March 23, 2020

Меф, ГНБ и АН. Интервью

Привет. Расскажи, где ты сейчас находишься и как ты туда попал.

Привет. На данный момент я прохожу реабилитационную программу в Городской Наркологической Больнице. В принципе, как и большинство употребляющих, я думал, что умею контролировать своё употребление, — что в конечном итоге меня привело ко дну. Под дном я подразумеваю безумие, перед которым я был бессилен, потому что не давал себе отчёт о своих действиях и о последствиях, к которым они меня привели. Многие думают, что дно выглядит так, как это документируют в фильмах про наркоманов, живущих где-нибудь в подвалах. В какой-то мере это правда, но дно у всех разное; в моём случае это была передозировка, сопровождаемая галлюцинациями и психозом на глазах у отца.

Расскажи про свою жизнь до ГНБ.

До того момента, пока я не попробовал мефедрон, наркотики я употреблял относительно редко, потому что в этом не было как таковой потребности, да и денег на них тоже не было, ибо употреблять я их начал в 15 лет. Если что-то и мутили, то в большинстве своём скидывались компанией или брали с рук у тех, кто перепродаёт дешевле. Сейчас мне 18. За всё время я употреблял сибирь, нбом, гашиш, траву, мдма, экстази, кокаин, амфетамин, мефедрон, лирику и прочее. После того, как я в первый раз попробовал мефедрон, я на следующий же день взял ещё, причём в два раза больше, чем вчера, и тогда меня не останавливали отхода или то, что нужно ехать за кладом; вроде был экстази или мдма, который по эффекту более благородный и добрый, что ли, но мефедрон как-то разрушил мои моральные принципы и заставил посмотреть на всё через призму химсекса. И уже после этого я начал употреблять мефедрон сначала каждый месяц, а потом каждые 2 недели, и так с каждым разом всё чаще и чаще. Потом получилось так, что познакомился с одной девушкой через Телеграм, мы начали общаться и в итоге она приехала в Питер, где мы затусили в первый раз. Я подделал заверенную копию паспорта и первый раз прошёл в клуб, где чуть ли не писался кипятком от атмосферы и антуража. Потом она мне помогла устроиться курьером, потому что сама работала, я это видел и подумал у себя в голове что-то типа: «А я не думал, что это так просто», ну и в итоге на 3 день работы меня хлопнула Росгвардия в парке, где у меня с собой было около 9 грамм метадона, а дальше всё как обычно: надели наручники, участок, потом уголовное дело и суды. Следствие длилось порядка 1.5 лет и я не имел абсолютно никакой надежды на то, что останусь на свободе, поэтому в моей голове был «зелёный» свет на то, чтобы идти во все тяжкие. Если сказать вкратце, то за время следствия я проработал курьером порядка 7 месяцев и почти все деньги, которые я зарабатывал, я тратил на клубы, наркотики, шмотки для того, чтобы заполнить душевную пустоту из-за того, что натворил. Высшая Сила меня любит и дала шанс исправиться, потому что за приготовление к сбыту в крупном размере мне дали 5 лет условного срока, и тут дело не в деньгах. Но даже тогда, когда меня уже приговорили, я всё равно продолжил употреблять, потому что уже не мог без этого. Я мог держаться недели 3 максимум, но потом меня брала истерия, во время которой я чувствовал приход, даже несмотря на то, что был трезв и мне просто сносило голову. Дошло до того, что от меня уже воняло мефедроном и это замечали даже те люди, которые не употребляют наркотики. Я никогда не знал меры и постоянно уходил в марафоны. Я чувствовал вину и бессилие, поэтому пытался заполнить эту пустоту лёгкими и грязными деньги. В этом нет ничего классного, потому что всё это приводит либо к больнице, либо к тюрьме, либо к смерти. В моём случае это был новогодний микс на Новый Год, который состоял из кокаина, алкоголя, травы, ксанакса, мефедрона и феназепама.

Ты ходишь на группы АН (Анонимных Наркоманов). Как тебе?

