August 2, 2023

zkSync. Лучшая статья по выносу проекта.

В этой статье я расскажу про то: что такое zkSync, почему у проекта 100% будет токен и аирдроп и как заабузить проект с найменьшими затратами, при этом сделать очень качественный аккаунт, который соберет множество мультипликаторов. А так же расскажу про неочевидные критерии и будущее обновление сети zkPorter.

Перед началом статьи хочу попросить подписаться вас на мой канал, таким образом вы поддержите меня, ну и если вам понравится статья - не забудьте про коммент!

zkSync — Layer-2 протокол, который масштабирует Ethereum с помощью передовой технологии zero-knowledge.

Проект считает своей миссией не только увеличение пропускной способности Ethereum, но и сохранение фундаментальных ценностей экосистемы — свободу, самоуправление и децентрализацию.

Про свои принципы zkSync писали в этой статье, но если коротко:

  • Недоверчивость. Пользователи должны иметь возможность самостоятельно, не полагаясь на других, проверять целостность транзакций и состояние сети.
  • Безопасность. Атака на отдельного пользователя должна быть столь же сложной и дорогостоящей, как и атака на всю сеть, даже для самых могущественных игроков в мире.
  • Надежность. Сеть должна стабильно и корректно выполнять свои функции без сбоев.
  • Устойчивость к цензуре. Пользователи должны иметь возможность совершать операции в сети, не нуждаясь в чьем-либо разрешении.
  • Конфиденциальность. Пользователи должны иметь возможность защищать свою личность и детали транзакций. Чувствительная информация не передается другим пользователям сети без их согласия.
  • Гипермасштабируемость. Сеть должна обладать способностью к неограниченному росту при сохранении всех остальных критических свойств.
  • Доступность. Приложения и сервисы в сети должны быть такими же доступными, простыми в использовании и безопасными, как и современные централизованные альтернативы.
  • Суверенитет. Любая группа пользователей, даже меньшинство, должна иметь право выйти из сети, т.е. покинуть ее, забрав с собой свои активы с минимальными затратами.
  • И самое главное — Децентрализация. Команда неоднократно заявляла про то, что она хочет иметь децентрализированную сеть. А как это можно сделать? Правильно раздав свой гаверненс-токен как можно большему кол-ву людей. Чтобы они принимали прямое участие в дальнейших решениях сети.

Благо с раздачей токена у zkSync точно не будет проблем, так как они собрали 458 миллионов долларов инвестиций от тир-1 фондов, и даже сам Виталик Бутерин неоднократно заявлял о важности zkRollUp'ов. Ещё 1.5 года назад я писал большую статью с разбором zkRollUp, если хотите углубится в саму технологию, то советую прочитать её.

Подробнее про токен:

В марте этого года команда общалась с Bankless (они являются инвесторами в zkSync) и в этом интервью СЕО zkSync ответил, что токен появится с децентрализацией сети, с развитием экосистемы. Лично мой прогноз — это будет в 1-2 квартале 2024 года,

Так же, ещё один аргумент почему дроп будет большим, является то, что zkSync выделяют 2/3 саплая токена на развитие экосистемы и на честное и прозрачное распределение.

https://twitter.com/zksync/status/1592881066372517890

Поэтому сейчас самое лучшее время, чтобы успеть к тому времени полностью прокачать ваши аккаунты и собрать как можно больше критериев. И ниже я расскажу как собрать большую часть из них.

Кстати, у нас есть чатик по zkSync, где вы можете узнать любой интересующий вас вопрос, так же туда постяться последние новости по zkSync, поэтому если вы абузите zkSync — чат идеальное место для вас!

Моя тактика по абузу zkSync

Так как я верю в дроп от LayerZero, в zkSync я решил сфокусироваться на качестве. Ведь, если L0 раздаст, то 7-10 миллионов аккаунтов в zkSync кажется чем-то более чем возможным.

