Интервью
October 10, 2019

«Живите своей жизнью. Работайте головой», — советы студентам и жизненный путь Бондаренко Виктора Григорьевича

by Лена Семиволос
Фото: Богдан Лысов

Бондаренко Виктор Григорьевич

Дата рождения: 24.06.1945

Образование: КПИ, РТФ

Начало работы в ИПСА: 1997.


Расскажите о вашей студенческой жизни. 

Ой, в разные времена по-разному было. Дело в том, что я попал в такой экспериментальный период, когда те, кто поступили на первые курсы, сразу после школы работали на заводе. И поэтому полтора года, скажем так, была достаточно тяжёлая жизнь. Днем мы работали, а вечером мы учились как вечерники. Так что там особо времени не было, но как-то всё успевал.

И чем вы занимались в внеучебное время? 

Спортом я достаточно активно занимался. Ну, встречами с девушками занимался (смеётся).

А каким видом спорта?

Баскетболом. 

Как всё-таки решили стать преподавателем? 

Я не думал сначала стать преподавателем. Сначала немножко поработал, потом пошел в аспирантуру, работал научным сотрудником, а дальше меня просто позвали. Так вот. Мой шеф, Юрий Львович Далецкий, сказал, что вот надо бы пойти. Мы с ним долго это обсуждали, и мне как-то не хотелось, честно говоря. Жизнь как-то была более спокойная, когда работаешь себе, тихой сапой что-то делаешь. Но потом он меня затащил. И я думаю, сделал правильно. Тут не могу сказать, что я решил — обстоятельства как-то меня привели. 

И если бы не преподавателем, кем бы вы тогда были?

Ну тогда я был научным сотрудником какое-то время. Кем бы я был потом? Кто его знает. Человек предполагает, Бог располагает. 

Вы работаете в ИПСА с самого начала. Возникало ли желание когда-нибудь уйти на другой факультет?

Та нет, пожалуй. Нет. Дело в том, что мы пришли тут целой компанией. Мы работали на кафедре прикладной математики, есть такая. А потом, когда Згуровский решил организовывать свою кафедру, математических методов системного анализа, тогда несколько человек, причём не сговариваясь друг с другом, подошли к нему и сказали, что вот, группа математиков хотела бы к вам. Были основания, в общем, там. Обговаривали, чем будем заниматься. Так что я с самого начала. 

ИПСА уже для вас родной дом уже, да? Поэтому и уходить не хочется. 

Ну, скажем так, с некоторыми людьми… Разные люди появляются. Которые иногда, бывает, очень сильно раздражают.

Сильно ли отличаются студенты, которые учатся сейчас и которые были 20 лет назад?

Не очень. Вот те, которые были 20 лет назад от нынешних не очень отличаются. Большое отличие было между студентами советских времен и студентами, которые потом уже, в годы независимости пошли. Я не говорю о том, как они учились. У тех как-то дороги были закрыты. У них распределение такое: вот иди туда и работай. А у вас всё-таки жизнь в какой-то степени получше, потому что вы можете легко запланировать куда-то поехать и уехать.

По уровню знаний… Скажем так, нынешние студенты приходят с более низким уровнем знаний, чем предыдущие. Но это вина школы. Даже не школьных учителей, а вот министерства, которые что-то нам указывают. Я, по-моему, вашей группе пересылал такой ролик американский. Я боюсь, что нас к этому ведут. А так, то, что было 20 лет назад и то, что сейчас, в принципе, не сильно отличается.

С какими преподавателями вы общаетесь?

Ну, со своими коллегами-математиками. Скажем, тех, которых давно знаю: это Богданского, Подколзина, Мальцева. С Бидюком ещё мы дружим. По личным качествам я оцениваю человека. Не могу сказать, что дружим. Не те времена, чтобы были близкими друзьями.

Считаете ли себя строгим преподавателем?

Нет.

А сами когда нибудь списывали или нет? 

Немного. Как-то я даже не умел. По-моему, по истории КПСС что-то списывал. Для меня эти науки общественные, марксистско-ленинские, я в них ничего не понимал, честно говоря. Совершенно. Особенно, помню, политэкономию. Я до сих пор не понимаю, чем они занимаются.

И с философией так же. Там я может что-то и списал. Какие-то съезды. У вас история это так: «Коли був універсал якийсь?». А у нас тогда была история КПСС. «Когда проходил какой-то съезд? Когда проходило какое-то совещание коммунистических партий?». Я, конечно, этого не знал. 

Чем вы занимаетесь в свободное время? 

Та знаете, как-то так уже в мои годы… Ещё несколько лет назад занимался какими-то развлечениями, а сейчас как-то здоровье уже не очень позволяет. 

На дачу езжу в хорошее время. Наукой занимаюсь.

Книги читаете?

Книжки, конечно, читаю. Издается хороших мало. Ну вот раньше интеллектуальной жизнью считались журналы. Московские. «Новый мир», «Знамя». Они уже так, на грани издыхания. В основном, вот что я читаю, и вам могу посоветовать. Ну вот так, по интернету, возьмешь планшетик, почитаешь. Если найти хороший. А так читаю, конечно.

