Интервью
October 8, 2018

Человек, который творит чудеса в образовании и не только...

by Онанко Анастасия

Древаль Максим Михайлович

Дата и место рождения: 5 июля 1992 года, Украина

Образование: НТУУ КПИ, ИПСА (это было недавно и вроде как правда)

Начало работы в ИПСА: 2015 год


«Любая фраза, пропущенная через уши студента, имеет свою интерпретацию»


Можете описать себя в 3-х словах?

Провокационные у вас, конечно, вопросы. Ну, я бы так, наверное, сказал: временами бесшабашный, временами странноватый и достаточно инициативный.

Вы сладкоежка?

Нет, но от печенек я, конечно, не откажусь, но если их нет, то сильно плакать не буду.

Какую музыку слушаете? Можете назвать топ-3 исполнителей, возможно, групп?

Всё, что в ухо падает, всё и слушаю, за исключением каких-то совершенно странных вещей. В разное время это был то рок, то альтернатива, то какая-то ещё ерунда. По исполнителям не скажу. Когда-то в юности это был Linkin Park. Это было очень круто, но это было сто лет назад. Потом был Papa Roach, что-то такое, какой-то там ещё жестяк.

Какие книги читаете, возможно, есть какая-то книга, которая вас зацепила?

А, ну это есть. Я книжки читаю, когда есть время. Раньше как-то интересовался художественной литературой, в частности связанной с какой-то научной составляющей, по типу научной фантастики. А в последнее время меня больше интересует тема личностного развития, в том числе с научной точки зрения. Сейчас изучаю такую штуку, которая называется социально-эмоциональный интеллект, и, в частности, сейчас это достаточно популярная книжка Дэниела Гоулмана «Социальный интеллект». В Ивано-Франковске она попала мне в глаза. Я медленно её читаю, пока страниц 40. Люблю в книжку вчитываться, извлекать что-то полезное для себя.

Какие сериалы смотрите?

Сериалы я не смотрю, разве что отдельные эпизоды «Шерлока». С друзьями собирались и смотрели.

Смотрели эти сериалы на языке оригинала?

По-разному. Что-то мы смотрели на языке оригинала. Нам было достаточно весело для того, чтобы не сильно вникать в суть происходящего. В плане фильмов каких-то конкретных предпочтений сейчас нет. Не очень люблю слёзодавилки. Люблю фильмы с загадками, «многоходовочками», чтобы было интересно разгадывать.

Чем занимались этим летом? Сильно скучали за студентами?

За студентами временами скучаю. Не слишком часто, но скучаю. Студенты какие-то вопросы прикольные придумывают и заставляют заглянуть вглубь вещей, которые вроде как и знаешь, само собой разумеющееся. Поэтому за лето я немножко соскучился за студентами. Этим летом было даже две недельки отдыха, а до этого было лето всё в работе.

А куда ездили, если не секрет?

Я люблю ездить бесшабашно. В этот раз я ездил по Балканскому полуострову. Поехал в Сербию, Македонию, Грецию, вот только в Албанию я почему-то не заехал, хотя там, говорят, прикольно, но вот туда я пока не попал. Тут я молодец.

А как больше любите ездить: брать рандом и ехать на машине или всё же заранее планировать?

Будучи студентом (когда я был в СтудСовете) у нас была привычка, типа, я с утра где-нибудь на Троещине, занимаюсь делами, ребята звонят такие: «Поехали в Одессу». А у меня что с собой? Какие-то бумажки, «дежурные» вещи. Ну поехали! Я подъезжаю к корпусу, ребята загружают машину, и мы уезжаем в Одессу. Были и более спонтанные поездки. С Ильёй мы ездили (тот который после меня стал главой СтудСовета), у него легендарный «Ланос» «Липчанос». Мы, бывало, вместе ездили двумя машинами. Ну, а сейчас это скорее какими-то поездами, автобусами, благо всяких ресурсов хватает.

Какое ваше самое любимое место, возможно, в Украине или Европе?

