June 23, 2020

Виталий Яковлев

Старт карьеры

Что есть дизайн для тебя?

Для меня дизайн – инструмент решения бизнес-задач с помощью визуальной коммуникации. В её основу входят иерархия, цветовые акценты, логика работы интерфейса. Когда эти инструменты в совокупности решают задачу, то дизайн ценится больше.

Как ты понял, что для тебя занятие дизайном может вылиться в нечто большее, начав в 2008 году?

Тогда я не понимал, во что это выльется. Я просто получал удовольствие от процесса и изучал возможности редакторов. Сначала я просто хотел себе аватарку не как у всех, экспериментируя над этим, без логики и размышлений.

Фокус на дизайне

Почему ты выбрал именно веб-дизайн как основной вид деятельности?

В начале, когда я раздавал листовки суши-баров «Евразия», предложил руководителю сделать их дизайн, он отказался. Дальше я начал делать аватарки, развивать навыки работы в Photoshop. После нашел через знакомых заказ на дизайн визиток. Тогда я не получил прибыли, даже ушел в минус, но тем не менее был доволен, что сделал первый заказ.

Далее появился мой первый проект на дизайн сайта по продаже ламп. У компании была потребность, чтобы я сделал сайт под ключ. Я не понимал как сделаю это, но согласился и начал изучать вёрстку. Дизайн был ужасный – лампа на весь экран, поверх неё текст, гигантское меню из кнопок. Тем не менее я выполнил заказ и получил 6000 рублей. Так я понял, что это интереснее, потому что чек больше.

Следующий заказ сайта с вёрсткой на 18000 рублей для компании Alisa Estate. То, что можно делать отдельно дизайн и хорошо на нём зарабатывать, я понял только несколько лет назад.

Почему ты продолжил делать сайты под ключ, верстая самостоятельно?

У меня было убеждение, что никому не нужен отдельно дизайн. Вот хочет человек автомобиль, и он покупает полноценный авто. А есть человек, который приобретает отдельно запчасть, чтобы продать к другой машине. В то время я думал, что всем нужны только «полноценные машины».

Ты это называл своей ошибкой единоличную работу над проектами под ключ и в 2016 году погрузился в дизайн. Как ты понял, чтобы тебе стоит развивать компетенции в одном направлении?

Это был сложный путь, я старался вырасти во всех направлениях. Я считал, что расти можно только если ты продашь что-то в придачу к сайту. Разбираясь во всём по чуть-чуть, я старался оказать качественно услуги по всему, что может понадобиться клиенту. Тут я понял, что у меня скопилось много обязательств и неудовлетворённых заказчиков, и решил что-то менять. То есть либо оставлять одного клиента, либо выбрать другой путь.

Логика была такая: единственное, что мне больше всего из этого нравилось – это дизайн. Я понял, что могу сам качественно и на 100% сделать дизайн-работу. Тогда откинул это убеждение и стал искать клиентов на дизайн. Именно с этого момента начался рост.

Дизайн редактора статей для ВКонтакте

Было такое, что ты сфокусировался на дизайне и стало легче?

Нет, это произошло не сразу, в начале было очень сложно. Я понимал, что раньше я продавал услуги под ключ по 150-300 тысяч рублей. Потом не стало клиентских баз и портфолио, и мне нужно было начинать с начала, с бюджетных проектов по 10-15 тысяч рублей для наработки портфолио. Иногда я был вынужден работать без предоплаты. Это продолжалось 3-4 месяца.

Но каждый из таких проектов я делал так, будто мне заплатили 100-150 тысяч рублей. То есть на том уровне качества, который от меня не ожидали. Это позволило сработать сарафанному радио, накопить хорошее портфолио и выйти на более высокий чек.

Долговая яма и крупные покупки

Как ты думаешь, что дало тебе сил и стремление расти, когда на определённом этапе жизни ты попал в долговую яму?

