Интервью
May 6, 2018

Вячеслав Федотов про физику, спорт и многое другое

Дата и место рождения: 17 октября 1972 года, с. Гребёнки, Киевская обл., Васильковский район

Образование: НПУ им. Драгоманова (1991-1995), физико-математический факультет, учитель математики и физики

Начало работы в ИПСА: 2002 год

«В какую школу не приходил, сразу переводили на физику»

Расскажите про опыт работы.

Работал в школе пионервожатым с 8 по 10 класс возглавлял совет дружины в пионерской организации (солидная вещь) и потом лаборантом химии и физики с 1989 по 1990.

В 1992 начал работать в школе учителем физики, а с 2001 – преподавать в университете и – до настоящего времени.

+ Довузовская подготовка

+ Адаптационные курсы для студентов

Почему решили преподавать именно физику?

У меня специальность – математика/физика, первая всё-таки математика. Но в любую школу приходишь, соответственно, начинается всё с математики, заканчивается «нам не хватает физика», забирают всю математику, отдают кому-то другому, передают полностью всю физику. Так получилось, что в какую школу не приходил, сразу переводили на физику. Так и начал заниматься только физикой.

А как вы попали к нам в ИПСА?

В ИПСА я попал в 2002 году, Снарский читал лекции у 5-6 групп, я вел лабораторные работы и практику. То есть меня просто экспериментально кинули, это были первые мои студенты с вашего факультета.

Насколько сильно отличаются студенты от школьников?

Если брать психологически, то не особо, вот если брать 1-ый курс и абитуриентов, можно сказать, вообще ничем не отличаются. А после 1-го курса сразу приучают к более взрослой жизни, к другому мышлению, "детскость" отходит, вас уже менее опекают родители (по сравнению со школой), а вот в школе – тепличные условия.

А вы бы рекомендовали своим детям работу преподователя?

Так у меня дочь работает преподавателем. Хотя еще не закончила 4-ый курс.

Ей нравится?

Да, она сейчас заканчивает физмат. Но с прошлого года работает преподавателем физики у школьников 9-10-ых классов на ФДП прикладной математики. Параллельно она преподает информатику 3-4-ым классам в школе, где сама училась.

«Если бы я не занимался физикой, то количество выполненной работы было бы меньше»

Какое у вас самое яркое воспоминание со студенческой жизни?

(Смеется) Ну, наверное… празднование дня рождения. Оно сплачивает, скажем так. Еще какие-то праздники, походы – вот это больше всего запомнилось. Только можно я не буду вдаваться в подробности? (смеется)

Насколько часто вы используете формулы из физики в повседневной жизни?

Иногда приходится. Но не совсем формулы, а, скажем так, логическое мышление, всё это на практике применяется. Вот те формулы, которые мы вам преподаем здесь, они идут более общие, в практической жизни можно приблизительно прикинуть. Например, если делаешь проводку, то можно подрасчитать сопротивление и т.д. Если бы я не занимался физикой, то количество выполненной работы было бы меньше.

На контрольных и самостоятельных вы часто замечаете, как студенты списывают. А сами вы были заядлым списывальщиком или прилежным учеником?

На 80-90% писал всё сам. А 10% относится к гуманитарным предметам, в основном – философия. Её я не любил, потому что, когда начинаешь всё своими словами рассказывать, учитель просит терминологию и т.д., а мне это не нравится.

А помните ли какой-то очень смешной случай списывания на экзамене?

Был, но сказать не могу. Там вся аудитория просто лежала на полу.

Все знают про ваше особенное чувство юмора. Были ли случаи, когда студентки реально обижались на ваши шутки?

Было, было. Но не часто, 10-25% обижаются. Я так понимаю, что не у всех есть чувство юмора, соответсвенно, если я вылавливал тех, кто воспринимает это чересчур болезненно, то с ними начинаю общаться по-другому.

Вы привязываетесь к студентам?

Да, очень.

«Жена мне нравится, тут без вопросов вообще. Среди студентов я ещё не видел тех, кто бы мог её заменить»

Вас пытались соблазнить студентки?

Ну, точно сказать не могу. Потому что я на это особо не обращаю внимание. У меня нормальная семья, хорошая жена. Тем более все, кто видят мою жену, обычно оценивают ее на 10–15 лет моложе, хотя она и старше меня всего на 10 месяцев. И она аналитик, она умнее, чем я. У нее совсем другое мышление… Она мне нравится, тут без вопросов вообще. Среди студентов я ещё не видел тех, кто бы мог её заменить. Соответственно, я на это никогда не обращаю внимание.

Перейдем к личным вопросам. Есть ли у вас какое-то хобби?

Мне нравится собирать старые учебники по физике и математике, перерешать задачи, искать более оптимальное решение. Я от этого просто фанатею.

Есть ли у вас любимая книга?

Если брать из специфических учебников, то еще в школе понравился трехтомник Перышкина «Физика» для школьников, датированная 60-ми годами. Я почитал, и мне очень понравилось. И насколько я понимаю, это и дало первый толчок к выбору профессии. В старшей школе Ландсберг и Гольдфарб, которые сейчас часто используется на первом курсе – это основные учебники. Из художественной литературы мне больше нравится Ницше, Булгаков… хотя, признаюсь честно, сейчас на литературу нет особо времени. Я понимаю, что это неправильно, но просто физически нет возможности.

А есть какой-то любимый фильм?

Мне нравится сериал «Спецназ». Также нравятся военные фильмы, выпущенные в 70-90-х + детские фильмы. Если обобщенно, то советские фильмы. Из сегодняшнего не могу особо что-то выделить, ну, единственные – фильм «На безымянной высоте», «Оборона Севастополя» т.е. военная тематика.

Делали ли вы что-то экстремальное?

