March 8, 2020

Оля Шишкина

На лекции в CheapTrip ты рассказывала о своей жизни. Там я запомнила Саратов, исторический факультет, 10 лет в дизайне, какие-то баннеры пылесосов!

Расскажи, на кого ты училась и как переехала в Санкт-Петербург?

Я жила Саратове, там закончила гуманитарный лицей, он был с углубленным изучением истории и литературы. Я подумала, филфак – это зашквар, там нет мальчиков, а где нет мальчиков, это сразу неинтересно (смеется).Поэтому пошла на исторический факультет, поступила по олимпиаде в вуз на Истфак, прилежно училась пять лет, получила красный диплом и никогда не работала учителем истории.

Я проходила практику в школе, но поняла, что для этой работы нужно быть хорошим психологом и мега зрелым человеком. А как уметь всё это в 20 лет? Если такие люди есть, я падаю в ноженьки! Я пришла в 20 лет преподавать в 11 класс. Пыталась делать из себя учителя )) Это я сейчас я понимаю, что не надо ничего делать, чтобы что-то из себя представлять.

Но Истфак — хорошее гуманитарное образование, которое помогает быть плюс-минус не глупым человеком. Мне кажется, здорово учиться в вузе базовым дисциплинам — истории, экономике, культуре, чтобы понимать, как всё устроено в мире. Даже если по специальности ты потом их не задействуешь. Вуз, как по мне, нужен для существования в определенной питательной среде, а еще для фана. Даже если специальность оказалась не прикладной, но пять лет ты кайфовал, все не зря. К сожалению, у нас нет возможности закончить 3-4 университета, но зато сейчас благодаря возможностям онлайн образования, учиться можно всю жизнь.

На пятом курсе университета, у меня наступил период, когда нужно было решить —идти в аспирантуру и заниматься наукой или начать зарабатывать деньги, чтобы после переезда в Питер снять квартиру и как-то наладить быт. Я выбрала второй вариант и стала думать, как я могу зарабатывать вот прямо сейчас? Проанализировав себя, поняла, что мне нравится дизайн! Я с детства рисовала, всегда любила музеи, картины, все визуальное. У меня есть байка от родителей: когда мне было лет пять, они могли надолго уйти, дав мне раскраску, через 6 часов я сидела в том же положении и раскрашивала.

Как так получилось, что ты постоянно рисовала, но поступила на истфак?

Когда ребёнок к чему-то проявляет наклонность, родители должны это подхватить и «Классно, отдадим её в художку!», например. Я тот ребёнок, которого мама отдавала во все секции с 3 лет. Я плавала, каталась на коньках, танцевала. В шесть лет я пошла в интернат, это такая школа, которая работала до 7 вечера. Мы там обедали, спали, делали уроки. А вечером шли домой. Родители не имели возможности меня возить после работы куда-то и подумали «Окей, какие секции есть в интернате?»

И тогда же случилась важная история в моем детстве. Когда учителя по рисованию в школе спросили, может ли он понять, у кого из детей есть талант к рисованию, он дал задание — нарисовать половину бабочки и сделать из неё целую. Нужно был согнуть лист пополам и показать смекалку, оставив отпечаток. Никто из шести летних детей не справился с заданием. Все нарисовали просто целую бабочку, в том числе и я (у меня очень красивая бабочка была). После этого он сказал «Нет, ни у кого из класса нет таланта к рисованию». Прикинь, да? Одним тестом всё перечеркнул, одной бабочкой. Так в художку я не попала, а попала в музыкальную школу, потому что она находила прямо в интернате.

На классе фортепиано мне сказали «Девочке медведь на ухо наступил». И потом предложили выбрать — аккордеон или баян. Мама спрашивает, какой инструмент тебе больше нравится? А я понятия не имею, как выглядит ни аккордеон, ни баян, мне 6! Когда мне показали оба инструмента, я выбрала аккордеон, потому что там с одной стороны клавиши, как у фортепиано. Так, я всю школьную жизнь проучилась в музыкальной школе. Ну почти всю, с шести лет до четырнадцати.

