца постоянно думаю. Хочу попробовать себя в другой сфере, ибо образование нынче сильно прогнило.

— Сколько может зарабатывать педагог-логопед на такой нелегкой и нервной работе? — У меня на 2 ставки зарплата составляет 60 тысяч рублей. Меня вполне устраивает.

— Расскажите о самом забавном случае в вашей практике. — Как раз, сегодня произошёл. Один из детей устроил истерику, но не учёл одного — у меня на столе стоял освежитель, который я сняла со шкафа, чтобы выключить на ночь. Пока это дитё истерило, в освежителе сработал механизм и он выдал залп мандариновой свежести прямо ему в рот. Дитё замолчало, а мне было и смешно, и стыдно.

— Не думали заняться частной практикой? — Был опыт, но это ещё хуже. Родители считают, что раз они платят тебе деньги, то должен вывернуться наизнанку, но сделать всё, чтобы их чадо заговорило с пол-пинка. А так не бывает.

— Как относитесь к русскому рэпу? — Крайне отрицательно. Я рокер до мозга костей.

**У каждого есть возможность заказать рекламное интервью. По всем вопросам пишите сюда