November 28, 2020

Матвей Правосудов

Начало пути в дизайне интерфейсов

Матвей, ты родился и жил в Казахстане. Как вообще ты оказался в Петербурге?

Я поступил учиться после школы в Томск, проучился там 4 года, После немного поработал, устроился ВКонтакте и переехал в Питер. Буквально год назад.

На кого ты учился?

Я уже и не помню. Информационные системы и технологии… Учился на разработчика, но не совсем: с одной стороны бизнес-аналитик, с другой — разработчик.

По сути образование связано с твоей текущей профессией сейчас?

Отчасти да, разработчик и дизайнер. Это примерно об одном и том же. IT-бекграунд мне пригодился.

Как получилось, что ты углубился в дизайн интерфейсов?

Это началось до университета. Я еще в школе, 10 лет назад, начал интересоваться дизайном. По-моему, там даже веб-дизайна как такового не было.

Я не знаю, застала ли ты эту часть интернета, когда существовали юзербары, гигабары и прочее. Были форумы, где люди переписывались. Оставляли сообщение по какой-то теме. Вёрстка сообщения состояла из инфы об авторе и сообщении, а снизу была подпись. Туда можно было вставлять гифки и картинки. Некоторые люди занимались дизайном этих картинок. Это был лютый фотошоп, эффекты, наложения, по сути — графический дизайн!

Это я помню, да!

Постепенно пробовал рисовать сайты. Это было стремно, странно и очень давно. Потом получалось лучше и лучше, а затем, в 2014 году, наверное, я устроился в казахстанскую компанию Rocket Firm.

Они находятся в Алмате, и занимаются больше рекламным дизайном, то есть это SMM, графика для социальных сетей, рекламные кампании, в меньшей степени интерфейсный дизайн. Но им нужен был дизайнер не в штат, чтобы он рисовал внутренний интерфейс. Как раз меня туда наняли. И я предполагаю, что у них не было ресурсов, чтоб держать человека full-time, но что-то спроектировать хотелось. Там я как раз уже стал намного ближе к дизайну интерфейсов, понял, что это такое, зачем это нужно.

Я давно начал погружаться в дизайн, а в университете уже выбрал самую близкую профессию, которая была. Потому что в России сложно найти в вузе что-то подходящее по дизайну. И это, обычно, либо Вышка, либо Британка. Но они все не в Томске, и они стоят денег. Поэтому я решил, что так отучусь, а дальше будет видно.

Давай немного отмотаем назад. Что тогда тебя заряжало делать и пробовать дальше?

Я могу попробовать вспомнить, да. Мне нравилось делать штуки! (смеется) Я не самоопределялся как дизайнер, просто делал что-то в фотошопе, а потом пытался это заверстать.

Ты кодил сам? Сейчас тоже?

Да, но сейчас очень редко. Нет на это сил.

Тебе как-то помогает этот навык в работе?

Да, это очень сильно помогает. Если ты попробовала другую сторону, то тебе легче будет и общаться с людьми, и вносить какие-то свои мысли. Не обязательно кодить в профессиональном плане, но понимание того, как работает технологи, поможет.

Ты пробовал себя в смежных сферах? Брендинг, типографика?

Очень давно мне было все интересно! Я и логотип рисовал пару раз. Это были ужасные работы за маленькие деньги на фриланс. Пробуешь разное, что-то получается, что-то нет, а потом ты понимаешь: «Мне это больше не нравится».

Теперь отматываем обратно! Как тебе работа в Rocket Firm?

Мы с ребятами просто договорились работать по проектам, я был фрилансером «под крылом». Там занимался только интерфейсами, причем не самыми простыми. Это был жесткий веб с таблицами, и админками.

Ты много где поработал. Как ты понимал, что надо двигаться дальше?

Причины были разные. Из Rocket Firm я ушел, потому что поступил в вуз и подумал, что пока лучше уделить время ему. Все-таки на первом курсе сложно работать, но уже на третьем устроился на новое место.