Первое и очень важное, что должен сделать каждый - это обезопасить себя от возможной бритвы. Всё больше проектов используют разные анти-сибильные методы. Те же соц. сети, раньше без них можно было спокойно крутить аккаунты, а теперь они нужны чуть ли не в каждом проекте. Да и в последнее время ходят слухи о возможной бритве по айпи, лучше лишний раз перестраховаться. Поэтому я использую:

Антидетект браузер ADS POWER. Более 1.5 года использую этот антик и ещё не встречал лучшего конкурента по-соотношению: цена/качество/безопасность, а пробовал я достаточно аналогов. Очень бюджетный и удобный антик.

Прокси. Сейчас без проксей никуда, особенно в последнее время, когда разные проекты банят СНГ регион, поэтому я начал использовать Европейские прокси и покупаю их на Travchis Proxy, за несколько месяцев использования не было никаких проблем, поэтому крайне советую. Они и так относительно дешевые, но с промокодом HINKOK вы активируете скидку в 10%.

Перейдя по моим реф. ссылкам вы поддержите выход этой и следующих статей.

Всего есть три этапа прогрева нового аккаунта:

  1. Прогрев в сети Эфир L1
  2. Прогрев в zkSync Era
  3. Прогрев в zkSync Lite (по-желанию, но ниже я расскажу почему всё таки стоит её делать тоже)

Первый этап — Прогрев в L1 Эфире

Я набиваю по 10+ OUT транзакций в эфире, очевидно что не за 1 раз, а в течении 2-3 подходов в разные недели/месяцы. OUT транзакция - это транзакция, которая вызвана с вашего кошелька: пересыл монет, свап, бридж, минт, апрув и тд. IN транзакция - это все транзакции поступления на ваш кошелек: бридж из другой сети в эфир, или вывод с биржи на кошелек. Важно набить именно OUT транзакции, так как были случаи, когда проекты засчитывали только их.

Вы можете делать меньше транзакций, но я бы советовал сделать хотя бы 5 штук. Так как zkSync легко может сделать штрафной бал или вовсе побрить аккаунты у которых не будет транзакций в сети L1 эфира.

Какие типы транзакций делать?

Бридж в zkEra - комса 3.5$ при газе 15. Советую юзать именно официальный бридж хотя бы 1 раз. Я бриджу в районе 1 эфира.
Бридж в zkLite - комса 2$ при газе 15. Я отправляю 3-5 долларов, этого хватает на активацию аккаунта, минт NFT и набитие 10+ транзакций в ZigZag.
Минт NFT на Opensea PRO или на ZORA (3.5$ при газе 15, делается на будущее для гиткойн паспорта)
— Апрув этой NFT на Blur или Opensea - комса 1.5$ при газе 15.
— Пересыл эфира на ОКХ кошелек - комса до 1$ при газе 15
Bungee Refuel - комса до 1$ при газе 15. Я пересылаю пыль в сеть Gnosis.

На набитие 5 OUT транзакций уходит 11.5$. На набитие 10 OUT транзакций уходит 16.5$.

Мое мнение: это сущие копейки, так как я считаю, что в будущем эти транзакции в эфире будут очень ценится и у нас есть последняя возможность набить их по такой цене.

Второй этап — Прогрев в zkSync Era

После того как на пришли наши эфирки мы набиваем критерии в сети Эра.

Основываясь на предыдущих дропах я для себя выделил основные критерии:

  • Кол-во транзакций (100+)
  • Объём в сети (50+ тысяч)
  • Бридж в сеть (10+ тысяч)
  • 20+ смарт-контрактов.
  • Уникальные месяцы (Чем больше тем лучше)
  • Наличие NFT на аккаунте
  • Голосование в Snapshot (если появятся сильные DAO в сети)

Я описал то, что буду набивать на своих аккаунтах, вы можете сами выбирать что из этого делать или не делать. Я советую отталкиваться от ваших возможностей и ресурсов. Но из критериев выше я бы точно набивал 100+ транз, собирал уникальные месяцы и купил NFT за пару центов.

Я думаю, что в zkSync не выйдет быть залётным человечком, как это было в Arbitrum. Анализируя этот Dashboard мы уже видим, что за 5 месяцев существования сети ею воспользовались более 3 миллионов аккаунтов. Поэтому советую не жертвовать качеством.

Так же, очень понравилась мысль Бейрута: "время — самый дорогой мультипликатор". Его нельзя купить, но чем раньше вы начнете активничать, тем лучше ваш аккаунт будет смотреться.

