Интервью
December 1, 2018

Ирина Голубова о стартапах и IT

by Бойко Ксения & Заречный Ярослав & Воловоденко Тарас

Голубова Ирина Андреевна

Дата и место рождения: 6 июля 1991 года, г. Киев

Образование: НТУУ «КПИ», ИПСА (кафедра САПР) (2008-2014)

Начало работы в ИПСА: 2014 год


Почему выбрали ИПСА и СП для поступления?

А я и не выбирала. Все произошло случайно. Я подавалась на ММСА в своё время, но по баллам не прошла. Вздохнула и расслабилась, поступив на ТЕФ. А потом баллы поплыли, и я оказалась на комп. науках СП. Было, конечно, сложно первое время, но потом втянулась.

Вы хотели именно на СА, а не на КН?

Да.

Как учились на СП? Получали ли стипендию?

Стипендия считалась по среднему баллу. Просто вовремя закрываешь. Сдаешь в полном объеме, учишься, и у тебя есть стипендия.

И поэтому у вас строгое отношение к дедлайнам?

Классное отношение с дедлайнами у нас появились после знакомства с Финогеновым (бывший ассистент на СП). Вы его уже не застали. А он систематизировал сроки сдачи, и это было удобно и ему и студентам. И ты все успевал делать вовремя. У тебя не было проблем в декабре, как это происходило, например, у Кирюши, когда все лабораторные сдавались в один день. Жалко мне было Кирюшу, и я решила, что дедлайны — это круто. Дедлайны морально готовят вас к реальной жизни, потому что в проектах всегда есть дедлайны, всегда.

Может, вы помните, какой у вас был средний балл во время учебы?

От 4.5 шла стипендия, и вот где-то 4.5 плюс-минус, не знаю. Зачем такие глупости спрашивать?

Почему решили работать на кафедре?

Знаете, это какой-то философский вопрос, это из разряда ‹‹у нас в стране все плохо››, но никто не делает что-либо, чтобы стало лучше. У нас всегда страдал кусок с вебом. Всегда. Нам не хватало практических занятий, поэтому курс был очень теоретическим, и я в какой-то момент подумала, что было бы классно сделать лучше. И внезапно проболталась Киселёву (доцент на СП). Ну и вот, в общем, я на кафедре *смеется*. То есть на самом деле это хобби, которое, я надеюсь, сделает вас чуть получше.

В вашем резюме указано, что умеете разбирать чужой код? Откуда такие навыки?

Боже, где вы нашли мое резюме?

2011 год, work.ua.

Представляете, сколько мне было в 2011 году? Я была младше даже, чем вы сейчас. Это вообще глупость, забудьте об этом резюме.

Звали ли вас студенты на свидания?

Звали, не ходила. *смеется*

Как вы смотрите на то, что преподавательский состав СП не меняется много лет?

В смысле не меняется? Меняется.

Лекторы такие как Артюхов, Капшук.

Ребята, у вас меняется преподавательский состав. У вас за последние 4 года появились 6 новых преподавателей минимум. Почему не меняется? Просто ту часть предметов ведут более опытные сотрудники, но вы учтите, что этот вопрос очень замечательный потому, что все говорят: ‹‹Вот у нас преподавательский состав не меняется!›› Вот хоть бы один студент после выпуска, когда он устраивается на нормальную работу, с нормальной зарплатой, должностью вернулся бы и сказал: ‹‹Надо поднимать универ››.

Но не все умеют и могут преподавать.

Да, но абсолютно никто. Вот вы вырастите и больше не вернетесь, я уверена. Потому что это муторно, это занимает много времени, это занимает много сил. И специалисты, которые молодые, довольно высокого уровня хотят работать не в универе, поэтому маємо те, шо маємо.

Участвовали ли в жизни СС? Если нет, то что знали про него?

Да, я участвовала в жизни Студсовета где-то весь свой наивный первый и второй курс. Где-то после 3 курса сапровцы, у вас сейчас политика поменялась, но к 3 курсу сапровцы становятся немножко ленивые, поэтому Студсовет - он как-то жил на КПИ, а САПР - он жил в своей атмосфере: лайтовой такой, воздушной. Как сейчас помню: однажды на 6 курсе утром раздается звонок:

— Ира, староста такой-то группы?

