August 24, 2020

Азат Романов

Культурное наследие Ижевска

У меня есть тег #КультурныйСлойИжевска, и по этому тегу я выкладываю материальное наследие города советского периода, сделанное хотя бы с малейшим участием художника или дизайнера. Ижевск как музей – здесь каждого стиля по чуть-чуть, яркие образцы дизайна и архитектуры можно пересчитать по пальцам одной руки, поэтому достаточно легко выделить интересные ограды сталинского ампира, здания раннего модернизма и т. д..

Я в своем Instagram стараюсь раскрыть ижевский культурный слой и из чего он состоит (из объектов, которые случайно сохранились).

Фото по тегу #КультурныйСлойИжевска

Для чего это тебе нужно?

Это желание доказать окружающим, что в Ижевске много интересных деталей. Мне вообще интересна история дизайна и хочется показать, что в Советском союзе дизайн был.

Мне всегда нравилась тема экологичного дизайна, ещё в 2004 году я сделал трафарет для футболки «Слава истории экологии дизайна!». В книге Виктора Папанека «Дизайн для реального мира» говорится о рациональном дизайне, который не направлен на извлечение прибыли любой ценой, но который несёт социальную нагрузку. Это созвучно моему мироощущению.

Та самая футболка

В СССР в 1960-1980-е годы существовала серьезная школа эргодизайна во ВНИИТЭ, где изучали вопросы формирования предметной среды. Там считалось, что нужно создавать не конкретные предметы, а формировать их комплексно через программирование сценариев. Возникновение дизайн-программ связано с тем, что в предыдущие десятилетия не хватало товаров первоочередного значения, и заводы часто шли по самому быстрому пути – копировали импортные образцы и внедряли в производство, не обращая внимания на внешний вид.

В условиях товарного дефицита многие руководители заводов (и в том числе оборонно-промышленного комплекса) не понимали, зачем нужен дизайн и часто были равнодушны к технической эстетике.

О первом образовании

С 2001 года я интересуюсь историей дизайна транспортных средств. Когда встал вопрос, куда идти поступать, у меня даже не было сомнений. Я пошел на кафедру дизайна транспортных средств УдГУ, где преподавал бывший главный конструктор головного КБ Ижевского автозавода — Владимир Алексеевич Умняшкин. Я его знаю ещё по книге «Устинов» — это моя книга детства. Образы из неё запечатлелись на подкорке. Я полюбил Ижевск, и стал изучать его ногами. С 2000 по 2004 год я часто ходил по обочинам, собирал отвалившиеся детали автомобилей. Потом я переключился на помойки (смеется!)

Создание коллекции предметов Оттепели

Всё началось ещё в 2004 году, когда я прочитал программную статью художника Дмитрия Гутова «Дорогой ли Никита Сергеевич?». Эта статья рассказывала о его опыте коллекционера предметов быта хрущёвской эпохи. Явзял её в качестве личного манифеста. Я понял – это то, что меня просто безумно вдохновляет!

Есть мебель, выполненная в стилистике сталинского ампира: она тяжелая, массивная, выносливая. Есть мебель брежневской эпохи, сделанная из опилок, рассчитанная на массовое производство (мы её видели в бабушкиных квартирах со стенками с хрусталём). Оказывается, между этими периодами была очень кроткая, но свежая и стильная эпоха Оттепели! Эта неисследованная область меня очень зацепила!

Предметы быта из коллекции Азата

После прочтения статьи Гутова я подумал «Ну как же, люди, вы не цените самое красивое и стильное, что сейчас есть!» Я сделал дизайн объявлений, ходил по дворам, расклеивал их. Была большая проблема в том, как объяснитьлюдям, что это за стиль, который я ищу. Чаще всего они говорили «Ой, а мы это выбросили», но тем не менее что-то мне удавалось находить. Уделка (блошиный рынок в Петербурге) – my love number one!

Объявление о поиске предметов быта Хрущёвской эпохи

Почему вещей в стиле шестидесятых осталось так мало? То, что вдохновляло «вчера», «сегодня»стало навевать грусть – Оттепель закончилась, эйфория растворилась, а все эти трёхногие табуретки стали разочарованием. Я, кстати, хотел принести этот трёхногий табурет «Спутник» с собой, но взял пашотницу, подставку для яйца.

Пашотница из коллекции Азата

Коллекцию Азата можно посмотреть здесь по ссылкам: #Azainer_archive и #Azainer_books

Рубрика «Помоечный Робин Гуд?»

Я решил выставлять фото мебели, найденной у мусорных контейнеров в свой Instagram, и этонеоднократно помогало спасти мебель. Есть вещи, которые не исчерпали свой ресурс и могут служить долго. Затраты на их восстановление намного меньше стоимости нового изделия. «Если бы у меня был миллион долларов, я бы запустил кампанию в пользу вещи, которой Вы обладаете» (цитата из фильма Objectified («Овеществление»), 2009).

Несколько объявлений из Instagram Азата

Оказалось, что советские люди жили по принципам осознанного потребления – это было экономически целесообразно и снижало нагрузку на предприятия, производящие новые предметы. Папанек говорил: «Пора прекратить засорять этот мир отвратительно спроектированными изделиями!» Вообще, «русский дизайн» в моём понимании — это утопичный дизайн, в котором идея улучшения мира первична, это дизайн для лучшего мира. В этом наша сила и слабость, но именно эти идеалистические попытки украшают историю дизайна.

