Интервью
October 15, 2018

Калита Виктор Михайлович о становлении человека как учёного

by Архиреева Дарья & Спитковский Владислав

Калита Виктор Михайлович

Дата и место рождения: 5 марта 1962, с. Жеведь, Черниговская обл.

Образование: Ростовский университет

Ученые звания: профессор (2011г.), доцент (2004г.) старший научный сотрудник (1999г.)

Ученые степени: доктор физико-математических наук (2006г.), кандидат физико-математических наук (1991г.)

Начало работы в КПИ: 2007 год

Ни для кого не секрет, что Вы являетесь одним из немногих преподавателей в ИПСА с идеальной репутацией, Вы нравитесь абсолютно всем и все очень хотят узнать становление вашей персоны. Начнем с детства, были ли какие-то ситуации или решения, которые повлияли на становление вас как личности?

  • Вопрос, который вы задали, предполагает какую-то исключительную ситуацию. Ничего исключительного у меня не было. У меня была обычная семья: мама, папа, брат, сестра. Родители приложили некоторые усилия для того, чтобы у меня возникла мотивация к учебе. Они же и были примером и образцом доброчестного поведения. Вот и всё. Вещи, о которых вы говорите, они закладываются в семье и приобрести их потом — довольно трудно. То есть уважение к студентам, людям, ко всем — это привито родителями.

Расскажите забавные истории из детства. Были ли у вас с ранних лет какие-то предпосылки к увлечению физикой?

  • Когда учился в школе — просто нравилась физика. Да, бывают такие ситуации, когда школьнику нравится физика. *смеётся* Подписывался на журналы разные: тогда был журнал «Квант», где разбирались математические и физические задачи. Но мне больше нравились физические. Ну и потом, надо ещё добавить такую штуку: в те времена, в обществе и среди молодёжи, приоритетной была инженерно-техническая деятельность. То есть, молодые люди чаще всего поступали на инженерные специальности. А вот девушкам уже доставались такие специальности как история, филология, экономика. Ну, было такое разделение, было такое время. Но мне больше нравилась физика. Как школьный предмет. Хотя, будучи школьником, я не отдавал себе отчет, что такое физика. Да и это было невозможно, ведь вообще, о том, что такое настоящая физика можно понять только после окончания физ. фака. Только тогда понимаешь, что это. И вот, после того, как ты держишь в руках диплом, ты уже осознаешь, правильно ты выбрал специальность или нет. Но люди, которые получили физическое образование, всегда себя реализовывали успешно в совершенно разных ипостасях, вплоть до коммерции.

Вот вы сказали, что вам нравилась физика. Вы ею увлекались просто потому, что вам было интересно, или вы всегда хотели раскрыть какие-то секреты мироздания? 

Нет, для того, чтобы раскрыть секреты мироздания, нужно понимать, что такое в принципе секреты мироздания. Школьник их понимать не может. Школьнику может это: а) нравится б) он может легко схватывать и в) просто получать удовольствие от этого. Вот решил задачу — и получил от этого удовольствие. Это идёт уже и в будущее. Сейчас я ведь тоже решаю задачи. Но это может длиться долго — не день, не два, а полгода, год. Но от этого получаешь удовольствие.

«Ощущение того, что ты сделал значимую работу, ощущение того, что ты её сделал первым это и есть интеллектуальное удовольствие. Ведь мало решить задачу нужно еще и научиться получать наслаждение, тогда и всё остальное будет.»

Хорошо, физика вам нравилась и у вас хорошо получалось. А были ли такие предметы, которые вы не любили, на которых пытались как-то схитрить? 

  • Учился я всегда честно. Я никогда не списывал. Были ли у меня сложности с предметами? Да, были. Большие проблемы с некоторыми гуманитарными предметами. Ну, например, вы, как мои студенты, вряд ли ощущали это, все мои предложения были логично завершены на лекциях, но вот в школьные годы мне трудно было иногда писать. Я хорошо говорил, хорошо прорабатывал мысль, но, когда садился писать — возникали сложности. С чего начать? Как это красиво изложить? Как закончить? Такое было, но это всё устраняется довольно просто — для этого просто нужно читать книги. Не просто следить за сюжетом, но и вникать в то, как это написано. Тогда приходит понимание того, как это должно быть построено и организовано. Вот подобная проблема есть сейчас и у Вас. Студенты ведь не пишут, студенты сейчас по большей мере читают. Но нужно с этим побороться — даже если вы напишете супер классную программу, вы должны будете написать так, чтобы написанное не имело нигде двузначности в формулировках, всё должно быть точно структурировано. В конце концов, я научился писать так научные тексты. А сейчас пишу их легко, без проблем, но на это нужно было потратить определенные усилия.

Раз уж вы упомянули книги, скажите, а какие у вас любимые книги, писатели?

  • В последнее время я читаю детективы. Все подряд! Это очень расслабляет. Хотя в свое время был вынужден прочитать классику. Причём я это делал в студенческие годы.

Давайте продолжим говорить на лирическую тему. Любите ли вы кино, сериалы? 