Потом я устроился в Interfaced. Они разрабатывают приложения для умных телевизоров. Но чаще им нужна была только разработка, а я там был незачем, потому что дизайн подготовил заказчик. Поэтому я занимался всем подряд: сайтами, мобильными приложениями, какими-то коммуникациями на уровне того, что может сделать интерфейсный дизайнер: выбрать шрифт и простую иконку.

Pequal. Дейтинг-приложение с машинным обучением

Тем не менее, это работало, и я даже задизайнил кружки и пытался их заказать. Печатка — это ужасно, никогда больше не хочу с этим сталкиваться (смеется). Ну и черные кружки — это боль! Под конец в Interfaced совсем не осталось для меня задач.

Я учился в вузе, работал, очень сильно упарывался. Даже не представляю, как бы сейчас я так смог жить: весь день я был занят, приходил домой очень поздно и еще учился. Сейчас я вспоминаю это не то чтобы с грустью, но мне интересно, как я мог существовать в таком режиме?

Interfaced. Редизайн сайта софтверной компании

Почему ты упарывался? Что тобой двигало?

А как иначе? Просто хотелось работать и учиться, то есть я и работал, и учился, и все получалось. На самом деле, чем больше делаешь, тем больше получается. И тогда не было другого выхода. В вузе тоже не хочется отставать — вот и фигачишь.

Мне кажется, это очень сильно прокачивает, и ты выходишь из университета не с нулевой базой, а уже специалистом.

Да, я в целом, не воспринимаю университет как какой-то дополнительный опыт. Я придерживаюсь классической точки зрения , что вуз помогает нетворкингу, там ты находишь себя, плюс получаешь технический опыт. Начинаешь говорить с ребятами на работе на одном языке. Ты не дистанцируешься, а общаешься, все понимаешь и можешь высказать свою точку зрения.

На второй работе ты уже ходил в офис и параллельно учился. Как ты успевал?

Идешь в ВУЗ, учишься до 16 часов, потом тренировка и потом после нее возвращаешься, лежишь 15 минут, пьешь чай и идешь в 19 часов на работу до 22.

Это тоже part-time! Там ребятам не нужно было много моего ресурса, и у меня его и не было. Я работал, сколько было нужно. Бывало, работал на парах, просто сидел с ноутбуком, что-то делал на лекциях. Бывало, учился на работе, но это редко. Я как раз-таки ушел из Interfaced потому что не было задач по дизайну интерфейсов. Под конец я уже начал дизайнить кружки, устраивать какие-то внутренние мероприятия, типа митапов. Это не плохо, но хотелось большую часть времени уделять обычной работе.

Full-time я пока не мог себе позволить. Потом в конце третьего-начале четвёртого курса я увидел, что появилась вакансия в KODE — это ребята, которые разрабатывают мобильные приложения, у них офис есть в Томске и Калининграде. Это было мне интересно, я откликнулся, мне предложили работу. Там уже работал полный день. Я учился, писал диплом, с которым мне помогала моя девушка. Мы с ней договорились, что она мне поможет, потому что моих знаний не хватало.

Ренессанс.Авто. Проектирование и дизайн приложения для платформ iOS и Android. Проект сделан в команде KODE

Это так круто! Интересно, что ты понял еще на первых курсах университета, что тебе стоит углубляться именно в одно направление, а не распыляться на черные кружки.

Каждому человеку свое. Если тебе нравятся кружки, то надо ими и заниматься.

Как тебе работа на полный день?

Сначала мне было страшно, я не понимал, как можно 8 часов сидеть на одном месте и что-то делать? Тогда там работал дизайнер, который онбордил меня и погружал в задачи. Там были очень интенсивные проекты: В KODE есть клиент, есть команда, и тебе нужно обосновать решение не только своим, но и заказчику. Наверное, ты знаешь, что доказывать свои решения команде намного легче, чем заказчику.