Для первого бриджа в сеть я делаю не более 30 транзакций, используя разные dApp из zkFlow, таким же способом я набиваю разные смарт-контракты. Советую свапать от 2 до 10 долларов, чтобы и не пыль гонять и не терять много на слипаже. В целом набитие 100 транзакций у меня занимает около 3 месяцев, но сейчас возможно я бы сделал это за 2 месяца, так как непонятно, когда выйдет следующий крупный проект (LayerZero) и тот момент газ очень сильно подскочит и все действия в zkSync будут стоить в разы дороже, поэтому чем раньше вы набьете транзы — тем лучше. Но делайте не более пару десятков транзакций за 1 день, чтобы не выглядеть очень сибильно.

Так же можете взять пул заданий из Layer3 для ознакомления с экосистемой, я прокрутил его на своих мультах.

Если хотите ещё больший список приложений в zk Era, можете зайти в zkSync Ecosystem или на DefiLlama, здесь же вы можете посмотреть в какой свапалке больше всего TVL и ликвидности в целом.

Так как в данный момент в сети не так много TVL и нет доступа на ввод и вывод USDC с биржи, основной объём я буду набивать позже, когда появится данная функция.

Покупаю NFT я на Element Market. На главной странице я нажимаю See All.

Потом 2 раза нажимаю на Floor Price и покупаю самые дешевые нфт по 1 центу.

На этом первичный прогрев закончен. Дальше выводим деньги. Я советую оставлять в сети 0.02 ETH на дальнейшие прогревы и выводить остаток через LayerSwap, на данный момент это самое дешевое решение, тратим мы на него около 2$. Загоняем мы в сеть Эра до 1 эфира, чтобы иметь возможность выводить через LayerSwap. Если вы закинете более 1 эфира, то придется выводить через Rhino.Fi или Orbiter и потратите вы на это уже 4-5$, в масштабах всей фермы 2-3$ это довольно много.

Так же вы можете вывести через официальный мост всего за 30 центов, но вывод занимает 24 часа.

Далее я постепенно набиваю активные дни/недели/месяца и жду возможность депозита/вывода на биржах в Эру, чтобы без проблем можно было набить объёмы на свапалках, лендингах.

Третий этап — Прогрев в zkSync Lite

Многие решают скипать данную активность в zkSync и очень зря. zkLite была основной сетью zkSync более 2-ух лет.

Поэтому я вижу минимум 2 критерия за неё:

  • Кол-во транзакций
  • Кол-во активных месяцев

Ещё возможен критерий доната в гиткойне через zkLite и это всё ещё можно сделать здесь (для этого нужен github), но я в этом сомневаюсь, думаю они ещё придумают какую-то коллабу или донаты через сеть Эра.

Делая сеть zkLite мы тратим до 7-8$ с учётом бриджа с эфира, и в это же время можем получить до 1000$ за эти критерии, риск/ревард здесь очень хороший. Я думаю, что они не просто так всё ещё не убрали сеть Lite и снепшота по ней не было с выходом сети Эра, поэтому я делаю данную активность на всех своих аккаунтах.

— Набиваем транзы в ZigZag (минимум 10 штук)

Минтим NFT в профиле, в "hash" вставляем любой HASH транзакции метода MINT в сети эфира ищём данный метод транзакции здесь, вот пример:

— Набиваем уникальные месяцы

Донатим в гиткойн (по-желанию)

В целом, на этом можно закончить часть с отработкой. Ниже я хочу расскрыть интересную тему про которую мало кто говорит.

Полезные инструменты при абузе zkSync:

Чекер всех кошельков в реальном времени, инструкцию по использованию писал здесь (https://t.me/HinkoK/1687).

Дешбоард по всей статистике в экосистеме zkSync, очень удобно можно смотреть на другие кошельки и поднимать свой в топе.

DefiLlama, здесь вы можете посмотреть статистику по экосистеме zk Era, посмотреть сколько TVL залочено в разных приложениях, ну и в целом посмотреть на весь список работающих dApps в Era, а так же можете потыкаться в них, чтобы увеличить кол-во уникальных смарт-контрактов.