Здесь сыграли роль несколько факторов. Один из них связан с моим хороши другом, который говорил«Обязательства нужно выполнять. И делать не просто в срок, а так чтобы клиент был доволен». У меня это проецировалось не только на работу, но и везде – я увиливал от ответсвенности. Потом я осознал, что если ты занимаешься профессиональной деятельностью, люди должны иметь возможность на тебя положиться.

Во-вторых, по мере скопления долгов я понял, что не могу использовать кредиты. То есть, чтобы купить машины/квартиру мне нужно хорошо поработать. Я задумался о будущем, меня пугало отсутствие возможности иметь финансовый рычаг.

Третий фактор – на меня это давило. Мне не нравилось осознавать, что я кому-то должен и не могу свободно выкладывать в соц. сетях, как провожу время.

Последний, но самый важный момент, я встретил жену в Москве. Думая о семье, понял, что с долгами её заводить не вариант и нужно их закрывать.

Расскажи про свои ощущения от недавнего приобретения автомобиля BMW. Крупные покупки как-то влияют на тебя как человека?

Знаешь, когда я себе что-то покупал в сложные времена, то испытывал огромное удовольствие. Сейчас, когда купил автомобиль, эмоции есть – это приятно, но не до поросячьего визга. Я понимаю, что это следствие моих решений и обмен на ту ценность, которую я дал внешнему миру.

От фриланса к работе по найму

Ты отмечал, что фриланс – это не стабильно. Хотя говорил, что поиск клиентов важно вести постоянно, тогда они будут всегда. Почему тогда фриланс это не стабильно?

Фриланс сложно сделать средством стабильного заработка, но возможно. Мне кажется, нужен помощник, который бы выполнял простые задачи по размещению откликов и мониторингу ответов на них. Тогда можно добиться стабильности.

Практически все дизайнеры говорят, что фриланс – это дно. Но, на самом деле, это то, с помощью чего я вылез из задницы в своё время. Я заходил на фриланс с подачей «Я могу вам сделать концепт бесплатно и если вам понравится, мы начнём работать». Этот подход позволил в 2018 году реализовать 88 проектов! И я был нацелен на то, чтобы максимальному количеству людей дать ценность в качестве дизайна, сделать это для себя самого, чтобы я гордился этой работой.

Мне нравится твой подход. Так заказчик видит, чтобы ты действительно заинтересован в его проекте, а не просто хочешь срубить денег.

Да, на сайте fl.ru как раз был размещён проект за 200 тысяч рублей. Это была та ступенька, чтобы вырваться на новый уровень. И я сделал концепт, анимацию, видео презентацию с музыкой и расписал рекомендации. После такого бесплатного отклика компания ответила: «Нам нравится твоё видение, давай работать!» И в процессе работы чек был увеличен в 2,5 раза.

Ты чувствуешь, что в дизайне тебе помогают навыки в продажах, маркетинге, вёрстке?

Да, конечно! Навык в вёрстке помогает качественно делать сам дизайн. В продажах – это переговоры. В плане маркетинга есть результат, потому что поступают продажи и появляются новые ученики практикума. Тот бизнес-опыт сейчас меня выводит в сторону предпринимательства.

В 2019 году ты работал арт. директором в Московской компании Adwise. Как тебе ощущение работы в команде после фриланса?

Мне было сложно это принять. Несколько лет назад я бы сказал «Работа по найму – это не моё». Но, встретив жену в Москве, я понял, что у меня нет шанса, чтобы дела шли нестабильно. Поэтому рассчитывать только на фриланс – не вариант. Я опустил своё эго и для меня в приоритет вышла стабильность. Для этого мне нужно было устроиться в команду. Поэтому я устроился туда, въехал в работу, хорошо себя зарекомендовал и только после этого дополнительно занялся фрилансом.

Кейс для Telegram

Я узнала о тебе на Behance Portfolio Reviews. Почему тебе было интересно принять там участие?