Времена, когда Оля играла на аккордеоне

К сожалению, это долгое обучение никуда особо не продвинулось, потому что у меня не было таланта к игре на инструменте. Зато было много репетиций, слез и мучений. Если у тебя есть предрасположенность к чему-то и даже через усилие приходит видимый эффект, ты от этого кайфуешь, то из этого что-то да выйдет. А если это единственная секция, в которую тебя удалось отдать, но это не то, что у тебя получается, то зачем?

Существуешь ли талант? Или его можно выдолбить?

Можно, да. Я без голоса пела в итоге в хоре и нормально. Это всё натренировывается, но при этом есть человек, который пойдет заниматься вокалом и через 3 месяца будет петь отлично. А есть другой, кто будет заниматься 10 лет, и будет петь просто хорошо, потому что у него не было изначально предрасположенности.

Талант — это когда «Мне это легко, а остальные говорят, что это сложно». Мне, например, казалось, что люди отшучиваются, когда говорят что не умеют рисовать.

Чем стала здесь заниматься, когда переехала в Питер?

Ещё на 5-ом курсе, когда я меня появился компьютер, я освоила графические редакторы, ковырялась там сама. Я выкладывала на photosight.ru свой арт. У меня был друг, который учился на мехмате и подсказывал что-то. Ещё в университете я устроилась графическим дизайнером в галерею, делала им открытки, буклеты, работая в вечернее время. Это было крутое чувство, ты сам что-то научился делать и уже зарабатываешь этим деньги! Потом мы с Мишей решили переезжать в Питер…

Вы уже тогда были вместе?

Да, мы вместе с первого курса, знакомы уже 18 лет, женаты 14.

Когда мы решили переезжать, начали копить деньги, я поняла, что мне нужно портфолио шире. Ты говорила про баннеры с пылесосами, вот я устроилась работать в компанию, которая занималась продажей компьютерной техники. Проработала там 3 летних месяца, а параллельно рисовала иллюстрации для локального журнала в Саратове. Так, к переезду, у меня уже было неплохое портфолио — печатка, иллюстрации, наружная реклама.

Оля и Миша Шишкины

Здесь я устроилась в рекламное агенство «Серебряный век» на Боровой улице. Там был такой смешной директор. Он говорит «Хорошее у тебя портфолио! Ты мне только скажи, ты не собираешься в декретный отпуск в ближайшее время?» Я говорю «Нет, конечно, не собираюсь». А через 3 месяца я понимаю, что мне всё-таки нужен декретный отпуск. Но я честно отработала там почти год, до 35-ой недели беременности.

А потом, когда Миша открыл свое агенство SHISHKI (он проработал год в типографии дизайнером по найму), я работала дизайнером в рамках Шишек с маленьким ребенком, помогая ему.

Каково работать в мужем?

Меня это постоянно спрашивают. Ещё говорят «Ой, а запишите подкаст, вы вместе так долго, вы такая классная семья!» И я всё время ржу, мне так смешно это слышать. Я недавно знакомой сказала про правило успешной семейной жизни «Слушай и кивай». А с ребёнком работает другая мудрость «Родил – отойди».

Не знаю, по-разному было — где-то друг другу помогаешь, где-то сталкиваешься интересами. В какой-то момент я поняла, что не хочу вместе работать. Самый сложный момент, когда у тебя нет границ рабочего и личного и это убивает отношения. Всё равно мы так устроены — нам сложно это делить. Это то, над чем мы постоянно работаем.

Ты часто путешествуешь и объездила уже половину мира! Как выстраиваются твои поездки? Расскажи о стажировке в Америке?

Часть моих путешествий связана с Controforma, потому что я организую выездные курсы, а какие-то поездки просто личные.

