Интервью
November 12, 2018

Минарченко Александр Николаевич об учёбе в МГУ, футболе и о конфликтах с преподавателями

 by Виталий Науменко и Александра Гогуля.

Фото: Пузей Марина

Минарченко Александр Николаевич

Дата рождения: 25.03.1951.

Образование: МГУ, механико-математический факультет.

Начало работы в ИПСА: 2001 год.


Какой ваш родной город?

Днепродзержинск или Каменское.

Сейчас вы проживаете в Киеве или в каком-то другом городе, подстраиваете ли свой график так, чтобы было удобно приезжать?

В Киеве, уже давно.

Николаевка это ваша дача?

Да.

В каком возрасте начала проявляться любовь к математике?

Не знаю, можно ли назвать это любовью.

Ну может вы встретили хорошего учителя или класс был таким?

Я учился во многих школах, получалось так, что переходил из одной в другую. Просто математика легко мне давалась, всё легко получалось, но учителя были и правда замечательные. Особенно запомнилась школа №7 в Днепродзержинске, сейчас не помню уже фамилию преподавателя, Назарова вроде как. Прекрасным была преподавателем, строгим, но сдержанным, никогда не повышала голос.

Мы знаем, что вы получали высшее образование в МГУ. Расскажите немного об этом периоде. Как поступили туда и сложно ли это было?

Так получилось, что именно благодаря этой самой Назаровой, всё вышло не так сложно. Она постоянно «подсовывала» мне какие-то задачи внешкольные или олимпиадные, которые нужно было куда-то отправлять. На самом деле, в школе я не особо учился, по некоторым предметам даже учебников не было. Так что я больше времени проводил на улице или же читал. Но когда что-то такое появлялось интересное, то делал. И так получилось, что именно благодаря одному из таких заданий, меня приняли в заочную школу при МГУ; и так же ещё пригласили на областную олимпиаду. На областной я занял второе место. И после этого меня пригласили в республиканскую физико-математическую школу-интернат. Тогда она располагалась в Феофании. И 9-10 классы я заканчивал уже в Киеве.

А что расскажите по поводу учёбы?

Ну, поступать в Феофанию тоже было тяжело. Оказалось, что меня пригласили именно поступать, а не учиться. Так что пришлось ещё проходить экзамен (конкурс 4 к 1). Но ничего, я поступил. И после этой школы уровень знаний был хороший. Так что выбирали мы дальнейшее образование из ведущих ВУЗов Советского Союза. Не скажу, что очень стремились к поступлению в киевские ВУЗы, были уверены, что точно поступим туда. Уровень тех заданий был для нас лёгким, мы с ним быстро справлялись, по крайне мере я. Ну и вступительные туда были в августе, а в МГУ – в июле, так что мы не много теряли, собираясь в МГУ.

Что-то из студенческих лет, есть какая-то особенная история?

Особенных историй не было. Просто сама атмосфера поменялась, всё стало по-другому, более интересно. Не скажу, что мы тогда особо зацикливались на учёбе. Спокойно могли собраться и поехать на несколько дней, например, в Ленинград (Санкт-Петербург). Не было таких проблем с жильем. Приехали к какому-то знакомому из университета и вы точно знаете, что вас там в общежитии пристроят ребята. Сейчас я не знаю как, но не думаю, что всё сильно изменилось в этом плане, скорее тут ухудшилось финансовое отношение. Всегда между общагами есть какой-то союз.

Хорошо, можете немного рассказать о Демидовиче? Все же учатся по его сборнику задач. Каким он был в жизни?

Ну, тут я не могу рассказать много. Я общался с Борисом Павловичем Демидовичем всего лишь раз. Он принимал у меня экзамен по теории устойчивости. У нас какая была система: до 3 курса всё было общее, а уже начиная с третьего курса, помимо основных лекций, были спец. курсы и спец. семинары - часть по выбору кафедры – это обязательные курсы, а часть – по выбору студентов. И например, в каком-то семестре необходимо было сдать год этих определённых дисциплин или полтора. Ну а если же это семинары были по выбору студента, то выбирали - что легче сдавать. В студенческой среде это же было известно, сами понимаете. И именно Борис Павлович, был одним из таких преподавателей, кому студентам мех-мата было не сложно сдать предмет дополнительного курса. Там был полугодичный курс, теория устойчивости (звонок телефона).

