February 22, 2023

Кейс: сделал 4 звонка и продал долю 50% кондитерского цеха в Москве

На дворе ноябрь 2022 года, иду на встречу с компанией по инвестициям в магазины на маркетплейсах, приходит сообщение на whatsapp, читаю…

Проект мне показался интересным, сразу созваниваемся и Алексей мне рассказывает интересную историю.

2 года назад во время пандемии его жена познакомилась с женщиной по имени Инна, у который есть небольшой кондитерский цех в Москве, они как-то сдружились и начали часто общаться.

Инна предложила Алексею и его жене инвестировать в её кондитерку 2.500.000 рублей, купить долю 50% и совместно развивать этот бизнес.

Предложение Алексею стало интересно, немного обдумав его, он согласился, они создали ООО, оформили доли по 50% на своих дочерей, сами устроились в компанию на должности, разделили обязанности, перезаключили контракты с клиентами на новую фирму и начали развивать проект.

Всё шло хорошо, до определённого момента, у Инны и её дочери появилось чувство жадности, Алексей получал приличные дивиденды от своей доли, уже окупил свои вложения и хорошо заработал, тут они подумали, что надо прекращать ему что-то выплачивать.

Начались разного рода сказки, денег нету, по НДС огромный долг, компания работает в убыток и так далее, при этом у компании каждый месяц растёт оборот, заключаются новые договора с клиентами.

4 месяца без дохода, Алексей принимает решение улететь в Чехию и развивать другой проект, его жена остаётся в Москве, постоянно находится на производстве, при этом ничего не получает, в общем началось конкретное кидалово, на просьбы куда деются деньги, отвечают небылицами и стараются менять тему.

У Алексея кончилось терпение, он сказал другой стороне, что продаст свою долю и предложил им выкупить её за 5.000.000 рублей, на что они сразу дали согласие, но через 2 дня передумали и сказали, что максимум дадут 2.500.000 рублей и то им придётся брать кредит на фирму, но перед этим нужно будет убрать дочь Алексея из учредителей, попахивает кидаловом)

И тут Алексей решил обратиться ко мне, он уже давно вынашивал эту идею, где-то увидел мою рекламу и записал мой номер телефона.

Полностью выслушав его, разобравшись более менее в его ситуации, я сказал ему, чтобы он дал мне номер телефона Инны, мне хотелось пообщаться со вторым дольщиком и услышать об этой ситуации с другой стороны.

Также Алексей дал мне понимание полной картины, оказывается он всю дорогу записывал телефонные переговоры с ними, он отправил мне переписки и аудиозаписи.

В переписке улавливаю, что существует какой-то Давид - это муж её младшей дочери, в шутку говорю, что Давид скорее всего купит у нас долю)) Но в каждой шутке есть доля правды.

Делаю первый звонок Инне Николаевне. Разговаривал с ней минут 40, с её слов ситуация совсем другая))

Из разговора с ней я понял, что её реально жаба душит, Алексей вложив 2.500.000 рублей, уже давно всё окупил, с лихвой заработал и хочет продолжать получать дивиденды, что нету никаких проблем с бизнесом о которых она говорит - это всё ерунда, основная причина жадность.

Договор есть договор, нужно держать слово, вы равноправные партнёры, но это к сожалению не про Инну и её дочь, если бы они в трудные времена не встретили бы Алексея, возможно их бизнес накрылся медным тазом.

Я логично ей объяснил, что мы сейчас отправляем им предложение о покупке доли 50%, по закону мы сначала должны предложить второму дольщику, если получим отказ, то можем продавать кому угодно.

Также я объяснил ей, что с другим партнёром скорее всего не получится вести дела так, как она ведёт их сейчас, это будет другой человек с другими правилами, будет совместный доступ к банковскому счёту, что она не сможет без ведома второго учредителя распоряжаться деньгами, что её дочь является директором этой фирмы, что она просто подставит свою дочь.

Ещё я сказал, что для покупателя мы проведём независимый аудит, а он покажет куда вы тратили деньги и выявит все ваши обналички, опять же тем самым подставит свою дочь.

Я почувствовал, как Инна Николаевна немного дрогнула, но она не подавала виду, очень сильная и стойкая женщина, в целом мы спокойно переговорили и попрощались.

На следующий день я подготовил агентский договор для Алексея и был готов к тому, что в ближайшие дни начну поиск покупателя на его долю и вдруг мне пишет Алексей.

Пересылает мне аудиозаписи от Инны Николаевны, которые она ему записала и в них я услышал, что всё таки я её зацепил, занервничала.

Мы решили идти до конца, надо было дожимать их, действовать агрессивно, не отступать и показать, что мы не шутим, я подготовил уведомление о продаже доли и дочь Алексея отправила его на все возможные почтовые и электронные адреса, чтобы уведомление точно дошло до второй стороны.

Алексей очень переживал, что другая сторона может создать новое ООО и перезаключить все контракты на новую фирму.

Но на самом деле это сделать очень сложно и самое главное долго, учитывая с какими клиентами они работают, а эти клиенты не любят когда у поставщиков регулярно меняются юрлица, ну и в целом если Инна Николаевна пойдёт на такой шаг, то она сильно подставляет свою дочь, как генерального директора компании.

Проходит день и вдруг ко всей этой ситуации подключается Давид - муж её младшей дочери, они живут в Америке, на новогодние праздники прилетели в Москву.

