Album Reviews
June 6, 2019

Jon Fratelli — Bright Night Flowers. Ночная серенада с классическим акцентом

15 февраля был ещё один интересный релиз. Свой второй сольный альбом выпустил фронтмен шотландской инди-рок (пост-панк) группы The Fratellis Джон Фрателли. Но поскольку я наткнулась на него случайно, и мне нужно было выкладывать уже готовый к тому моменту текст, я решила не стряпать на скорую руку поверхностный обзор, а написать про него отдельную рецензию, раз уж в мартовском выпуске он уже не появится.

Наибольшую славу Фрателли принесли в свое время такие песни, как  «Whistle for the Choir», «Henrietta», «Flathead», и, конечно же, «Chelsea Dagger», которые вознесли скромную, никому неизвестную, собранную по объявлению в газете, группу, на вершину музыкальных чатов. Собравшись вместе, участники выдумали себе не только ненастоящие имена (настоящая фамилия Фрателли — Лоулер), но и фальшивые биографии. Хотя под многими песнями группы скрывались настоящие люди, так, например, «Chelsea Dagger» является сценическим псевдонимом жены Лоулера, танцовщицы бурлеска Хизер Доннелли.

Если быть точными, альбом впервые был написан в 2012 году, когда Лоулер на своем личном сайте и на свой странице в Facebook объявил, что практически закончил свой второй сольный альбом, который будет называться «Bright Night Flowers», и даже попросил своих фанатов записать звуки города ночью и на рассвете для того, чтобы они в дальнейшем могли использоваться в качестве дополнительного звукового фона при студийной записи альбома. Позднее было объявлено, что альбом закончен, но был отложен в сторону до лучших времен, поскольку Лоулер решил сосредоточиться на своем творчестве в группе Fratellis.

В более поздних интервью, когда Лоулера спросили об альбоме, он ответил:

«Я на самом деле записал альбом, который, скорее всего, никогда не увидит солнечный свет. Я действительно им очень доволен, но как только я его закончил, я закрыл его в ящике своего стола и сказал: «Правильно, никто другой никогда не должен слышать это.» Это достаточно странно не издавать его, но мне так хочется. Я сделал его для себя о д н о г о. Он просто должен был быть написан. Каждый раз, когда я его слушаю я реально им наслаждаюсь — я не хочу испортить это чувство».

Когда в одном из своих недавних интервью у Лоулера спросили, что же все-таки заставило его изменить свое решение, он признался:

«Я записал его по случаю. Когда я записывал песни для своего последнего альбома Fratellis (Прим. «In Your Own Sweet Time» вышел в марте 2018 года), я осознал, что четыре или пять песен, которые мне действительно нравятся не подходят для альбома группы. Я также осознал, что у меня есть три-четыре песни, который я записал 4–5 года назад, которые ждали правильного времени [чтобы что-то сделать с ними] и до того, как я осознал это, я в итоге имел девять-десять песен, которые мне не очень было интересно записывать. На самом деле, мне достаточно было, что я могу сесть сам по себе и послушать эти песни, которые не работали так, как мне было нужно. Идея все-таки записать их в отдельный альбом не приходила ко мне до недавнего времени, и я действительно был бы счастлив никогда не издавать его. Вот что я имею в виду, говоря, что во многом для меня это случайный альбом.»

Я не всегда вижу музыку в цвете, но музыка на самом деле вызывает в моем подсознании ассоциации с определенным цветом


Еще одним интересующим меня вопросом было, почему Лоулер выбрал в качестве обложки альбома изображение пустынного зала для боулинга, на что он тоже ответил в этом же интервью:


«По тем же причинам, что и когда-либо выбирал любую арт-работу для всего того, что я когда-либо делал. Если честно, я не визуал, я не умею достаточно хорошо визуализировать, и у меня практически нет способности воспринимать такие вещи, даже чтобы решить - нравится мне это или нет. Когда мой друг сделал этот снимок и показал мне его, мне даже понадобилось время, чтобы понять, что на нем запечатлены именно дорожки для боулинга. Я думаю, я просто больше обратил внимание на цвета, чем на что-либо еще. Но когда пришло время определяться с обложкой для альбома, я просто выбрал первую, которую увидел, и которая вызвала наименьшее отторжение у меня. Для меня важен был прежде всего цвет. Не знаю, может быть некоторые видят в музыке какие-то определенные цвета. Я не всегда вижу музыку в цвете, но музыка на самом деле вызывает в моем подсознании ассоциации с определенным цветом, и по некоторым причинам, эти песни у меня ассоциировались с приглушенными синими тонами. Вероятно, именно поэтому этот снимок так запал мне в душу.»