Последняя книга, которую вы прочли

Как первоклассника: «Какую ты последнюю книгу прочёл?». Я там помню, какая она последняя. Интересуют меня вот эти вот повести, рассказы в журналах. Которые остались ещё с советских времен. Но они уже на грани издыхания. Потому что сейчас в бумажном варианте их почти не издают, вот в электронном и читаю.

Есть ли у вас в Киеве какое-то любимое место? 

Раньше были, а сейчас даже как-то не знаю. Они меняются, потому что Киев здорово меняется. Когда-то там мне очень нравились Липки, это район Печерска. Там где в районе Верховной Рады, вот это вот. Мне когда-то очень нравилась выставка, была такая, достижений народного хозяйства. Территория осталась, а самой выставки, конечно, нет. Гидропарк мне никогда не нравился. Какой-то он такой, фабрично-заводской, на мой взгляд. 

А за границей? Какие страны вам нравятся? 

Ну, в Германии нравятся определенные места. Север — скучное место. Франция нравится. Я не могу сказать, что много где был. В Скандинавии не был. В Дании как-то попал в ветреное место. А так из стран мне, пожалуй, Франция нравится. 

А в каких странах ещё были?

Ну Европу я так, несколько стран проездил. За океаном не был. В Италии был только на Севере и очень недалеко. Так себе. Швейцария чего-то мне не нравится. Там другая жизнь. Что касается ближних: западная Польша мне нравится. Познань, Вроцлав — бывшие немецкие земли. Чехия — ну так себе. Словакия, кстати, ничего. Там я был в горах. 

Можете рассказать про свою семью? 

У меня две дочки. Старшая ИПСА закончила, младшая тоже. Обе за границей работают. Грубо говоря, системными аналитиками. Одна там статистикой занимается, в экологическом институте, в Германии. Другая во Франции. Тоже примерно тем же. 

Если бы вам сказали выбрать одну математическую дисциплину, которую вы можете преподавать, то какую выбрали?

Я считаю, что с точки зрения общественной пользы я бы выбрал мат. анализ. Чтобы воспитать студента чему-то. А это делается на первом курсе. Вот физика… Это вроде как моя специальность —  уравнения мат. физики. Но я просто вижу как люди воспринимают. И я понимаю. Вы сами видели, сколько народу присутствует. И я понимаю почему: потому что вряд ли это пригодится дальше. Это в некотором смысле общеобразовательная дисциплина. Она пригодится, но далеко не не всем. Вот очень важно хорошо читать мат анализ.

Часто ли вы принимаете решения, следуя интуиции? 

Знаете, я как-то так на одну интуицию не полагаюсь. Обычно взвешиваю факты и пользуюсь интуицией. Это женское такое свойство — принимать решение по интуиции. Мужчины обычно на основании каких-то данных. Не часто, в общем.

Какую черту характера вы цените больше всего в людях? 

Тут нельзя так сказать. С людьми можно общаться, если у них отсутствует какая-то подлянка в душе. Тогда можно. А какие там лучше, какие хуже — это зависит от вкусов человека.

Что цените в других преподавателях?

Ну вот некая порядочность такая, готовность прийти на помощь, если что. Такими обладает, например, Глеб Борисович, всегда он придёт на помощь. Богданский по мере возможности. Ну вот с кем я давно знаком.

А у студента?

Я даже не знаю, трудно мне сказать. Понимаете, я ж не так близко общаюсь со студентами. Я могу-то сказать с кем мне веселее.

С каким известным человеком вам бы хотелось познакомиться лично?

Когда-то там мне хотелось познакомиться с великими учёными. С кем-то я и познакомился. Наверное, мне уже ни с кем не хочется знакомится. 

Пожелание студентам ИПСА.

Я не могу сказать: «Вот учитесь, ребята, хорошо. Всё будет классно»‎. Живите своей жизнью. Только понимайте, что для того, чтоб что-то из вас получилось, нужно думать. Мы стараемся научить людей думать. Для того, чтоб они в профессиональной жизни потом могли ориентироваться. Работайте головой. Не обязательно учить хорошо функциональный анализ.

Блиц-опрос

Лекция или практика?

Я, честно говоря, не очень люблю практику. Лекция.

Мат. анализ или теория вероятностей?

Теория вероятностей.

Чай или кофе?

Чай. Когда-то был кофеманом, свою цистерну кофе выпил.

Кошки или собаки?

Кошки.

Рок или рэп?

Рок.

Театр или кино?

Кино.

Зима или лето?

Лето.

Любимый фильм

Мне трудно сказать. Я считаю, что сейчас фильмы в основном в какой-то степени дебильные. Но из старых, из советских, скажем, «Дом, в котором я живу». Брижит Бардо люблю посматривать. А так я не могу назвать свой любимый фильм.