KODE. Редизайн сайта компании.

Проекты в разных стадиях разработки, особенно если это самое начало, то ты начинаешь упарываться по презентациям, рассказывать про всю подноготную и доказывать, что ты не дурак, и что нужно сделать так. Продать дизайн, как любят говорить в агентствах.

Тебе было тяжело или интересно?

Это тяжело, не знаю насчет интереса. Сейчас я работаю в продуктовой команде, где заказчика нет, то есть осталась только команда. Это максимально комфортный рабочий процесс, мне это больше нравится. У меня получалось презентовать заказчику концепты, но мне не приносило это удовольствия. Это скорее необходимость.

Меня очень прикалывает образование, и мне хотелось куда-то туда вписаться. И под конец работы в Interfaced я вписался в курс по дизайну в одном вузе. Он был неофициальный. Там был преподаватель, у которого был предмет про веб, про технологии. Его знакомый, мой коллега, предложил мне рассказать про дизайн. Я очень хотел! Ребятам было интересно — набралась группа из 7 человек.

Надо было делать презентацию, рассказывать что-то про дизайн, про который ребята знали очень мало. Они учились в техническом ВУЗе, про технологии знали неплохо. Поэтому мне нужно было провести курс так, чтобы они чему-то научились, но им было не так сложно. Мы не углублялись сильно в какие-то высшие материи: посмотрели, что такое дизайн, попробовали Figma, поучились там работать и в конце несколько человек вполне неплохо смогли нарисовать свой сайт.

Свой первый курс по дизайну интерфейсов

Во-первых, у тебя даже статья про курс идеально структурирована. Во-вторых, какие у тебя были ощущения от того, что вот птенчики показывают результат?

Я понимаю, к чему ты клонишь, но это ощущение было уже на второй стажировке. А на первой его, к сожалению, не было, потому что уровень работ ребят был низковат. Это такая когнитивная ловушка — ты не понимаешь, получилось круто или нет. До сих пор не знаю. Я просто порадовался, мне было интересно что-то рассказывать, мне нравился сам процесс. Результат не так важен, потому что, не думаю, что они продолжили развиваться в дизайне. Будем надеяться, что они будут работать в той сфере, которая им нравится.

Но в процессе всем было классно?

Мне точно. Ребятам, я надеюсь, тоже. Это была не стажировка, а все -таки курс, потому что он был изолированный, в вакууме с лекциями и всем таким.

Теперь возвращаемся опять в KODE. Там я тоже хотел вклиниться в какой-то такой курс. Была сначала идея вписаться в вуз и там прям официально - курс, часы, практики, такая бюрократия ужасная. Просто так выйти на университет и сказать: «Я дизайнер интерфейсов, и могу такое вам рассказать!» — всем плевать, никто не хочет заморачиваться. То есть никто не знает, что такое дизайн интерфейсов в ВУЗе и про тебя тем более. Ты тратишь время, деньги, силы, нервы, а получаешь на выходе только ощущение того, что ты сделал что-то хорошее и все. Поэтому мы не стали продолжать что-то делать с ВУЗом.

Мы не отчаивались и решили сделать свою стажировку в компании, с лекциями, практиками и проектами. Уже не для новичков, а для ребят, которые что-то понимают, которых не нужно учить работать в Figma, они уже умеют. Можно сразу же собрать все их знания и структурировать, привить им правильный дизайн-процесс, и в конце, у них появится проект для портфолио, если такого еще не было. Потом нанять кого-то в нашу компанию и в дружественную, которая тоже участвовала в защите. Ну и опять же это драйв!

Как это прошло?