Да, хожу, но не регулярно. На разных группах всегда по-разному. Зависит от темы обсуждения, от обстановки и от людей, которые тебя окружают, потому что даже в условиях выздоровления нельзя застраховаться от людей, с которыми тебе просто не по пути. Группы можно сравнить с действием антидепрессантов, потому что такие походы имеют накопительный эффект, как бы уменьшая шанс того, что тяга приведёт тебя к срыву или предсрывному состоянию. Хочу отметить, что этот способ работает только если регулярно высказываться. Лично мне группы помогают, но только тогда, когда я высказываюсь о чём-то наболевшем или когда все на позитивном настрое и моё состояние с «грустить и жалеть себя» плавно переключается на «воодушевление и радость»

Как долго ты уже трезвый?

68 дней трезвости.

Покажи жетончик.

Собираешься продолжать посещать группы, когда выпишешься?

Без этого никак, потому что группы — основной инструмент для выздоровления. Программа 12 шагов обречена на успех, потому что в этой программе затронута каждая сфера в твоей жизни. Зависимым людям свойственно жалеть и винить себя, а где это можно делать, если не на группе? На группе ты понимаешь, что все вокруг такие же, как и ты, с такими же проблемами и потребностями, потому что зависимость — она и в Африке зависимость. Наркотики разные, а больнуха и последствия одни и те же.

Расскажи в общих чертах, как проходит собрание АН.

В первую очередь зачитываются преамбулы и традиции, после чего выбирается тема, которую можно обсуждать в ходе собрания. У каждой группы свои правила проведения собрания: где-то можно ругаться матом, а где-то нет, ну и так далее. Поскольку одно из самых главных правил сообщества — анонимность и конфиденциальность, то остальные подробности можете узнать самостоятельно, посетив эти группы. В Санкт-Петербурге их очень много, поэтому каждый найдёт что-то на свой вкус.

Завел ли ты себе друзей или знакомых из кругов АН? Есть ли у тебя наставник? В АН бывает стигма? Какой там вообще контингент?

Да, безусловно. В большинстве своём — это мои семейники, с которыми я совместно прохожу курс реабилитации. На данный момент я сам являюсь наставником и помогаю ребятам, которые только пришли на лечение. По поводу стигмы не буду ничего говорить, потому что в большинстве своём нам свойственно что-то накручивать у себя в голове, что не является действительностью. Контингент разный. Если говорить исходя из возраста и моих личных наблюдений, то от 18-65 лет.

Кто такие семейники?

На реабилитации отношения между теми, с кем ты совместно выздоравливаешь, приближены к отношениям в семье, где вы поддерживаете и заботитесь друг о друге.

Расскажи, каково это — быть наставником? У тебя был наставник? Что, если наставник срывается и возвращается к употреблению - как чувствует себя его ученик (или какой термин правильный)?

Мне, как любому наркоману, сложно что-то отдавать или кого-то благодарить, но по мере прохождения реабилитации я понимаю, что это один из самых важных инструментов для выздоровления, потому что это даёт большую эмоциональную самоотдачу. Я, будучи наставником, помогаю проходить реабилитационную программу своему поднаставному. Для меня он брат, я его люблю как человека и он мне дорог так же, как и остальные ребята, с которыми я общаюсь, так же как и мой бывший наставник, который сорвался, но до сих пор лежит с нами (к слову, у него сейчас 25 дней трезвости ). Он сегодня выходит на сутки на работу, и я надеюсь, что это не последний день перед его выпиской, хаха. Когда мой наставник сорвался, я воспринимал это как мотивацию к тому, чтобы упорнее фокусировать внимание на своём выздоровлении, но даже после срыва я не стал ценить его меньше, потому что у каждого есть шанс на ошибку и зачастую срыв даёт возможность взглянуть на себя по-другому и сделать кардинальную переоценку самого себя, производя некую закалку. Но это не значит, что лучше срываться, потому что срыв очень сложно эмоционально пережить и зачастую за недельный срыв люди старчиваются больше, чем за период употребления до момента первого отказа от ПАВ и алкоголя.