Там я представлял свой кейс для Telegram. Раньше я выступал публично и старался поддерживать такие навыки. Плюс тогда я завёл канал в Telegram(Блог UI, UX, веб дизайнера), и у меня было желание сделать контент. И в целом хотел познакомиться с дизайнерами из Санкт-Петербурга.

Часто ли тебя критикуют?

Да, критика постоянно есть, и её очень много. Я спокойно к ней отношусь и если замечаю что-то дельное, то закрываю в дальнейшем эти вопросы. Такая обратная связь улучшает взаимодействие с аудиторией.

Вернемся к кейсу для Telegram. Это тот кейс, с которым ты вошёл в число 15 победителей в конкурсе по редизайну приложения?

Да, это он.

UI & UX редизайн для Telegram

Для чего тебе это нужно было? Ты взял неделю, работая только над конкурсом, который может и не принести денег.

Мне хотелось сделать для себя некое резюме всего того, что было до этого кейса. Долгое время самооценка трамбовалась из-за неуспешных проектов и невозможности дать людям что-то ценное. Я хотел доказать себе, что чего-то стою. И я вложил в этот кейс всё то, что усвоил, делая больше чем от меня ждут.

Почему работа вошла в число победителей? Там есть макеты намного лучше, но я сделал полное видение мессенджера и видео-презентацию на Behance, проделав огромный объем работы за одну неделю. Сейчас я был такой проект делал 1-1,5 месяца, стараюсь так себя не насиловать.

Запуск практикума по коммерческому веб и UI/UX дизайну

На создание практикума по коммерческому веб и UI/UX дизайну на тебя повлияло желание работать с женой, когда вы искали качественный обучающий курс, но не нашли.

Во первых, работаете ли вы сейчас вместе?

Нет, она не может заниматься сидячей работой. Это не стыкуется с её характером и видением себя самой. Она человек коммуникабельный и ей требуется что-то активное.

Помимо первоцели для чего тебе нужно было разрабатывать практикум?

Изначально я хотел основать компанию, которая занимается только дизайном. Чтобы была команда клевых ребят, обладающих моим видением и подходом, которые могли бы делать качественный дизайн интерфейсов. Поэтому в практикум я перекладывал все накопленные знания.

Повлияло ли как-то создание практикума на тебя как на человека?

Я стал ещё более ответственным. С каждым новым учеником растёт ответственность за их результат. В первую очередь для меня важно не деньги заработать, а улучшить их жизнь. Практикум помогает качественно поменять жизнь, сферу деятельности и уровень дохода. Это большая ценность! У меня засела в голове идея фикс: «Максимальному количеству людей дать максимальное количество пользы».

Работы студентов практикума

Как сейчас оцениваешь практикум?

Скажем так, это лучший продукт, который я сделал в жизни. Когда я вижу, как качественно меняется жизнь учеников, я счастлив!

Многие обучающие продукты – это курсы. Это значит, что студентам предоставляются лекции, теория, которую нужно запоминать, а затем ВСПОМНИТЬ её и использовать. А это очень длинная цепочка. У меня немного по-другому: есть видео, в процессе которого человек СРАЗУ НАЧИНАЕТ делать работу. Так, вся теория сразу передаётся через задание, то есть сначала практика, а потом я объясняю, что студент сделал. Поэтому я назвал продукт практикумом, а не курсом.

Как я учился дизайну? Я не читал и не изучал, а каждой итерацией работы с клиентом я старался делать лучше.

Для тебя важно быть дизайн-комьюнити?

Сейчас уже нет, я стал больше отстраняться от людей. Коммуникации столько, что мне требуется 2-3 дня, чтобы вообще ни с кем не общаться. У меня есть свое главное дизайн-комьюнити – чат с учениками. И всё время уходит на коммуникацию со студентами. Я понял, что это всё, чего я хотел! Многие пишут, что у нас получилась«Семейная академия дизайна».

Классно, что с приобритением практикума человек получает вход в поддерживающие его сообщество!