Мне кажется, что человек любит не места, а впечатления, которые его с этими местами связывают. Вот по местам, наверное, больше всего мне нравилось в Крыму, Мыс Айя. Мы сначала с одноклассниками несколько лет подряд выезжали летом «дикарями», и забывали обо всём, что происходит в окружающем мире. Потом с одногруппниками туда ездили, причём совмещали с походом по крымским горам: через Чернореченские каньоны, через Мангуп и прочие достаточно известные в Крыму места. Мне нравилось какое-то ощущение беззаботности. Ты вообще не знал, что происходит в окружающем мире. Новости узнавали только тогда, когда выезжали в Балаклаву за продуктами, было это раз или два в неделю.

Это какой-то Дзен что ли, который постигаешь за счёт того, что полностью меняешь обстановку.

По Европе достаточно много наездил. Из недавних впечатлений - меня впечатлила сербская заправка. Почему она меня впечатлила? Потому что у нас на заправках обычно курить запрещено. А там была такая картина. Захожу и вижу: стоит кассирша и так спокойно курит за кассовым аппаратом. Какой-то такой антураж, опять же, не стандартный для нас, вот беззаботность некая. Рванёт, ну так и будет, чего париться? А так — всюду красиво, и всюду можно найти, что тебя вдохновляет, что вызывает у тебя положительные эмоции, даже если это фаст-фуд в Париже, где ты кушаешь непонятно что. Был такой период в жизни, это было тоже классно. Я люблю окунуться во всю атмосферу не с точки зрения туриста, а с точки зрения местного жителя. Бывало, месяцами жил в других странах, окунался в тот ритм жизни, в те привычки, которые есть у местного населения. Сказать, что там лучше — нет, сказать, что хуже — тоже нет. Просто они совершенно разные. Они по-другому живут, по-другому смотрят на те же вещи, что и мы.

Студенты после четвёртого курса стремятся уехать учиться за границу. Как вы думаете, почему студенты стремятся уехать? Хотели ли в своё время поучиться за границей?

Связано это определённо с качеством образования и с качеством знаний. В целом, считаю это процесс нормальным. До тех пор, пока магистратура в Украине (и в КПИ в частности) не будет конкурентной по сравнению с иностранными ВУЗами, студенты будут ехать, благо возможности для этого есть. Более того, в ряде стран обучение на местном языке бесплатное. У меня был опыт обучения за рубежом. Я учился в Праге на специальности «Искусственный интеллект», но учитывая то, что мне приходилось это совмещать с преподаванием здесь, другими проектами в Украине, я пока поставил эту идею в своей жизни на паузу. Это был для меня очень интересный опыт и это, наверное, то место, где впервые осознал, что такое искусственный интеллект. Вообще, очень ценно ощущение, что ты действительно понял что-то. Пытаюсь, чтобы у студентов такое ощущение временами возникало и на моих парах.

Ходят слухи, что Ирина Юрьевна считает вас одним из лучших студентов. Можете дать совет студентам, которые только начали изучать её предмет? поч��му не стали пересдавать с четвёрки на пятерку?

Могу начать со второго вопроса. По мат. анализу у меня была четвёрка, а в каком-то семестре и тройка была. Не пересдавал, потому что были тройки по другим предметам, а пересдавать в рамках бакалавриата можно всего три предмета. Может, и стоило попробовать. А сдать этот предмет предельно просто. Нужно быть добросовестным, выполнять поставленные задания, они являются качественной тренировкой. Не оставлять «белых пятен», а разбираться в сути вещей. Довольно простые рецепты какие-то. Хитрость не пройдёт — это то, что можно сказать на сто процентов.

Вы идеалист? Если нет, то что вас сподвигло преподавать и в лицее, и в ИПСА, и помимо этого ещё и работать?