Ой, это была ваша жена? Тогда как раз перейдём к следующему. Вы когда-то упоминали, что у вас день рождение в один день…

Нет, в соседний. У меня 25, у неё 26.

Расскажите, как вы познакомились? Чем она занимается? Может она тоже математик?

Нет, она биолог. Познакомились мы, когда я был здесь в аспирантуре, в институте математики. Жили в одном общежитии академии наук, здесь недалеко от Шулявской. Так и познакомились.

На какой-то тусовочке?

Ну да. Собственно, мы и организовывали эти тусовочки. Я был тогда председателем

аспирантского совета общежития, и мы этим занимались. Проводили там много времени вместе. Ну и не только. Она была аспирантом в Институте ботаники. И, как позже оказалось, хоть мы и познакомились в общежитии, наши институты были друг напротив друга.

Александр Николаевич, вот почему вы учились в МГУ, а аспирантуру проходили здесь? Почему там не остались?

Ну там в принципе отличники оставались, я не был отличником.

Понятно, а магистратуру вы тоже там заканчивали?

Тогда не было такого понятия, как магистратура. Просто пять курсов и диплом. Я увлекался футболом и чем-то подобным. Не знаю, правильно это было или нет. По этой причине, защитился я не сразу, а ещё поработал преподавателем. Просто если работаешь преподавателем, то движение должно быть в научном направлении, поэтому пошел в аспирантуру. А так я два года играл на первенство области в футбол, пока ещё здоровья хватало. Занимали первые места на областных соревнованиях, пытались попасть на чемпионат Украины, но безуспешно. Команды, с которыми мы соревновались, были профессионалами, ездили на автобусах, им платили, у них были тренеры, а мы были любителями…

Вы следите за какими-то футбольными командами?

В то время очень пристально следил, но в какой-то момент у меня начались проблемы с сердцем. Я два года лежал в больницах и на какое-то время это прекратилось.Потом я взял себя в руки, начал опять бегать. И вследствие долгого перерыва, колени не выдержали и начались проблемы, сначала порвал один мениск, через пару лет - второй. Если вы заметили, я сейчас немного хромаю, видимо это и сказалось. Я был уверен, что это до конца жизни у меня - занятие спортом, но всё не так, как думалось.

Вы смотрите ЧМ или чемпионат Украины? Или любовь именно к занятию этим видом спорта, а не к просмотру?

Раньше это было вне приоритетов, на первом месте. Мы ходили на чемпионаты футбольные. Я тогда был как Александр Викторович Стусь. У меня было много сборников, я вёл таблицы с результатами. Конечно, у Александра Викторовича память феноменальная, он это всё помнит. Так вот, долго я этим увлекался, постоянно следил. Но сейчас интерес угас,для меня сейчас более важны другие приоритеты.

А вот сейчас чем вы увлекаетесь? Есть какое-то хобби сейчас?

Дача. Самому что-то вырастить.

То есть у вас полноценный сад?

Ну как полноценный. Идут эксперименты, они могут всю жизнь продолжаться. Постоянно появляются новые виды деревьев. Самое главное, что дом построили.

Впервые ваша жена привила вам этот интерес?

Нет, просто когда мы познакомились, я ещё не знал, что она из института ботаники. А я в то время уже увлекался изучением окрестных лесов в Киевской области. А потом, через некоторое время, обнаружили, что этот интерес у нас общий.

Говоря о семье, у вас есть дети? Может кто то пошел по вашим стопам?

Старшая дочь, сразу после окончания школы, решила пойти в милицию. Это как раз был первый год, когда набирали женский батальон. Правда возникли небольшие сложности в связи с возрастом, потому что принимали только с 18. А у неё день рождения в октябре. Но она очень туда хотела, так что её подождали. Дослужилась до подполковника, а сейчас она ушла из милиции. А младшая закончила ИПСА.

В каком году?

Сложно сказать. Она была в 52, потом их объединили с 53 группой в 52. Получается 2005 года поступления, это выпуск 2009. Почти 10 лет прошло. Сейчас занимается бегом профессионально. Бегает марафоны в Голландии, Германии, Испании. Она в этих кругах уже довольно известна. Я пытался это немного пресекать, потому что у меня тоже есть ��пыт в спорте, говорю, чтобы сильно не перегружала себя. Но она всё равно иногда перебарщивает, хоть и говорит, что «это всё только по самочувствию». Последний раз в Каппадокии (Турция) бегала. Работала в Сбербанке системным аналитиком, потом, когда всё началось – ушла, работала программистом, трудится над повышением уровня. Сейчас замуж вышла, у них теперь много общих планов.