Прослушав «Bright Night Flowers» хочется поблагодарить Лоулера, что он все-таки передумал и вместе со Стюартом Макриди (уже работавшим с ним при записи альбома для другого своего сайд-проекта Codeine Velvet Club) в 2018 году перезаписал альбом.

Уже после идущей первой в альбоме «Serenade in Vain» понимаешь, почему альбому пришлось подождать своего часа 7 лет в ящике стола — к такому впечатляющему классическому интро (из-за которого песня растянулась аж до 6-ти с половиной минуты, только еще одна песня с альбома приблизилась к такому же хронометражу — «Somewhere») поклонников веселых разбитных парней из Fratellis жизнь еще не готовила.

Жизнь была бы очень скучна, если бы счастье было бы в ней единственным опытом

Этот альбом — нечто совершенно другое, отличное от того, что когда-либо делал Лоулер раньше. И ему действительно понадобилось больше времени, чтобы прийти наконец к этому звучанию — более спокойному, выдержанному, сокровенному, мудрому, основанному на накопившемся жизненном опыте, лиризме.

Идущая второй заглавная песня альбома «Bright Night Flowers» еще больше разгоняет мрачный романтизм первой композиции, словно сотканный Лоулером из витиеватых метафор:

Stealing every vacant candle when the city’s eyes are so deep

Falling in and out of love just to sing the twilight to sleep

Иконостас женских имен в творчестве Лоулера («Rosanna», «Jeannie», «Henrietta», «Stacie Anne», «Nina», «Chelsea Dagger» ) пополняется еще одним именем — мелодичной и грустной «Evangeline», в которой лирической герой как будто живет в вымышленном в своей голове сне, и никак не может из него выбраться.

I cry and I scream through the smoke and the dust

I don’t know who to trust with this tired old dream

Evangeline, I’m not the man I seem


Размеренная и эклектичная «Crazy Lovers Song», сочетающая в себе и барокко-поп, и слегка американское кантри, и яркие классические акценты, хорошо бы смотрелась закрывая альбом, но расположилась шестой.


Идущая следом за ней «Dreams Don’t Remember Your Name» является на этом альбоме одной из моих самых любимых песен, сочетая в себе спокойный ритм и красивое инструментальное сопровождение. Удивительный баланс — ничего не отнять и не прибавить — все на своих местах.

«In From the Cold» - еще одна лиричная баллада, исполняемая с помощью пианино и скрипки продолжает тему призрачного сновидения, проходящей красной нитью через весь альбом.

I was dreaming about you when my eyes caught fire

In my lonesome bedroom late last night

You were burning through the windows of my jealous parade


Закрывающая альбом «Somewhere» является логическим продолжением открывавшей альбом «Serenade in Vain», но с более простым гитарным ритмом и без такого впечатляющего классического интро, что совсем не делает ее от этого менее интересной.

«Разбитое сердце и эмоциональная боль также могут быть светлыми чувствами, когда знаешь, что их не нужно воспринимать слишком серьезно», — признается Лоулер. — В равной степени как ты не можешь знать, что такое удовольствие, не почувствовав его противоположность. В этом отношении чёрный настолько же радостный, как и белый. Жизнь была бы очень скучна, если бы счастье было бы в ней единственным опытом, не правда ли?»



Некоторые песни альбома нужно посмаковать, потому что как дорогое старое вино они раскрывают свой букет только после нескольких более внимательных и вдумчивых глотков. Но если брать по большому счету, это на самом деле очень цельный и выдержанный альбом, пусть и совершенно случайного характера. Очень жаль, что опять оставшийся многими незамеченным.

На вопрос фанатов, какая у Лоулера любимая песня он ответил, что ею является следующая, которую он еще не написал.

Что ж, значит, у нас есть повод пребывать в радостном предвкушении, поскольку Лоулер в своем интервью анонсировал релиз нового альбома The Fratellis уже этим летом.


8/10


ФОТО: Courtney Coles