Темой личностного развития я интересовался до СтудСовета. В своё время, когда учился в школе, участвовал в командных соревнованиях, и мне было интересно как это работает — командное взаимодействие. Сейчас так сложилось, что моя деятельность скорее связана с различными образовательными проектами, и мне интересно понимать и реализовывать механизмы этих систем, то есть я к каждой задаче, Слава Богу специальность «системный анализ» я получил, пытаюсь подходить с точки зрения какой-то сложной системы. В частности, образовательной системы, и в рамках этой системы есть система высшего образования, среднего образования и внешкольного, внеуниверситетского образования. Так получилось, что я сейчас работаю во всех этих сферах и в каждой есть свои нюансы, и очень интересно наблюдать какие механизмы работают в одной системе, но не работают в другой, какие там есть взаимосвязи и какие есть результаты. Сказать что я идеалист — нет, но по натуре я в ряде вещей пофигист, есть вещи, на которые я могу закрыть глаза, хотя это будет идти вразрез с какими-то моими мыслями, убеждениями. Я готов идти на какие-то компромиссы, например с пылью вот на этом столе, я могу воспринимать это нормально. Но у меня есть проблема, что я эти нюансы вижу, вот они мне попадают в глаза и я их замечаю, и мне, конечно, хочется их устранить. Точно так же, наверное, сложилось и с образованием. Я видел те моменты, которые были явно в минус, и я пытаюсь, даже может быть не сколько своей деятельностью, но деятельностью вместе с людьми, с которыми я сотрудничаю, эту с��стему менять. Сложно сказать, насколько это имеет свою перспективу. Переломить или развить, модифицировать систему сложно, но я сторонник построения локальных систем, которые потом масштабируются. В своё время я так делал со СтудСоветом, это было, может, неосознанно, и сейчас я подтягиваю эту мысль под то, что было тогда, но это было очень похоже на то, что я строю локальную систему, которая отлаженно и эффективно работает, а затем её потихоньку масштабирую. И если это получится в рамках какого-то из этих направлений, я буду очень счастлив. Если есть те люди, которые готовы впрягаться, то это не сложно. Самому сложно.

Какую самую весёлую, интересную историю можете вспомнить из своей студенческой жизни?

Да их многовато было. Как-то нам в принципе было весело с одногруппниками, но при этом мы всегда успевали немного учиться. Вообще, у меня была достаточно классная группа, ну это вот то ощущение, когда в принципе вот группа единомышленников, мы как-то были на одной волне, поэтому нам было прикольно. А вот самые интересные истории, наверное, связаны со СтудСоветом всё-таки. Самыми, наверное, яркими были наши корпоративы, когда мы отправлялись туда, непонятно куда, и делали то, непонятно что. Но это история не для прессы.

Ваших родителей часто вызывали в школу?

В начальной школе вызывали. Я, будучи в первом или втором классе, сбил завуча с ног. В принципе, я любил доставать учителей в школе, в последствии любил докапываться к преподавателям в университете, потому что я хотел добиться какой-то истинны, хотел добиться справедливости со своей точки зрения. Поэтому в школу родителей время от времени вызывали. В старшей школе уже реже, в младшей было. Я выводил учителей из себя, они даже увольнялись массово, но это страница из тёмного прошлого.

Какой должна быть девушка 21 века?

Девушка 21 века? Во-первых, разносторонней: интересоваться различными областями и не быть зацикленной на чём-то одном. Во-вторых, симпатичной. В-третьих, эмпатийной: ощущающей ситуацию, ощущающей человека, ощущающей тебя. Мне кажется, это один из важнейших навыков в общении людей, это не обязательно проявляется явно, но когда ты ощущаешь другого человека и можешь ему как-нибудь помочь и разделить какую-то проблему, какую-то ситуацию и помочь из неё вырулить. Ну вот это, наверное, самое важное, что должно быть в девушке, с которой ты строишь отношения.

Девушка должна уметь готовить?

Это большой плюс.

Как думаете, почему так мало девушек-программистов?

Наверное потому, что это не сильно эмоциональная работа. По моему опыту, это достаточно рутинная работа, которая кому-то в кайф, потому что ты в целом определён в своих задачах, знаешь свой фронт работ. Мне в своё время жутко не хватало этого. Я получал там эмоции от того, что я пишу и что у меня получается, даже немалое удовольствие, но дальше вот хотелось бы двигаться, с кем-то общаться, делиться, а этого там чуть-чуть меньше, чем в той же аналитике, где ты общаешься с клиентами и всё равно ты делаешь там какие-то презентации своих идей, наверное поэтому. Девушки больше эмоциональные и больше ценят эмоцию, чем какие-то рациональные вещи.