Весело, но сложнее в несколько раз, нужно было готовиться серьезнее. У нас было намного больше занятий, они были интенсивнее. Это все шло месяц. Каждую неделю было по две лекции по 1,5 часа, а субботу практический воркшоп, где мы разбирали задания и общались. Им нужно было параллельно делать свой проект на финальную защиту в конце месяца. У нас не было мест, призов, только сертификаты. Хотя в итоге мы наняли двух людей в свою компанию.

После этого ты ушел из компании?

Я ушел сразу после стажировки. В августе прошел собеседование ВКонтакте, а стажировка была в сентябре. Ребята предложили мне работу, я договорился, что доведу стажировку в Томске, потому что иначе никак.

Переезд в Санкт-Петербург и радости работы ВКонтакте

Как тебе дался переезд?

Тяжело. Очень трудно было перевозить вещи, их оказалось довольно много. ВКонтакте помогает — нанимает риэлтора, но все равно за 5 дней, найти подходящий вариант квартиры сложно.

Что тебе нравится в работе ВКонтакте, помимо того, что компания закрывает основные потребности?

А, помимо печенек (смеется!) Мне очень нравятся люди, потому что до этого я работал в командах, где не было дизайнеров. (Rocket Firm не считаю, потому что я был на фрилансе и комьюнити у нас не было). В Interfaced дизайнеров на тот момент вообще не было. В KODE было очень мало, и с тем дизайнером у меня, к сожалению, не получилось сработаться. Я не успел поработать в каком-то слаженном отделе, а ВКонтакте он был. Когда я пришел, было меньше 10 дизайнеров, каждый занимался своим продуктом, а сейчас нас уже 22 человека или больше.

Дизайн интерефейса ВКонтакте. За примерами далеко идти не нужно!

Особенно мне нравится, что наша команда заморачивается на качестве. Вряд ли можно услышать фразу «Апофиг, и так сойдет! Давай не будем париться?» Только в каких-то супер-редких случаях, когда действительно можно не заморачиваться, но обычно всё pixel perfect. И в визуальном плане: все иконки идеальные, все шрифты аккуратно подобраны, все очень четко выглядит. И в плане процесса и опыта ребята стараются сделать все максимально правильно. Мне это близко, я тоже люблю что-то делать с процессами, чтобы они были лучше! Все очень большие профессионалы, я им доверяю, мне в целом нравится с ними работать. В продукте легче работать, чем в агентстве — нет этапа презентации. Конечно, есть защита решений, но это психологически легче.

Ещё мне нравятся наши разработчики потому что, большинство агентств работает по фиксированной цене проектов, из-за этой системы почти невозможно сделать достаточно качественный интерфейс. Функции максимально урезаются и все думают «Ну да, мы запустим, проверим», но все знают, что после первой версии, второй никогда не будет (смеется). Это единственная версия, которая навсегда останется такой. Странно, почему мы не хотим сделать эту версию самой классной, которую мы можем сделать? Пускай она проживет несколько лет, и она будет максимумом того, на что мы способны! Но это лирика.

Разработчики в продукте, ну и ВКонтакте в частности, очень классные ребята, им не все равно. Они тоже хотят заморочиться, сделать качественно, подвигать пиксели, чтобы было ровно, чтобы глаз радовался. Им тоже нужны анимашки и взаимодействия с интерфейсом. Они сами предлагают кучу идей того, как можно сделать интерфейс лучше. Разработчики — это не оппоненты. Они с тобой в команде, и мне это очень сильно нравится.

Это чувствуется, когда пользуешься и приложением, и сайтом ВКонтакте.

Очень приятно!

О своей локальной дизайношной

Если я правильно поняла, то тебе важно быть частью сообщества. Из-за этого родился твой паблик с дизайн-мероприятиями dznshn?

Я думаю, что про важность комьюнити я с тобой согласен, мне это важно. Про паблик не совсем. Я хотел найти способ, чтобы следить за дизайн-мероприятиями, митапами и за прочим, мне это нравилось. Мне пришлось в Facebook подписаться на всех дизайнров, которых я знаю и просто выцеплять по крупицам кусочки анонсов. Причем, я знаю, что есть Tagline, но у них выбираешь «Дизайн», «Россия» и получаешь 2 мероприятия в год.