Многие боятся идти в АН из-за проблем с самооценкой, социофобией, ежедневной стигмой (например, трансгендеры и люди неформальной внешности) и страхом выступать перед людьми. Что ты можешь им посоветовать?

Страхи — это нормально. Если регулярно высказываться и ходить на собрания, то с каждым разом будет всё легче и легче. Говорю это как человек, который тоже боится высказываться. Первое время не обязательно что-то рассказывать, можно просто заявиться и сказать: «Сегодня чистый(ая) и трезвый(ая), спасибо». Нужно переступать через это и не бояться заявлять о себе; особенно на первом собрание, потому что новичок — это самый главный член собрания. Есть даже ЛГБТ группы, поэтому для всех найдётся своё место.

В АН часто упоминается понятие Высшей Силы, или Бога. Многих атеистов или агностиков может оттолкнуть этот момент, но я слышал, что АН открыты для людей любых вероисповеданий и без оных, а понятие Высшей Силы там трактуется по-своему. Что ты можешь рассказать тем, кто считает, что АН — секта?

Мне нечего говорить тем кто считает, что АН — секта, потому что если я буду что-то говорить по этому поводу, то это будут преподносить как навязывание Высшей Силы и прочего, но если говорить так, чтобы всем было понятно, то Высшая Сила — это любая сила, которая более могущественна и сильна, чем ты. В случае агностиков и атеистов это, к примеру, может быть врач, который желает, чтобы ты выздоровел и на момент твоего лечения у него больше сил и полномочий, чем у тебя. Каждый трактует свою Высшую Силу так, как ему хочется и то, как ему привычно. Есть отдельные группы АН для атеистов и агностиков.

Если человек зависим от более "легких" наркотиков, таких как трава, он может сходить в АН?

На собрание АН может сходить как независимый человек, так и человек, который думает, что у него могут какие-то проблемы с зависимостью, не говоря уже о тех, у кого они есть. Всем всё равно, сколько ты употреблял, где брал и какие наркотики ты употреблял.

АН — работает?

Да, безусловно. Почти все, кто ходят на группы и регулярно высказываются остаются чистыми.

Что за ГНБ? Это госучереждение? Платно лежишь? Как обстановка, условия?

Да, это госучереждение. Можно попасть через направление, которое выдаётся в наркодиспансере, привязанному к вашему району. Лежу бесплатно, условия нормальные. На каждом отделении своя обстановка.

Как конкретно выглядит лежание в ГНБ? Есть какие-то процедуры, или ты просто там находишься?

Есть детокс, а есть реабилитация.

На детоксе, в основном, перекумариваются на барбитуратах, делают капельницы и так далее. Если есть желание выздоравливать, то после детокса при наличии мест можно перейти на реабилитацию.

На реабилитации, в большинстве своём, письменная работа, направленная на самоанализ, потому что зависимость — это болезнь «замороженных чувств», а весь деструктив, в первую очередь, идёт из-за того, что человек не умеет проживать негативные чувства, которые в последующем делают больно. Посредством терапевтических условий и письменной работы можно выявить корень этих проблем.

Если говорить конкретно про меня, то первое время я лежал, перекрытый феназепамом, после чего меня перевели в палату, где я познакомился со своим уже бывшим наставником, который начал водить меня потихоньку на реабилитацию.

Мы с тобой как-то однажды виделись. Расскажи, каким ты меня запомнил в этой встрече, если вообще запомнил?

Я помню, что мы списались в какой-то конфе, после чего договорились на встречу. Когда я приехал, я ошибся парадной, но это мне не помешало увидеть тебя, потому что ты чуть ли не выскочил из подъезда, разглядывая своими котячими глазами всю окрестность в поиске меня. Я подошёл к парадной и ты закрыл за мной дверь. Я подумал «Ну ладно». Написал тебе ещё раз, ты открыл дверь, после чего проверил наличие стаффа и улетел вместе со своими челюстями куда-то в направление верхних этажей, где, как я понимаю, была твоя квартира.

Все было именно так.

Официальный сайт АН СПБ (там же можно найти ссылки на все другие регионы)

Интервью взято каналом @hivjesus