Хотите сказать, что мало рациональных девушек?

Ну нет, не то что мало, просто у каждого есть рациональная и эмоциональная составляющая, они не исключают друг друга, а наоборот, дополняют. Но для меня, например, всё-таки важнее рациональное, то есть я могу отмежеваться от каких-то эмоций и сделать какие-то выводы на рациональном уровне. А для девушки важнее всё-таки эмоция и уже потом какое-то рациональное мышление, рациональные доводы, может быть поэтому. Хотя вопрос-таки достаточно интересный.

Помимо преподавания, вы работаете в компании. Что это за компания и чем сейчас занимаетесь?

Конкретно сейчас я работаю в проекте «Навчай для України» — это бесшабашный проект, который отправляет мотивированных людей менять общество изнутри, изменять общество в регионах через школу, грубо говоря. Это программа подготовки учителей, но не тех учителей, которых готовят в университете, а тех людей, которые готовы стать лидерами, стать двигателями изменений на местах. Проект работает в нескольких областях, в этом году мы продолжаем в тех же областях: Киевская, Львовская, Одесская. В этом году, правда, я немного меньше участвую в этом проекте, но это важный проект с точки зрения того, что те ребята, которые участвуют в нём, они меняют в своей жизни всё. На два года уезжают в совершенно другое место, в котором у них нет ни знакомых, ни жилья поначалу, ничего, но они готовы приезжать туда и строить новое качество образования, лидерства и прочего. Вот эта идея настолько глобальна, настолько близка мне, что я постоянно ввязываюсь с этим проектом в какие-то авантюры. В частности, поэтому меня в прошлом году некоторое время не было, потому что я ездил по областям и поддерживал участников, которые в этой программе, а участниками этой программы обычно становятся люди, которые закончили КПИ, Шевченка, УКУ, достаточно серьёзные университеты, но которые поняли, что для них важно строить что-то качественное. Ну и поскольку это перекликается с какими-то моими личными идеями, амбициями, я сейчас стараюсь много времени уделять именно этому направлению. В итоге всё сейчас у меня завязано на образовании.

То есть сейчас не работаете программистом?

Нет, нет, нет. У меня был опыт работы в EY. Ещё в школе в общем-то, по-модному это называется freelance, я писал какие-то проекты, сайты. Было прикольно, но на сегодняшний день это не совсем моё, не совсем та сфера интересов для меня, поэтому сейчас я не работаю ни программистом, ни аналитиком. Я работаю аналитиком и программистом странных и больших систем.

Если бы стали президентом, какая реформа была бы первой?

Мне близка реформа управления, распределения обязанностей, задач. Вот с этого начинается всё остальное. До тех пор пока в рамках системы есть какие-то конфликтующие звенья, они тянут эту систему назад, поэтому вряд ли это можно оформить в какой-то один указ. Если бы ушёл в какие-то высокие кабинеты, я бы задался вопросом, в первую очередь, построения функционально полной работающей системы, а уже после этого говорил о каких-то реформах в отдельных сферах. Вполне возможно, что это была бы реформа образования, потому что это фундаментальная составляющая деятельности любой страны. Не имея качественной системы образования, даже построив сильную экономику сейчас, ты не построишь и не удержишь её через десять лет. Проблема в том, что это всё моделируется, рассчитывается, только, к сожалению, те люди, которые находятся у власти на разных уровнях, начиная с синдрома «вахтёрши» и заканчивая синдромом президента Украины, то ли у них не хватает времени, то ли не хватает воли признаться в том, что они делают не всё качественно и на минутку остановится и построить стратегию для себя. Вот этого не хватает и вот это я бы попытался внедрить.

В чём секрет вашей бодрости на первых парах?

У меня есть один простой жизненный принцип, он, конечно, не нравится студентам и тем людям, которые со мной связаны. Я не сильно тороплюсь с утра и если я понимаю, что опаздываю на 10 минут или на 20, я просто по этому поводу не начинаю переживать. Я просто воспринимаю это как данность, которая сложилась сегодня. Конечно, меня грызёт совесть, что меня ждут и вообще я сам очень не люблю кого-то где-то ждать, но в то же время я просто к тем обстоятельствам, которые в жизни складываются, отношусь достаточно по-философски. Ну так вышло, надо будет попробовать пофиксить это в следующий раз, поэтому на первые пары я приезжаю эмоционально не напряженным. А если ты эмоционально стабилен, то можно строить какой-то позитив и какую-то положительную эмоцию на лекции.