— Да, Ира, староста такой-то группы.

— Есть очень важная информация для твоих студентов, есть возможность записать?

Ну, я подорвалась, важная информация. Вскакиваю, ищу истерически листочек и ручку. Записываю, диктует:

— У нас вот такого-то числа будет, по-моему, турнир по настольному теннису, передай, пожалуйста, остальным.

И я такая вот 6 курс, смотрю на листочек, смотрю на ручку, говорю:

— Дааааааааааааа. Спасибо большое, обязательно передам.

Вот честное слово, всем, кто пришел в этот день на пару, всем сказала, все посмеялись. Ну то есть Студсовет — это оч классная тема для студентов бакалавриата, это реально возможность чем-то занять свое время, это классно. Но иногда бывают смешные, курьёзные ситуации.

Вы были старостой? Все 6 лет?

К несчастью, да. Староста — это то, что ты получаешь на первом курсе и не можешь отделаться в принципе.

Думали отказаться?

Зачем?Это же не напрягает. Староста — это человек, который иногда ходит с журналом и периодически пинает отстающих. Ну, в принципе, всё. Не вижу в этом никакой проблемы.

Ваша первая работа связанная с IT

Наверное, первая работа, связанная с IT — это я преподавала на компьютерных курсах. Это было на 3 курсе. После этого одной из базовых работ был стартапчик. И после этого я решила, что стартапы и курсы — это скучно. И ушла работать, как взрослая.

Почему стартапы — это скучно?

Смотря какие стартапы. Там был стартап связан с геймингом. Он был изначально провальный, это была моя жизненная глупость. Но она была в моей жизни, и я ей благодарна, что она была.

Была ли у вас IT подготовка до университета? Или вы впервые с этим столкнулись?

Подготовка у меня была, как в принципе у всех была информатика в школе. Это конечно всё было. Но самое веселое было, когда я, уже оформив документы на первый курс, отдав оригиналы шла от приёмной комиссии до метро и обзванивала всех своих одноклассников с фразой: ‹‹Хочешь посмеяться, я теперь на компьютерных науках?” Вот поэтому на первый курс я поступала с фактически нулевыми знаниями, поэтому это фактически бонус нашей кафедры, что с даже абсолютным нулем можно выучить всё, что хочешь.

На ММСА тяжелее с нулём прийти?

Я не знаю, как прийти на ММСА с нулем. Я вообще не считаю, что у нас с точки зрения КН на ММСА лучше подготовка или хуже. Просто она разная. У нас разные подходы, разные мировоззрения к выпускаемым специалистам, вот. Это чисто философский вопрос.

Где работаете сейчас?

Работаю в веб-студии полного цикла. В общем всё.

Не хотели бы поменять место работы?

На самом деле, и да, и нет. Как бы совмещать кафедру и более крупную фирму с хорошо поставленными процессами было бы оч сложно. Тогда явно бы на кафедру удалялось куда меньше времени, а универ это моё хобби, мне нравится, вы веселые.

Почему именно веб, как вы к этому пришли?

Как я пришла к вебу? Мне очень нравилось визуализировать то, что я делаю, это как раз и есть front-end. Когда я училась qt как такового в довольно-таки популярном смысле не было. Поэтому 90 процентов программ, которые мы писали, были консольные приложения, и в какой-то момент это сильно напрягло. Ещё одна причина — это низкий порог вхождения в веб.

Как смотрите на то, что студенты сдают паль?