А внуки?

Внуков пока нет.

Давайте теперь от семьи к преподавательскому коллективу. Вы дружите с кем-то из преподавательского состава? И если да, то как давно?

Сколько я не работал, обычно у нас на математических кафедрах довольно дружные преподаватели. Сейчас уже конечно кафедра большая, не всегда мы даже все знакомы. Плюс состав часто меняется, кто-то приходит, кто-то уходит. Я давно знаком с Богданским, Бондаренко, Чаповским, Подколзиным, Стусём, Бохановым. С удовольствием обмениваемся опытом.

А бывали ли у вас конфликты в преподавательском составе?

Ну среди тех людей, кого я назвал, то я такого не слышал. У нас всё довольно дружно, спокойно и открыто. Да и что нам делить, цель-то одна – дать новому поколению качественные знания.

А вот, например, мы слышали  была какая-то ситуация с Мальцевым.

Ой, Антона Юрьевича я не назвал. Подождите, ничего не слыхал, у кого с Мальцевым?

У вас не было то есть никаких конфликтов. Просто были слухи что вы хотели …

У меня с Мальцевым?

Да. Просто ходили слухи, что когда он учился на ИПСА, вы выгнали его. Но мы быстро это проверили, и оказалось что это не так. Но, кто-то ещё рассказал нам теорию, что у вас был конфликт, как у преподавателей.

Нет, у нас ничего такого никогда не было – я у него никогда не вел занятия. Ну вы же видели, мы только что с ним в коридоре беседовали. По-моему тут конфликта не видно. Он не так давно у нас работает. Антон Юрьевич – студент и аспирант Богданского и когда он защитился, то остался работать преподавателем. В основном вёл занятия после Богданского.

Бывает, Виктор Демидович (Романенко) дает замечания тому или другому преподавателю, но так чтобы был конфликт – не слышал.

Преподавание это ваш единственный способ заработка? И устраивает ли вас ваша заработная плата? Не хочется ли большего?

Да, сейчас - единственный. У меня ещё пенсия есть. Ну, в молодости не отказывался от подработок. Вы учтите, что я долго, почти 10 лет на стройке работал, зарабатывал для семьи квартиру, там у меня подработки были разные.

В какой период это было?

С 1992 по 2000-й.

Ага, а потом вы решили пойти на ИПСА?

Ну, как получилось, мы же решили в Киеве остаться с женой после защиты, здесь я работал в танковом училище, на факультете для иностранцев. А потом появилась жилищная проблема, но там началась программа МЖК для молодых специалистов, и там появились очереди, потому что молодые специалисты имеют право на жильё, а их много. Со временем молодые стают не молодыми, а они ещё в очереди, ну и вот для молодых отдельно это всё организовали. Но это были уже 90-тые годы – перестройка, всё начало ломаться. В общем, тянулось это долго, финансирование начали обрезать, было сложно, когда лишаешься любых надежд на жильё; большинство МЖК-овцев ушло, но мне некуда было деваться, я вытянул. В результате – получил квартиру в 2000-м году.

У вас есть какие-то студенты, с которыми вы поддерживаете связь и сегодня? Общаетесь, встречаетесь?

Иногда в городе встречаемся, случайным образом. Я веду занятия преимущественно на 1-2-м курсах и к окончанию университета у них много других предметов и преподавателей, хотя приятно, когда встречаешься с бывшими студентами и они тебя узнают.

А вы не принимаете в аспирантуру? Там должно быть звание доктора наук?

Нет, не обязательно, кандидаты наук тоже могут, те, которые активно работают в науке, а мне интереснее преподавать.

Вы нам рассказывали, что вас заставляют написать методичку, а вы откладываете это на потом.

Хе-хе, да, вообще надо бы написать, уже как-то и неудобно; мне кажется, что, с одной стороны -столько книг всяких есть, да, и интернет, что я могу ещё написать такого, кроме того, что рассказываю. По идее – надо чтобы человек мог в удобное ему время взять и почитать материал лекции, поэтому, видимо, есть смысл написать методичку. А то во время занятия студенты иногда отвлекаются и упускают важный материал, но, к сожалению, такова жизнь, так человек устроен. По идее – правильно, но всё время что-то сбивает.