Часто пьёте кофе по утрам?

Я? Очень редко. Кофе вообще не очень пью, может пару раз в месяц, а вот чаи гоняю.

Я слышала от студентов, что на одной из первых лекций вы сказали: «Студентам не нужны дедлайны», в то же время, сегодня на лекции их поставили. Так всё же, студентам нужны дедлайны?

Любая фраза пропущенная через уши студента имеет свою интерпретацию, это понятно. Я не сторонник жёстких дедлайнов в обучении, хотя я считаю их обязательными в различных проектах и в профессиональной деятельности, но вот в обучении это не слишком целесообразно. Будучи студентом, твоя задача — научиться выкладываться в поставленные сроки, если у тебя это не получается, то над этим нужно работать. Это не трагедия, это не повод снижать какие-то баллы студенту, но он работает так в своём режиме, если он видит так свою жизнь, да ради Бога, пускай лишь до экзамена сдаст. А те дедлайны, которые я озвучиваю, проставляю в таблицах различных, они призваны как-то помочь организовать своё время. Я считаю, если первую лабораторную до 9 октября вы сдадите, то будет вам счастье, если нет, то добывайте это счастье уже своими руками, я тут уже не виноват. Я не снимаю баллы, если работа сдана после дедлайна, я всегда смотрю на качество работы. Если студент сдаёт после дедлайна и работа является шедевром, значит он может получить максимальный балл, несмотря на то, что он сдал через два месяца после дедлайна. Он работал над проектом, был увлечён, сделал что-то шедевральное со своей точки зрения и, возможно, с моей суперобъективной точки зрения, и это важнее чем та дата, которая стоит в протоколе. А если студент приходит через два месяца с посредственной работой, тогда это говорит о его неорганизованности и неготовности качественно работать над материалом.

Откуда черпаете вдохновение, когда придумываете защиты лабораторных?

Из голов студентов. Поначалу я сам пытался их выдумывать, но проблема в том, что те защиты, которые я давал два года назад, хоть я просил студентов записать их и выслать, к сожалению, стерлись как и из моей памяти, так и из всех источников, которые на тот момент были. Поэтому сейчас я прошу студентов сказать какое-нибудь ключевое слово, а дальше мы уже вместе начинаем фантазировать. Что в пределах этой фантазии возможно реализовать в рамках той или иной лабораторной, это и становится защитой. Обучение — это продукт совместного творчества.

Сложно объективно оценивать студентов?

Очень сложно, я вообще оценивать не люблю. Я не люблю ни баллы, ни буквы. Считаю, что объективной оценки не существует, она может быть только по результатам какой-нибудь большой комиссии, там много мнений и тогда уже появляется какая-то объективность. Я не говорю там о комиссиях, в смысле для студентов ИПСА, я говорю скорее о какой-то коллегии. А когда оценивает один преподаватель, это всегда субъективно и всегда большой повод для переживаний самого преподавателя, душевных терзаний.

Если девушка к вам придёт, похлопает глазками, принарядится и накрасится, для того чтобы сдать вам лабораторную, на вашу оценку это как-нибудь повлияет или не обратите внимания?

Повлияет, конечно: мне станет более радостно, но на процесс сдачи лабораторной или курсовой это вряд ли повлияет. Здесь я всё-таки всегда разъединяю: есть эмоциональная составляющая, а есть рациональная составляющая. Когда мы смотрим на какую-то работу, то мы смотрим именно на неё, что там студент или студентка сделали. Всегда приятно, когда тебя окружают симпатичные люди, но на предметную составляющую это не должно влиять.

Хорошо готовите?