Смотря чего паль. Если это заведомо специфический предмет, который явно не поможет ему в личной жизни, тогда все мы так делали. А если это основополагающий, от которого зависит его дальнейшее трудоустройство, его уровень зарплаты — это, знаете, себя не уважать. Мне, наверное, очень повезло, я вот когда первый год работала на кафедре, мне достался первый курс и куча предметов с ними. Это было оч специфически, там были очень разноплановые сложные предметы, и мне было сложно втянуться. Но из приятного — они просто не позволяли себе проявить неуважение к себе же, и принести код, в котором они не разбираются. И это оч крутое ощущение, когда даже человек не сам писал, но он понимает, что там происходит. Вот это вот понимание — это самое главное в вашем обучении. Вы всегда будете использовать open-source источники, чужие колеса к чужому велосипеду. И это жизнь, реальная жизнь. Но если вы не понимаете, что там происходит, то вы — не специалист.

Представьте, что вы снова стали студентом, скажем, на 1 год. Отличалось бы ваше отношение к учебе по сравнению с тем, что было в ваши студенческие годы?

Самый классный — это 3 курс. 3 курс — это самые интересные предметы, но это те предметы, которые не понятно пока зачем мы учим. То есть я бы, наверное, переучила свой 3 курс. Вот если бы я попала обратно в универ, то 3 курс был бы идеальный. И, наверное, поменяла бы свое отношения в плане дотошности выполнения работ. Потому что опять-таки, когда ты сдаешь работу для галочки, у меня что-то вышло, но что там вышло - вообще не понятно. Тогда это минус, минус вам.

Что Вы считаете самым привлекательным в мужчине?

Ум. Люблю умных мужчин.

Было много умных одногруппников?

Мы на ИПСА. У нас был очень сильный поток, очень сильный набор, поэтому у нас очень классная команда, у нас ребята делали проекты. У нас на тот момент очень классный преподаватель, она потом ушла - Ольга Гемба(бывший доцент СП), которая заставляла думать над интересными вещами. Мы разбирались в компиляторах, мы дотошно учили те же операционки. Поэтому да, у нас были умные люди, и мы делали умные вещи.

Некоторые преподаватели считают, что с каждым годом первокурсники приходят с меньшей базой или не такие сообразительные, как 5-6 лет назад? Вы обращали внимание на такое?

Во-первых, у меня нет стажа 5-6 лет назад(смеется). А во-вторых, на самом деле каждый набор абсолютно разный. И я вам хочу сказать, что каждый набор на разных кафедрах абсолютно разный. И это такая лотерея в плане, насколько сильные будут люди, насколько хорошо они будут коммуницировать между собой. На моей памяти были потоки, на которых были сильные люди. В них было 5-6 сильных ребят, остальные вот как-то крутятся. И они потом выпускаются, и вроде бы всё хорошо. А были потоки, где сильные люди организовывали возле себя какую-то движуху, проводили курсы, занимались самообучением, занимались обучением друзей, и перед такими людьми хочется снять шляпу, потому что это - специалисты, которые могут заявить о себе с ходу, с выпуска и претендовать на высокие должности, высокие зарплаты.

Сколько времени тратите утром на макияж?

Минут 10. Это же утро. Утро — это такое сложное время, когда лучше выспаться, чем накраситься.

Как вы относитесь к алкоголю?

Алкоголь — это плохо. Если вы читали Кодекс Чести КПИшника, вы должны понимать, что так жить нельзя.

Как вы относитесь к феминизму и вообще относитесь ли как-то к нему?

Он есть. Есть люди, которые увлекаются этим. Феминизм для них — это цель жизни. Но не для меня. Опять же таки, без этого движения у нас были бы такие же права, как и в других странах, например, мусульманских. Там, где тема феминизма, тема женщины в науке — это колоссальная проблема. У нас такой проблемы нет. Когда я ездила на конференцию, где собирались люди с разных стран, с разных континентов, с разным вероисповеданием, и, собственно, о науке, то тема женщины в науке была активно затронута. Очень приятно, что в Украине этой проблемы нет. Не знаю, как это напрямую связано с феминизмом, но как-то связано. Но бегать и кричать, что нас все ущемляют — это не моя жизненная позиция.

Непостоянная рубрика.

  1. Театр или кино? Театр.
  2. Кеш или карта? Карта
  3. Метро или наземный транспорт? Пробки видели? Метро конечно.
  4. Винда или мак? Убунту.