Когда я ездила в Америку на стажировку, закрыла свой давний гештальт. Это была очень крутая программа Professional Fellows Program. Это программа для молодых профессионалов до 35 лет в сфере инноваций и предпринимательства, которая спонсируется американским правительством. Суть в том, что ты стажируешься в компании, которая релевантна твоему запросу. Я хотела поработать в компании, которая занимается международным образованием и попала в языковую школу. Там все очень круто работали, но при этом с высоким уровнем энергии и каким-то фаном. Мне это показало классно ракурс взаимодействия со студентами.

Плюс в рамках программы у тебя есть почти 2 недели ориентации в Вашингтоне. Это супер плотный нетворкинг, потому что в этой программе участвуют 16 стран СНГ и n-ное количества стран Азии. Это даёт тебе большой вход в комьюнити молодых интересных специалистов со всего мира. Внутри нашего alumni (комьюнити выпускников) есть доступ к грантам, стажировкам, поэтому я советую там учиться! Люди из обменных программ в целом целеустремлённые, активные и очень умные.

Как появилась твоя школа для дизайнеров Controforma?

Это случилось после того, как я поняла, что не развиваюсь в профессии и хорошим дизайнером уже точно не буду, потому что я видела, что такое хороший дизайнер. В первую очередь, это очень усидчивый и дотошный специалист, в хорошем смысле этого слова. В рамках SHISHKI я пробовала делать то, что мне интересно. Помогала с пиаром, создавала внутренний движ.

6 лет в офисе на Невском, 16 мы делали киноклуб и у нас собиралось куча людей! Все 6 лет я по ночам отсматривала фильмы, чтобы поставить что-то действительно классное. Потом я начала организовывать бранчи, которые до сих пор существуют. Каждый четверг в агенство на бранч приходил интересный гость. Я люблю выстраивать комьюнити, но только я сама не сразу поняла это )

Студенты Controforma на одном из курсов каллиграфии

Параллельно с работой дизайнером, я начала писать про кейсы, про студию и подумала, что у меня это лучше получается, чем дизайн. Я буквально изнывала от создания макетов, но долго не решалась переключиться, а зря!

Потом пошла учиться в Икру. На их основном курсе обучают digital marketing. Икра показала мне более широкий спектр того, чем можно заниматься. И после Икры я попробовала открыть свой первый небольшой бизнес — интернет-магазин постеров «Hello poster». В рамках «Hello poster» я продолжила организовывать мастер-классы, лекции, воркшопы, но уже для иллюстраторов. Я занималась этим проектом почти два года — узнала кучу нового, вжилась в роль маркетолога, пиарщика, организатора, курьера, стратега, продажника )) Но поскольку с бизнес составляющей у меня были провалы, проект я продала, не понимая, как его масштабировать.

С Дмитрием Карповым во время обучения в Икре

Когда я находилась в поиске нового дела жизни, мы познакомились со шрифтовым дизайнеров Ваней Гладких и решили сделать двухдневный интенсив по типографике. Я поняла, что людям интересно образование. Интенсив был очень успешный, мы провели его несколько раз — в Петербурге, Москве, потом сделали курс по Indesign и верстке, открыли онлайн направление. Тема с онлайн курсами только зарождалась, считалось, что создание шрифта — сакральное действо, которе занимает годы. А тут, бац! Мы выкатываем курс «Сделай свой шрифт за 6 вебинаров»! )))

Потом наши пути с Ваней разошлись и в мае 2017 года я открыла Controforma, где мы сосредоточились на разных дисциплинах для дизайнеров.

Выездных кампусов тогда ещё не было?

Да, кампусов не было, были интенсивы по выходным, онлайн-курсы «Брендинг и типографика», курс «Сделайсвой шрифт» и каллиграфические завтраки в Москве, Питере и Екатеринбурге. Но кампус, это самый мой любимый формат — ты 24 часа в сутки с людьми, а потом вы с ними, как семья.

Как прошел первый кампус и где он был?