Смотря что. В целом, готовлю, сказать что хорошо — не могу. Потому что не такой широкий спектр того, что я могу приготовить. А готовлю я обычно из того, что попадается под руку. Я редко когда там планирую приготовить что-то конкретное, рассчитываю что у меня есть, бывает, добавляю какие-то ингредиенты. Сказать, что это получаются прям какие-то кулинарные шедевры— думаю, нет.

Какое ваше самое любимое блюдо?

Вообще, я люблю оливье. Поэтому как-то у студентов в качестве шары в первые годы всегда было оливье. Мне, правда, он доставался всего лишь один раз, но это не важно, преподаватель в шарах не участвует. А так — не знаю, интимный вопрос такой.

Где черпаете вдохновение для шар?

Цель всего происходящего, в рамках моих лекций и лабораторных — сделать студента счастливым, но желательно чтобы при этом он разобрался в предмете. Поэтому шары должны приносить какие-то удовольствие, как конкретно студенту, так и всей группе. Потому что шара +5 баллов это, конечно, классно, но это классно одному, но когда кто-то ещё делает компотик, то это другое дело.

Вы дважды были главой СтудСовета. Полученный опыт на этом посту как-нибудь помог в жизни?

Он мне, в принципе, помог в жизни, потому что я до этого был не то чтобы замкнутым человеком, но человеком не слишком общительным. Мне было не то чтобы сложно, но было трудно завести разговор с малознакомыми людьми, а тем более делиться своими мыслями, идеями и прочим. В СтудСовете это пришлось делать, поэтому как-то научился общаться и налаживать контакт с различными людьми, даже теми, кого я вижу в первый раз и кто мне, на первый взгляд, может быть не очень симпатичен. То есть СтудСовет мне дал явный навык общения, взаимодействия, командной работы, ну и более важное, что я продолжаю развивать дальше — это видение целостностной картины, поскольку я должен был в каком-то смысле руководить этой всей вакханалией. Нужно было смотреть, чтобы работало и одно направление, и второе, и третье, чтобы оно всё взаимодействовало и покрывало фронт всех поставленных задач перед организацией. Поэтому считаю СтудСовет, в том числе Студсовет ИПСА — одной из самых мощных площадок для личностного развития.

Есть ли преподаватель в ИПСА, на которого бы хотели равняться?

Мне всегда было интересно на парах у Глеба Борисовича, всегда поражала чёткость и логичность изложения материала. Мне нравились пары Ирины Юрьевны, она умела сформулировать, объяснить те вещи, которые мы не совсем разобрали на лекции. Ну и в принципе, нравилась манера изложения Виктора Григорьевича, такая «невимушена манера подачі матеріалу». Особенно интересно было, когда у нас были пары в 7 корпусе и заметив, что на футбольном поле начался футбол, говорил: «Извините, сегодня пара у нас короткая, надо идти». Я считаю, интересные люди в ИПСА работают, не все, конечно, но по большей части.

Если бы у вас была возможность год пожить в другой стране, где бы это было?

Сейчас у каждого есть такая возможность, за редким таким исключением, когда есть какая-то завязка на какие-то дела. У меня сейчас тоже есть такая возможность. Если бы я ставил сейчас это себе за цель, то реализовал бы завтра же, но не сегодня, сегодня нужно ещё поспать, а вот завтра бы я куда-то махнул. Какая страна это бы была? Ну, наверное, где-нибудь в Европе. Я бы в Австрию поехал, не знаю почему. Я был там только в Вене, ну и по окрестным сёлам. На годик, вряд ли больше.

Какой самый оригинальный подарок дарили любимому человеку, родным?

Самый оригинальный подарок? Я открытку вырезал, аппликацию делал, там была классная травка, зелёная-зелёная. Что-то материальное... Не знаю, я считаю, что подарки нужно дарить без повода. Захотелось, или так сложились звёзды — подарил подарок, а привязка к конкретной дате — это скорее притянуто за уши.

Как относитесь к лёгким наркотикам. Вы за легалайз?