В советское время мы строили дом, и часть работы приходилось делать самостоятельно. Мы не успевали выложить фронтон (выводится крыша, кладется шифер, и фронтон закрывает этот проём), но крыша уже была сделана, и начался сильный ветер. Уровень 3-го этажа, сами понимаете… Надо было залезть на крышу (уточняю, держаться не за что) и перебросить два каната, зафиксировать крышу, чтобы она не улетела. Мы поставили лестницу, я вылез туда и вместе с крышей ходуном ходил. В любой момент крыша могла сорваться, и я бы просто слетел с 3-го этажа.

«Форма дисциплинирует человека, меняет его полностью.»

Чем вы любили заниматься в детстве?

Как и все мальчишки - постоянно на улице. В 7-8 классе с друзьями соорудили спортзал в подвале дома. Понаходили все вспомогательные вещи, пошли на тракторную бригаду, повыбирали там то-то-то, т.е. мы полностью для себя сделали тренажерный зал. Ведь раньше, насколько вы понимаете, в советское время купить какой-то спортинвентарь было либо невозможно, либо очень дорого. И мы там проводили очень много времени, ведь наш район должен был быть самым сильным, вдаваться в подробности не буду. Ну, скажем так, всегда выясняли отношения между районами города, и, соответственно, все у нас занимались: лёгкой атлетикой, тренажеркой, борьбой и т.д.

Какая самая большая ценность в жизни?

Семья.

Зачем вы отправили сына в военное училище?

Это не училище, это – кадетский корпус. В целях перевоспитания, потому что фактически дома он находиться постоянно с мамой, и у меня нет времени с ним заниматься. А там мужской коллектив, мужское воспитание. У них в классе 30 кадетов, т.е. девочек вообще нет. Нет никаких особых склок. Воспитывают в них товарищество, ни в одной школе сейчас такого нет. Вот я работаю в других школах: то склоки, то мамины сынки, так вот там это всё пресекается. Плюс форма дисциплинирует человека, меняет его полностью, он изменился. Поэтому в дальнейшем я планирую, чтобы он поступал в Суворовское, а дальше пусть решает сам.

Вы «пропагандируете» лечение алкоголем, кто вам об этом рассказал?

Я не пропагандирую (смеется). Просто, будучи студентом, у нас не всегда была возможность достать лекарства. А когда выпиваешь стакан «украинской с перцем», укрываешься одеялом, то на утро температуры как не было. Ты фактически за ночь выздоравливаешь. Я вот это всегда имею ввиду. Не то, чтобы пить постоянно, проводить дезинфекцию организма, скажем так. Вот если человек замерзает, что делать? Обтирать. А чем обтирать? Спиртом.

«Тренажерный зал, ММА, тайский бокс мне запрещено, но тянет только на это.»

Любите ли вы путешествовать? Где больше всего понравилось?

Мне очень нравится путешествовать, меня не интересуют места отдыха вроде моря, меня больше привлекают музеи, выставки, особенно мне нравятся монастыри и церкви. Вот я, куда не приезжаю, сначала изучаю религиозные достопримечательности.

Есть ли у вас домашнее животное?

Есть. Причем не одно: 3 птички амадины, в клетке, очень красивые и звонкие, есть свинки 2, и есть вислоухий британец(0.5 года).

Как вы познакомились со своей женой?

Будучи студентами на 5-ом курсе, она подрабатывала, и я пошел на соответствующие дополнительные заработки, ну, и познакомились.

Это была любовь с первого взгляда?

Для меня – да! Я только вошел… увидел… И всё. Я пропал.

Есть ли у вас плохие привычки?

Есть – лень.

Как вы относитесь к спорту? Есть ли у вас любимый вид?

К спорту отношусь положительно. Мне можно заниматься только лёгкой атлетикой. Тренажерный зал, ММА, тайский бокс мне запрещено, но тянет только на это. Хоть в школе я и занимался лёгкой атлетикой, но сейчас это поднадоело, мне нравится более силовое.

Кто главный в доме – жена или вы?

У нас всё распределено 50/50. Но поскольку она большую часть времени дома, то фактически основное хозяйство ведет она.

Если бы ваша дочь получила права, вы бы дали ей свою машину?

Хмм… Свою скорее всего нет. Но на права она будет сдавать, соответственно, у неё в планах – самостоятельно купить машину (на литовских бляхах).

Непостоянная рубрика

Что любите вы:

1. Домашняя еда или высокая кухня?

Домашняя еда

2. Ньютон или Эйнштейн?

Эйнштейн

3. Книга или фильм?

Книга

4. Первая пара или лучше поспать?

Первая пара

5. Айфон или Андроид?

Андроид

6. Кофе или Чай?

Чай

7. Вечеринка или посидеть дома?

Посидеть дома

8. Съязвить и сказать с сарказмом или начистоту?

Тут в зависимости от ситуации… Лучше сказать на чистоту.

9. Слабоалкогольный напиток или высокоградусное спиртное?

Вообще никакое

10. Рок или рэп?

Ни то, ни то

11. Классический костюм или спортивный?

Классический

12. Машина или мотоцикл?

Машина

Есть ли у вас цель или мечта?

Цель и мечта есть, но пусть это пока будет секретом. Но фактически, моя главная цель чтобы малой стал офицером. Но не просто офицером, а хорошим, нормальным, здравомыслящим. Мы сейчас смотрим с ним все фильмы связанные со спецназом, и я ему объясняю: “Смотри, всё зависит от офицера. Нормальный офицер – все остались живые. Поэтому если ты таки надумаешь поступать, станешь офицером, то от тебя будет зависеть судьба других людей.”. Вот на этом я сейчас помешан, я хочу чтобы он действительно стал хорошим офицером.

by Полина Белозорович & Ира Гайдук.