ZkFlow - сервис по отслеживанию статистики на вашем конкрентном кошельке, очень удобная вещь при абузе.

Бот с помощью которого вы сможете прочекать всю нужную инфу по вашему кошельку или же списку кошельков, очень удобно!

Бот по чекингу GWEI, обновляет каждые 12 секунд.

Неочевидные критерии-мультипликаторы

На данный момент вышло всего два крупных L2 решения, которые насыпали крупный airdrop: Optimism и Arbitrum. Поэтому у нас не так много кейсов, на которые мы можем обращать внимание при отработке текущих L2 проектов.

Но всё же я думаю, что каждый следующий проект будет добавлять какие-то уникальные критерии, чтобы ретро-хантерам было тяжелее получать дропы. Кто-то говорит, что zkSync сделает всё совершенно по-другому от Арбитрум и критерии будут более схожи на Оптимизм. Здесь я опять таки ссылаюсь на гения-Бейрута с его мысли почему Оптимизм сделал аж 4 критерия из 6 за активность вне L2 сети Оптимизма. Но если в двух словах: в оптимизме не было достаточно пользователей и он хотел раздать дроп большему кол-ву, чтобы раздать в среднем не по 10к на один аккаунт, а по 2к (цифры из головы).

Критерии Оптимизма были такие:

— Optimism Users (2 транзы в два разных дня и использовал dapp)
— Repeat Optimism Users (минимум 4 разных активных недели)
— DAO Voters (голосовал в популярных дао и при этом стейкал не пыль)
— Multisig Signers (сделал хотя бы 10 мультисиг транз)
— Gitcoin Donors на L1 эфире (давали за донат в Гиткойн)
— Users Priced Out of Ethereum (давали тем кто ушел с эфира на другие cети, но при жтом делал транзакции каждый месяц, не менее 2-ух транз в неделю)

Критерии Арбитрума были такие:

— Bridge to Аrbitrum (Закинул деньги в сеть, можно было кидать даже с биржи)
— Transactions over time (2-6-9 активных месяцев)
— Transaction frequency and interaction (4-10-25-100 транзакций в сети)
— Transaction value (Объём в сети на 10к-50к-250к$)
— Assets bridged to Arbitrum One (Депнул в сеть на 10к-50к-250к$)
— Activity on Arbitrum Nova (3-5-10 транзакций в сети)

Так же Арбитрум добавил штрафные баллы:

— Если все транзакции в кошельке получателя airdrop произошли в течение 48-часового периода.
— Если баланс кошелька получателя airdrop составляет менее 0.005 ETH, и если кошелек не взаимодействовал более чем с одним смарт-контрактом.

Как мы можем видеть критерии двух этих проектов очень сильно отличаются, но есть одно сходство — и там, и там есть критерии которые не выполняли большая часть людей. Поэтому очень глупо надеятся на то, что zkSync возмёт солянку из критериев других проектов и не добавит ничего нового, особенно учитывая огромное число пользователей. Если у вас есть догадки, какие ещё могут быть критерии у zkSync - пишите их в комментах.

Обновление zkPorter = Arbitrum Nitro ?

В сети zkSync планируется глобальное обновление под названием zkPorter, если в кратце, то после него сеть станет очень быстрой и дешевой. Можно предположить, что если это случится до дропа токена - то команда сделает снепшот всех пользователей, кто использовал сеть пока она была медленной и дорогой и даст им x2 поинтов за это, как это было у Арбитрума, или наградит другим способом.

Поэтому главный посыл здесь состоит в том, чтобы в течении следующих пары месяцев набрать необходимые критерии на своих аккаунтах.

Я правда верю, что в данный момент ретродропы — это та сфера, которая может изменить жизнь каждого и хоть мы и находимся на пике хайпа, это не помешает заработать lifechange тем, кто активно работает.

Автоматизация zkSync

Так же, если вы не хотите делать это ручками, то можете купить мой софт по zkSync с открытым кодом. В нём есть 20 модулей с прогревом ETH, Era, Lite сетей. Более подробно можете почитать в этом посте.

Я очень старался при написании этой статьи, поэтому буду благодарен, если вы подпишитесь на мой канал!