С помойки — на выставку

Однажды я гулял по Ижевску и в районе магазина «Ветеран» увидел усыпанную старыми фотографиями и документами площадку у контейнеров. Оказалось, это выбросили архив Почётного гражданина Ижевска. Я нашёл там же чемоданы и в них отнёс фотографии на хранение в гараж. Так я стал собирать экспонаты — сначала на помойках, потом расклеивал объявления, потом покупал на блошиных рынках. Сейчас я покупаю образцы дизайна на интернет-аукционах.

Первая выставка с моим экспонатами прошла в Роттердаме, вторая в Москве, а в Ижевске только третья. Там я показывал, например, образцы упаковки, которые когда-то нашёл на помойке.

Куратор на выставке «Мир! Дружба! Дизайн!»

В 2013 году я впервые побывал на выставке Московского музея дизайна. Я посмотрел на неё и подумал «Так классно! Я хочу делать также!», и после написал письмо Музею дизайна с переложением дружить.

В 2019 году я наконец защитил диссертацию на тему «Школа дизайна транспортных средств в Удмуртской Республике», рассказал о том, как на предприятии оборонной промышленности одни и те же дизайнеры могли заниматься и автомобилями, и мотоциклами. Меня спрашивали «Зачем тебе эта учёная степень?», а мне было важно ввести в научный оборот понятие «Школа дизайна транспортных средств УР».

Директор Московского музея дизайна пригласила меня к себе в команду. Я, конечно же, согласился, это была моя мечта! Тогда я и сделал с ММД выставку «Мир! Дружба! Дизайн!» в роли куратора в Новой Третьяковке на Крымском валу. Мы хотели показать, как много товаров народного потребления производилось на предприятиях оборонной промышленности и какие проекты дизайнеры предлагали к производству на этих предприятиях в прошлом, настоящем и будущем.

Выставка «Мир! Дружба! Дизайн!»

Я общался с различными компаниями, вышедшими из советского оборонно-промышленного комплекса. Это заняло у нас много времени – почти весь 2019 год. Участие принимали, например, Ижевский Автозавод (ныне «Лада Ижевск») и Концерн Калашников. Скоро выйдет каталог этой выставки.

Классно заниматься вёрсткой каталогов, а ещё проводить экскурсии! Ты общаешься с живыми людьми, ходишь и всё рассказываешь! Но заключать договора и оформлять страховки – это не моё.

О дизайне книги «Лений Циколенко. Автомобиль и искусство»

Многие ругают Instagram за то, что он отнимает кучу времени, но мы познакомились с Александром Лекаеименно через Instagram. Я постил свой типичный контент – образцы леттеринга, упаковки, писал, какую художественную ценность они имеют. Александр мне написал с просьбой стилизовать коммерческое предложение для одного проекта. Я уже знал о нём заочно – Александр Лекае выпустил книгу про ЗиМ (это шестиместный автомобиль, который ГАЗ выпускал до «Чайки» ГАЗ-13).

Книга А.А. Лекае«Лений Циколенко. Автомобиль и искусство»

С 2011 года Александр собирал материал по автору 24-ой «Волги», Лении Циколенко. В 2018 мы уже подступились к книге, а в этом году, с февраля по апрель, очень быстро её сверстали и выпустили. Я занимался её дизайном и вёрсткой, а также дизайном плакатов. Никто в России до Александра Лекае не посвящал целую книгу одному автомобильному дизайнеру.

Заголовки Азата для книги в стилистике 60-ых годов

Участие в школе практического дизайна «Реформа»

Наша команда на Реформе, закрыла разные компетенции. Одна из твоих – огромная база знаний в сфере истории искусств и дизайна!

Мой внутренний взор обращён в прошлое, там моя «точка фокуса». Я как-то сформулировал, что я — «дизайнер-хронодайвер», человек, который ныряет в прошлое и там плавает. Мне нравится находить забытые вещи, на которые обращали внимание очень давно. Интересно возвращать их в информационное пространство, обращаться к локальной истории.

Реформа с Музеем ИЗО (31 июля – 2 августа 2020)

Людям, которые потерялись

На самом деле, у меня было очень острое переживание в 2014 году. Я был очень потерян в то время: выбранная тема диссертации «не шла». На концерте Нины Карлссон меня осенило – зачем я пытаюсь через силу придумывать какую-то новую тему и противлюсь тому, что у меня и так есть? Мне в тот момент очень сильно помогло то, что у меня были старые наработки и старые интересы, от которых я почему-то отошёл. Можно просто вспомнить, кем ты хотел быть раньше. Например, я решил стать дизайнером ещё в пятом классе.

В 2010 году я посмотрел мультфильм Гарри Бардина «Гадкий утёнок», и тогда у меня тоже случился катарсис! Я понял очень важную мысль – надо искать своих!

Я люблю Ижевск. Мне всегда нравились автомобили и рисовать их, поэтому логично было бы предположить, что я бы работал дизайнером на Ижевском автозаводе. Но, к сожалению, после поступления в университет, дизайнерский отдел расформировали. Вторая тема, которая мне интересна – это история дизайна. И вот пожалуйста – выставка, каталог, книга! И это всё в одной теме! Здесь очень важно напутствие: если тебе нравится что-то узкоспециализированное, не переживай – ниша есть! Специально под тебя!


Instagram Азата – instagram.com/azainer

Книга Лекае А.А. «Лений Циколенко. Автомобиль и искусство» – gorkyclassic.ru/novaya-kniga-new