Он позвонил Алексею, переговорили и Давид сделал предложение 2.700.000 рублей, ну думаю всем понятно, что это Инна Николаевна сделала предложение))

Я попросил телефон Давида, чтобы он был у меня и если поступит звонок - это не было сюрпризом.

В общем дело такое - продавать будем якобы Давиду, он эту долю будет оформлять на свою жену, а она младшая дочь Инны Николаевны, теперь это будет настоящий семейный бизнес)

Договариваемся с Алексеем, что на днях проведём просмотр бизнеса, у меня есть человек в Москве, кто может нам подыграть.

Надо было позвонить Инне Николаевне и сообщить об этом, что будет встреча с потенциальным покупателем и я решил сразу получить от неё отказ от покупки нашей доли, по закону у неё было 30 дней на принятие решение после вручения уведомления, но мы не хотели так долго ждать.

Жена Алексея сделала фото производства, я увидел реально приятный цех, трудолюбивых сотрудников, вкусная продукция, в целом это всё оставляло приятное впечатление.

Это вселило в меня ещё больше уверенности, бизнес реально добротный и доля реально стоит больше, чем они предлагают.

Договорились с Алексеем, что я ещё раз созвонюсь с Инной Николаевной и попрошу у неё отказ от покупки доли и назначим дату встречи с якобы потенциальным покупателем.

В этот день меня пригласили на день рождения инвестиционной компании, хорошо посидели, познакомился с интересными людьми и поздно вечером я пошёл домой пешочком, было недалеко идти, по пути решил сделать звонок.

Делаю второй звонок Инне Николаевне. Решил ничего не выдумывать и не идти по нашему плану, который обговаривали с Алексеем, решил сразу в лоб решать всю эту ситуацию.

Разговаривали с ней 30 минут, по душам, я в какой-то степени понимал её, потому что когда-то у меня тоже был бизнес на двоих, который я организовал, мой партнёр тогда некрасиво поступил и я ей об этом рассказал, договор есть договор, надо держать слово, а если не получается, то нужно сделать хорошее предложение и забрать весь бизнес себе.

Как сейчас помню, вот так прям и спросил:

  • Инна Николаевна, вы хотите полностью владеть своим бизнесом?
  • Да хочу! Очень хочу!
  • Инна Николаевна, хватит кидать нам подачки, ну что вы кинули нам сверху 200.000 рублей - ну это мало, вы готовы заплатить за эту долю 3.500.000 рублей? Если вы сделаете такое предложение, то это будет более адекватно и я постараюсь завершить эту сделку очень быстро.
  • Ну думаю можно подсобрать такую сумму, надо спросить у Давида, сможет ли он?
  • Инна Николаевна, он сможет, пора это всё заканчивать, пока это не переросло в корпоративную войну, которая ни к чему хорошему не приведёт.
  • Максим, я завтра дам вам ответ, хорошо?
  • Очень жду, до свидания Инна Николаевна.
  • До связи Максим.

На следующий день мне написал Алексей, я ему объяснил суть нашего разговора с Инной Николаевной, он не ожидал, но полностью поддержал моё решение и полностью доверился мне, сумма 3.500.000 рублей его полностью устроила, да это меньше чем мы с ним указали в агентском договоре, но это лучше чем ничего)

Всё таки продавать долю покупателю с рынка будет очень тяжело, так как мы встретимся с большим сопротивлением от Инны Николаевны.

С Алексеем передоговорились по комиссии, он дал согласие на продажу доли за 3.500.000 рублей, осталось получить согласие на покупку от второй стороны.

Не стал ждать её звонка, набрал сам.

Делаю третий звонок Инне Николаевне:

  • Инна Николаевна здравствуйте! Вы обдумали моё предложение?
  • Максим добрый день, как раз хотела вам звонить, смотрите, Давид готов купить долю за 3.500.000 рублей, но у него деньги в долларах в Америке, он готов сделать так, чтобы они оказались в России, но рассчитается с вами в долларах, чтобы не потерять много на конвертации.
  • Думаю это не проблема, решим с Давидом, как сделать лучше для всех, Инна Николаевна по рукам? Прямо сейчас мне скажите, это окончательно и бесповоротно?
  • Да Максим, давайте заканчивать это всё.

Делаю четвёртый звонок, но уже Давиду, чтобы обсудить все детали сделки.

Следом сообщаю Алексею, что всё решено, надо только им решить момент на счёт долларов.

По долларам решили, осталось согласовать документы об оформлении сделки у нотариуса, долю продаём за 10.000 рублей, чтобы не платить налоги со всей суммы, но пишем расписку о получении всей суммы, чтобы вторая сторона была спокойна.

Также с Алексеем подписали дополнительное соглашение к агентскому договору, зафиксировали то, что мы с ним передоговорились о комиссии.

14 декабря - день сделки, немного нервничаю, как обычно бывают когда от меня уже ничего не зависит, но мне не дают скучать, нахожусь на форуме о продажах и жду продажу)

Чуть позже Алексей присылает аудио сообщение, в котором говорит, что всё прошло хорошо у нотариуса, получили деньги, пересчитали доллары и разошлись, ура!!!

За эту сделку я получил 300.000 рублей, от подписания агентского договора до завершения сделки прошло 20 дней, все стороны довольны, а это главное, Алексей правильно сделал, что доверил это дело мне, а не пытался решить всё самостоятельно.

Есть желание продать свой бизнес и заработать на этом деньги? Пишите, обсудим. Всех обнял, всем успехов!