Кампус прошёл в Таллине, за 4 месяца до открытия Controforma. Он был про брендинг в сфере fashion, мыорганизовали его с Машей Азовцевой, которая живёт в Таллине. Мы взяли двух заказчиков, которым нужно было разработать брендинг для бренда одежды и набрали 16 классных дизайнеров, поездка вышла очень хорошей, несмотря на -40°C мороза.

На данный момент в Controforma мы организовали 15 выездных кампусов и каждый раз в новой локации.

Международные кампус Controforma

У тебя случается такое, что хочется всё бросить?

У меня случается, и я стараюсь тогда бросать. Понятно, что если бываешь не в настроении пару раз, тогда это стоит просто переждать, переключиться на что-то другое. Но если мысль все бросить приходят снова и снова, то стоит к себе прислушаться. Всё на какое-то время, вопрос, на какое.

Когда ты чувствуешь, что в деле, которым ты занимаешься, есть личный смысл для тебя или для людей, это помогает не бросать. Например, встречи LadiesWineDesign мы начали for fun, но почему мы это делаем? Потому что я вижу, что это полезно людям, и взаимодействие, которое получается благодаря этим встречам, людям нужно.

Что ещё тобой движет организовывать Ladies Wine Design(Ежемесячное мероприятие для женщин в творческих сферах?)

Я вижу, что девчонкам интересно и мне нравится, что это умные встречи. У меня в какой-то момент был страх, что это будет «женский клуб». А оказалось, крутые девушки обсуждают бизнес, реализацию, делают совместные проекты. Я очень довольна ))

Встречи Ladies Wine Design

Как вообще возникла идея проводить это мероприятие в Питере?

Вообще, Ladies Wine Design открыла Джессика Уолш в Нью-Йорке и эту инициативу подхватили уже в 200 городах мира. Это не сложно, пишешь им письмо и говоришь, что хочешь делать такие же встречи в своем городе. Я спрашивала у Сары, организатора встреч в Нью-Йорке, — «Какие на ваших встречах обсуждают проблемы? Что волнует?» Вроде девчонки живут в разных уголках земли, но волнует плюс-минус одно и то же — что платят меньше, чем мужчинам и права ущемляют (смеется).

Я была на встрече Ladies Design в Бруклине и в Стамбуле, в Токио познакомилась с хостами.

Чем ты занимаешься в Controforma и Ladies Wine Design?

Я стараюсь не заниматься операционкой. Моя глобальная задача — видеть, где мы будем через полгода, год, что мы будем делать и какие курсы запускать. Сейчас моя задача —выстроить план действий до сентября, собрать нужную команду, отстроить процессы.

В Москве у меня есть классный менеджер, Саша Маркова, она сама фриланс-дизайнер, каллиграф и помогает с организацией почти всех направлений. Для выездных курсов тоже потихоньку собирается команда — направлением сервис-дизайна, например, занимается Аня Хахо.

Почему ты продолжаешь заниматься тем, чем занимаешься сейчас?

Это хороший вопрос. Потому что вижу пользу и ценность для людей. Потому что у меня есть немного идеалистическое субъективное представление о том, что если ты помогаешь в той же визуальной индустрии сделать что-то чуть лучше, то пространство вокруг тебя станет чуть приятнее. А еще мне нравится делать что-то необычное, то, что никто не делает.

Я не очень верю в миссии и предназначение, но в то же время верю в то, что у любого человека внутри есть потенциал. Это какая-то предрасположенность, которую важно раскрыть в жизни, чтобы чувствовать себя счастливым.

Вообще я много себе задаю вопросы — «Зачем я этим занимаюсь? В чём смысл?» Потом нащупываю его и чувствую, что все идет в верном направлении. То есть, я нахожу точку, в которой сходятся мои навыки, знания и интерес. В этот момент я реализуюсь и получаю удовольствие.


Действующие проекты Оли, в которых можно принять участие прямо сейчас:

Ladies Wine Design – ежемесячное мероприятие для женщин в творческих сферах

Controforma – международные кампус и online курсы для дизайнеров