Да, потому что это важно. Когда ты делаешь проект, общаешься с клиентом, который даёт тебе обратную связь. Ты пропускаешь её через призму своего опыта и отвечаешь ему. На выходе вы получаете какое-то решение, которые внедряется в проект с его и твоим видением, зачастую делая его лучше.

В практикуме такая же история. Важен не только видео контекст, а коммуникация и обратная связь. Отдельно для каждого я являюсь арт-директором.

Личные качества и пробивание потолка

Расскажи про распорядок своего дня?

С начала 2018 года я был трудоголиком. И мой организм прямо намекнул, что так делать не стоит. Сейчас у меня есть график, по которому я не работаю больше 7 часов в день. Причём только половина из них мощные продуктивные, а другие более лайтовые.

Стандартизации чёткой нет – могу приехать в офис в 10-11 часов (Виталий снимает офис для полноценной работы – прим. ред.), проверяю домашние задания, делаю важные стратегические задачи дл своих проектов, в 5-6 вечера еду домой. За пределами офиса стараюсь работой не заниматься – дома мне хочется отдыхать, а в кафе или за городом не до работы. Могу приехать в офис на 3-4 часа, а потом уезжаю и уже не занимаюсь рабочими вопросами.

Что изменилось в тебе за год? Есть ли какие-либо личные качества, над которыми ты сейчас работаешь?

Год назад, 8 июля, я запустил практикум. Тогда я был сфокусирован конкретно на работе дизайнером. Сейчас я больше сфокусирован на том, чтобы не у меня, а у учеников были крутые работы, потому что их работы – моё лицо. Они показывают на сколько я могу доносить до людей информацию.

Я боялся делегировать. Раньше постоянно контролировал и беспокоил человека, а сейчас спокойно вкладываю в это деньги, время, нахожу исполнителей и доверяю им работу.

Сейчас есть другой момент. Задача, которая мне сложно даётся – делегирование поручений по маркетингу и систематизации. Это меня сейчас морально гробит, и пока я не понимаю, как это делать правильно. То есть не просто скинуть поручения, а сделать так, чтобы это долгосрочно и эффективно работало. Потом у меня будет +50 учеников, и я могу начать не справляться. Сейчас на практикуме уже 177 студентов, и им всем нужно давать личную обратную связь.

Мне нравится такой подход, что работы студентов охарактеризуют тебя и сам практикум!

Да, мне ученик дал отличный совет: «Если ты выкладываешь работы студетов, будет правильно выкладывать работы всех». И сейчас я так и делаю. Во-первых, кого-то это может задеть. Во-вторых, у меня в Telegram канале есть трафик. Я выкладываю работы студентов, а им пишут заказчики, предлагая проекты. Это важный момент!

Пост из Telegram канала Виталия

Если я хочу привнести максимум результата в жизнь студентов, то я должен выкладывать работы всех. С такой установкой важно давать обратную связь. Поэтому как бы студент не сделал работу, оценивать будут не его, а меня и мой продукт. На только хорошо я поработал, чтобы у него был крутой результат? Даже, если 50 раз нужно дать обратную связь, то у меня нет другого шанса.

У тебя есть ощущение, что ты достиг потолка? Как ты продолжаешь расти сейчас?

Для меня следующий шаг – организация своей команды для того, чтобы мы совместными усилиями работали над проектами. Потому что все работы студентов выполнены с моей помощью и их смело можно называть командными проектами! Команда уже есть, но сейчас я не могу это сделать без делегирования задач, о которых я говорил. Поэтому сейчас я не спешу с этим, но понимаю задачу на перспективу.


Больше о Виталии здесь:

Страница ВКонтакте – vk.com/vk_asterooth

Behance – behance.net/yakovlevv

YouTube – youtube.com/yakovlevv

Telegram канал – t.me/yakovlevv_com

Практикум по коммерческому веб и UI/UX дизайну – teletype.in/@yakovlevv/ByUGpuLRS