Ещё один интересный вопрос, почему вы всё таки решили ставить “автоматы”, хотя большинство ваших коллег этого не делает?

Мне кажется, что я контрольными довольно сильно проверяю знания, не давая списывать, конечно. И плюс - я ставлю «автоматы» только в тех группах, в которых я веду практику, если вы заметили. В других группах я заметно меньше «автоматов» ставил, там все-таки перепроверить надо. А в тех, в которых я веду практические занятия, я уже за полгода – год работу и знания студента довольно хорошо знаю и могу объективно оценить. Мне кажется, я оцениваю относительно справедливо, т.е. я не настаиваю на этих оценке, человек всегда может повысить ее на экзамене.

Был ли какой-то смешной случай списывания на экзамене, или забавная ситуация, которая вам запомнилась?

Та нет, чтобы такое особенное не вспомню. Обычные жизненные ситуации.

Не кажется ли вам что с каждым годом студенты всё менее способны к учёбе и не разочаровываетесь ли в них?

Нет, я не могу так сказать. В общем, такого спада я не вижу, ну по крайней мере у нас. Лет 10 назад были сильные студенты, были и слабые, сейчас то же самое. Был у меня на ФПМ случай, когда человек на прикладной математике двух дробей отнять не мог, бывают и такие ситуации.

А сейчас фото-вопрос. Это вы на фотографии или нет?

Да, это в Николаевской области было, под селом Калиновка, на Ингуле. Карп 9,800 кг весил. Тогда я там работал по распределению в Московском филиале дальней радиосвязи под Николаевом, при военной части, там молодежь собралась тогда с разных вузов и все только выпустились, такие интересные времена были. В этом месте река Ингул такой зигзаг делает и там водятся такие сазаны и жерехи. Относительно безлюдное место, в стороне военная часть. Вот я там одно время работал и это снимок с начала тех времен, а потом я переехал в Днепродержинск (ныне Каменское).

Блиц опрос:

Яблочко или грушка?

Ух ты, сложный вопрос. У меня все фрукты любимые. Не могу выбрать. Ну если бы меня спросили лет 30 назад, то я сказал – груша, потому что в детстве у меня на первом месте груши стояли, а теперь, когда я начал сам выращивать свои яблоки и познакомился с разными сортами, то я уже не могу выбрать.

Матан или Линал?

Линейная алгебра, ну вообще – алгебра. У меня в университете была больше любовь к алгебре, чем к анализу, мне не нравились эти эпсилон дельты, сейчас я уже привык к ним, а в алгебре – там всё целенькое, чистенькое, ровненькое.

Чай или Кофе?

Чай.

Кошки или собаки?

Кошки.

Щука или карась?

Ой, вот тут сложно. Детство у меня было карасёвое, они вкусны очень. Но когда я был в дельте Волги в стройотряде, мы жили месяц на берегу и там было очень много всякой рыбы. Для ловли щуки и окуня нужна была только палка с леской и крючком, только опустил и тут же такой рывок! Вытягиваешь небольшую щуку, килограмма полтора, или горбатого окуня, они очень вкусные. Но, вообще – да, карась.

Первая пара или четвертая?

Четвертая.

Москва или Киев?

Киев.

КПИ или МГУ?

Сейчас КПИ.

Море или горы?

Горы.

Любимое качество в людях, которое вы цените.

Доброжелательность.

Самое нелюбимое качество.

Подлость.

Любимое блюдо.

Борщ.

Любимый фильм.

Ну, тут много, трудно выделить один, «Кавказская пленница», «Берегись автомобиля», «А зори здесь тихие», фильмы Гайдая, Рязанова, английский фильм «Ромео и

Джульетта» захватил в свое время.

Любимая книга.

Зависит сильно от периода, в своё время нравился сильно Жюль Верн, Эрих-Мария Ремарк, потом – фантастика, Стругацкие, Эмиль Золя в одно время захватывал, сейчас уже детективы пошли, хе-хе.

Любимая музыка.

В университете долго у нас крутилась рок оперы «Jesus Christus - Super Star» ну и Битлы, конечно, больше как фоном играли. Так же Высоцкий и Окуджава, они были вне конкуренции, их постоянно крутили.

Чтобы бы вы хотели пожелать теперешним студентам ИПСА?

Полной жизни, полнокровной, не засыхать ни на чём, ну и успехов во всех начинаниях!