  • Я уже немолодой человек, были разные этапы. Было время, когда увлекался кино. Классическое кино смотрел, киноклуб посещал. Потом человек взрослеет, меняются интересы, взгляды, восприятие. То, что раньше было интересным, то, что было культовым кино моей молодости — оно уже, наверное, стало больше историческим. Оно, наверное, больше интересно тем, кто увлекается историей кино.

А какую музыку вы слушаете?

  • Тоже интересный вопрос. В последнее время получаю удовольствие от украинской народной музыки.

А как у ученого обстоят дела на личном фронте? Как вы познакомились со своей женой?

  • Как и всякий человек, я, конечно, бываю на всевозможных встречах. И вот на одной из таких я познакомился со своей женой. Она юрист по образованию. Общий университет. То есть, это не была профессиональная встреча в лаборатории и так далее. Все люди, которые занимаются наукой — это обычные люди, с широким кругом интересов, взглядов. Представлять ученого, как человека, зацикленного на одной тематике — это неправильно.

Все не раз слышали, что Вы ездите на различные конференции за границу, можете ли Вы вспомнить какую-то запоминающуюся, самую интересную?

  • Самая запоминающаяся конференция, наверное, была моя первая конференция, это был еще Советский Союз, конференция была на Карельском перешейке под Ленинградом, в интуристовском мотеле. Сама конференция была по геофизике, там были собраны люди, которые занимались аэрономией, то есть, изучали ближний космос. Я был тогда молодым, да и наука была молодой, да и все известные люди еще были молодыми, потому это было интересно, это было занятно. Место было отличным: это была огромная гостиница с кемпингом, с залами для заседаний и конференций, все было великолепно организовано. Для меня там было несколько плодотворных дискуссий.
  • А дальше было очень много конференций, все они были интересными, но ведь на конференции человек едет работать и получать новую информацию. Я вот недавно вернулся с одной такой, где несмотря на то что у меня своя тематика, свои задачи, увидел абсолютно неожиданный поворот в работе ученых из Кореи, интересующий меня образец (наноплёнка) был получен из материалов, которые я исследовал, меня это заинтересовало, и я подумал, что мы можем попробовать реализовать это у себя.

Мы все говорим о вашем прошлом, а вот что насчет настоящего? Вы каждый год успешно преподаете в ИПСА, как Вам удается постоянно завлекать студентов и избегать превращения курса физики в рутинный процесс?

  • Во-первых, у меня уже огромный опыт, во-вторых, я четко понимаю зачем нужна физика студентам ИПСА, это очень важный предмет, на котором приходится соответствующе выкладываться, потому что если у групп КА (системного анализа), в пример науки, где в совершенстве отработан системный подход — это физика, потому, продемонстрировать этот подход, чтобы студентам было интересно — это моя прямая задача, так же и у групп ДА (системное проектирование) — это компьютерные науки, это, опять таки, системный подход к проектированию программ, который без физики не является возможным.
  • Также моей работой является донесение материала до студентов, чтобы сильный студент узнал для себя много, средний студент узнал для себя достаточно, а слабый студент поднялся с нуля, чтобы он прочувствовал это все, а потом уже догнал сам.

Вы привязываетесь к студентам? Есть ли кто-то запоминающийся у каждого потока?

  • К студентам скорее всего нет, потому что кроме преподавательской работы у меня еще очень много другой, это и научные исследования, это и обязанности профессора: организационная работа кафедры, работа в рабочих группах (комиссиях), рецензирование статей, участие в конференциях и т. д., то есть, специально запоминать студентов как в школе, «на года», не представляется возможным, но в рамках курса это моя основная задача: наладить контакт с аудиторией, чтобы чтение не было скучным. Последнее время это становится сложнее, так как некоторые абитуриенты немножко слабее знают школьную физику, чем это было раньше, но так, как мы учим общую физику, нам нужно быстро преодолеть этот барьер.

Так получилось, что у Вас есть любимая работа, любимая семья, любимые студенты, хотя бы на год, но любимые, а вот есть ли у Вас какая-то сокровенная мечта, например, побывать на Карибах, прыгнуть с парашютом, какая-то мечта которая всегда была и к которой всегда шли?

«Если так задуматься, то мечты, которая прошла через всю жизнь у меня нет и было бы странно если бы она была, потому что мечту нужно либо воплощать, либо менять на какую-либо другую, если она оказалась слишком сложной.»

  • Да и нужно ли нам ехать на Карибы, что там интересного, какой-то особый сервис, особый песок на пляже? Есть ли места, которые следовало посмотреть? Таких мест много. *начинает смеяться* Мы живем в каком веке? Если вы поработали два часа, устали, зайдите в YouTube, выберите нужное вам место и посмотрите ролик в высочайшем качестве, что я регулярно и делаю. Некоторые красивые места я посетил в молодые годы, когда занимался аэрономией.

Может у вас есть какие-то цели на ближайшее время?

  • Ну, есть некоторый план работы, некоторые задачи, которые стоит решить как можно быстрее. У меня есть тематика исследований, она довольно широкая и хочется так сказать, поработать на широком поле и решать разные задачи: разные по физике, по содержанию, там теория, там практика, там новые материалы. Хочется поработать над этим всем активно, пока получается.