К наркотикам я отношусь отвратительно, по той причине, что я в принципе отношусь отвратительно с веществам, которые вгоняют человека в какую-либо зависимость. Я считаю, что хуже химической зависимости врядли что-то можно найти. Даже психологическая зависимость может каким-то образом корректироваться. А что касается химической зависимости, когда человек перестаёт контролировать свои действия, то это нарушает его силу воли и приводит к последствиям, которые он уже вряд ли изменит, даже с помощью других людей. Я не различаю лёгкие и не лёгкие наркотики, в принципе отношусь к ним негативно. Это личный выбор каждого.

Активный или пассивный отдых?

Активный с вкраплениями пассивного. Мне всегда нравились такие форматы, когда ты сначала напрягаешься, как у нас было с одногруппниками в Крыму. Мы сначала поднапряглись конкретно, пройдя по этим горам, а потом у нас было несколько дней или неделя просто лежания на море без особого напряга. Оно должно комбинироваться, потому что больше недели на одном месте мне начинает быть скучно, тем более если я не нахожу приключений себе на одно место.

Занимаетесь спортом?

Будучи в начальной школе, я занимался баскетболом. Потом 7 лет я беспрерывно занимался плаванием. Достаточно хорошо плавал. Сейчас я тоже занимаюсь плаванием, к сожалению, не так часто, как хотелось бы. Когда я занимался сам, то выставлял себе какие-то цели и старался их достичь. Любой спорт воспитывает твой характер и силу воли.

Когда стали самостоятельным?

С первого класса. Что касается самостоятельного принятия решений, в принципе, я начал делать это ещё в школе. Я менял несколько школ в своей жизни. Понятно, что родители подсказывали, помогали. Так, чтобы самостоятельным от родителей, наверное, на курсе втором, третьем, хотя первые деньги я зарабатывал ещё в школе. Начиная с 7 класса я уже клепал какие-то сайты, форумы настраивал, мне это было в целом интересно и плюс к этому я ещё получал какую-то денюжку. По моим меркам на тот момент это были немалые деньги.

Начиная с какого курса студентам стоит выходить на работу? 

Я считаю, что студенчество — это период, который стоит использовать для своего развития вширь. Не зацикливаться на чём-то одном, а попробовать и одно, и другое, и третье. Я сейчас не про лёгкие наркотики, а про сферы деятельности. Этим временем нужно пользоваться с умом, потому что поработать ты всегда успеешь. Единственное, конечно, не нужно сидеть и ждать до конца 6-го курса, что вот сейчас на тебя свалится работа. Для этого стоит прилагать какие-то усилия, но стремиться со второго курса выйти на работу, я считаю это некорректно. Искать стажировку — да, искать какой-то парт тайм — да, но впрягаться в фул тайм, если ты ещё не определил для себя какую-то единую сферу, единственного интереса, потому что потом это будет очень тяжело менять. Ну, и с другой стороны, если ты пришёл в ИПСА и ты знаешь, что тебе интересно только программирование и всё, то вперёд, зачем ты поступал в ИПСА? Иди себе там и программируй, на работе за два месяца ты получишь больше, чем в ИПСА за бакалавриат и магистратуру вместе взятые. Только так, если есть и ты чётко определился, то вперёд, в следующий раз ты поменяешь свою деятельность только через лет 20, потому что увязнешь в этом и тяжелее будет что-то искать. А если ты пришёл с какими-то идеями, но твои цели еще не сформированы, то пробуй финансы, пробуй программирование, да пробуй всё, что угодно, чтобы понять что твоё.

Какой самый безумный поступок вы совершали в своей жизни?

Стал главой СтудСовета. Это было не рациональное решение на тот момент, я его недостаточно обдумал и вообще у меня, наверное, были другие планы на жизнь, нежели стать главой СС. Я себя видел скорее нормальным, адекватным программистом, финансовым аналитиком, но никак уж не главой какой-то организации. Это был достаточно бесшабашный поступок в своё время, хотя я этого хотел. Решение скорее спонтанное, чем обдуманное.

Романенко красавчик?

Да, Романенко красавчик. Виктор Демидович много делает для нашей кафедры, несмотря на возможно кажущуюся консервативность, он внутренне очень открыт к новым идеям и предложениям. В своё время, когда я с ним общался, он, может, не хотел этого показывать, но он постепенно принимал наши бесшабашные идеи, которые мы тогда в СтудСовете выдвигали.