Это грустно, на самом деле, а я сижу, смеюсь.

На самом деле, это не правда, сообществ гораздо больше. У меня был фокус — найти какие-то локальные штуки. Родилась идея так: хотелось какой-то инструмент для хранения анонсов. Я подумал, что эта проблема есть и у других ребят, что они тоже хотят быть в курсе событий и этот паблик им может помочь. А вообще идея шире: начать проводить какие-то мероприятия самому. Какие-то локальные, с выступлениями на малое количество людей.

На самом деле, я так и нашла твой паблик, потому что хотелось тоже быть в какой-то тусовке и понимать, что вообще, где и как происходит. Спасибо тебе за то, что ты делаешь, это очень классно!

Я очень рад, что он кому-то нужен.

Анонсы мероприятий в дизайношной Матвея

Хотелось бы, чтобы это дело развивалось и, насколько я вижу, ты не забрасываешь это, а систематически это делаешь. Почему? Я про то, что есть циклы мотивации, когда ты заряжен, потом нет, потом заряжен, потом нет.

Иногда бывает лень постить мероприятия, да. Но я вспоминаю договор с собой — надо продолжать. Это не так много сил требует.

Как ты думаешь, есть ли у дизайнеров масштабное комьюнити, или я просто в нем не состою?

Я не думаю, что есть прям какое-то комьюнити, про которое все знают. Мне кажется, что есть разные информационные поля. Есть там, условно какое-то сообщество, не сообщество, иначе это значит, что они между собой взаимодействуют. А просто какие-то люди и компании. Наверно, это больше продуктовые компании и агентства топовые, которые где-то находятся.

Те же Яндексы, Mail.ru, прочие ребята, и дизайнеры оттуда. Они все находятся в какой-то области, про них знают люди. То, что пишут эти дизайнеры и компании, про эту информацию много людей в курсе, но в то же время есть другие ребята, которые работают на другом рынке. Например, комьюнити фрилансеров. Я давно не фрилансил, но я знаю, что есть очень много фрилансеров, у которых есть куча блогов. Я знаю, что эти две группы не связаны между собой. Они занимаются разными задачами.

Work-life balance в 2020

Как ты балансируешь между работой и личной жизнью или просто своей жизнью, и получается ли это у тебя?

Сложный вопрос. Помимо работы я очень много думаю про дизайн. Думаю про всякие рабочие штуки, идеи постов, статей. Все приходит в голову и не уходит! Поэтому балансом это сложно назвать, но какой-то базовый баланс я все-таки пытаюсь соблюдать: засекаю рабочее время, потому что когда ты работаешь дома, сложно понять, достаточно ты проработал или нет.

Сейчас ты работаешь из дома?

Да, сейчас так. Я засекаю время и отношусь к этому довольно просто: есть договоренность с работодателем, что нужно работать 8 часов в день. Эта такая норма, которая позволяет тебе делать нормальное количество вещей. Когда я выполняю эту норму, чувствую себя спокойнее.

Если нужно что-то еще поделать и это срочно, почему бы и нет, можно помочь. Иногда бывает интересно посидеть на выходных, пописать какие-то гайды или еще что-то интересное сделать. Не обязательно по реальным задачам, а по чему-то около работы. Такое тоже бывает. Жесткого work-life balance я не очень придерживаюсь. Когда у меня получается — супер, значит можно отдохнуть или еще что-нибудь поделать.

Полезные ссылки о Матвее:

Страница ВКонтактеvk.com/sud

Личный сайтpravosudov.com

dznshn (сообщество дизайнеров Санкт-Петербурга) — vk.com/dznshn

Блог на Mediummedium.com/@oxyberg

Телеграм-канал Task → Solution https://t.me/task_to_solution