Интервью
October 24, 2019

Импровизатор, Абитуриентный, Бородатый, Легендарный Г.Б.

by Богдан Лысов
Фото: Лена Семиволос

Подколзин Глеб Борисович

Дата рождения: 05.04.1964

Образование: КНУ, механико-математический факультет

Начало работы в ИПСА: 1995.


Перед тем, как брать интервью у столь легендарного преподавателя ИПСА, я думал, что знаю этого человека достаточно хорошо для связи студент-преподаватель. Два года математического анализа, две пересдачи, общение по части работы с абитуриентами. Что уж говорить, Глеб Борисович даже в общежитиях помогал студентам с поселением на лето, если они были задействованы в приёмной комиссии, в том числе помог и вашему покорному слуге.


И вот я сел читать предыдущие интервью, чтобы не повторяться в вопросах или заметить изменения спустя годы в ответах. Не удивился от того, что с местной знаменитостью уже дважды проводили сессию «‎вопрос-ответ»: в 2006 и 2014 годах. Для полноты картины рекомендую прочитать их: Первое Второе

Расскажите о своей семье Жена, дочь. Дочь школьница еще. Жена экономист.

А чем занимается сейчас дочка? Ну, в школе учится. Без особого вдохновения, но учится как-то.

Вы занимаетесь с ней дома? Занятия с собственными детьми всегда сложная история, потому что у родителей отношения не как у учителя. С орг последствиями. Не просто, но как-то стараюсь.

Этот вопрос уже задавали дважды в предыдущих интервью, но как у вас обстоят дела со спортом на данный момент? На данный момент никак. То есть как-то так жизнь завернулась, пока что я совсем перестал что-либо делать. Плохо это, наверное, но не получается по разным причинам.

А когда последний раз катались на лыжах? Замечательная дата. Это была вторая неделя февраля 14-го года. Находясь на горе я узнал, что перекрыли железную дорогу на Киев. И я думал, как буду выбираться оттуда. Правда её потом открыли, и вернуться получилось.

И то есть с тех пор вы больше не катались? Да, и с тех пор не получалось.

Ходили слухи, что однажды недобросовестные студенты хотели наказать Подколзина за плохие оценки. Подкараулили его, но не учли тот факт, что преподаватель боксер в прошлом. Шпана убегала в ужасе. Я счёл своим долгом закрыть эту тему раз и навсегда.

Есть одна история и никто не знает правдива она или нет. Вы говорили, что ходили на бокс. Когда-то давно пошли слухи, что студенты хотели вас наказать за плохую оценку... Я на бокс ходил в восьмом классе несколько месяцев. Это я, конечно, крутой боксёр. История не правдива.

Когда у вас есть свободное время чисто для себя? И есть ли оно вообще? Очень мало. На самом деле, очень мало. Самые разные причины, так сказать. Работа, семья, родственники забирают практически всё время.

Чем занимаетесь на выходных? С семьёй едем на дачу, и там какая-то такая суета. Вот там пытаюсь отвлечься, может, пройти куда-то прогуляться и так далее.

А где ваша дача? Недалеко от Фастова.

Умеете готовить? Не. Я и кулинария – это несовместимые понятия. Та я и не гурман вообще-то.

Как часто бываете на даче? Занимаетесь ли огородом? Боже упаси. У меня идиосинкразия [Прим. — резкая непереносимость раздражителей, которые у большинства других людей подобных явлений не вызывают] к сельскому хозяйству. Я сразу об этом сказал. Текущие всякие моменты: когда что-то отремонтировать надо, когда что-то прибрать. Такая суета.

То есть больше развлечений там нет? Нет, я то наоборот убегаю от всех этих городских развлечений, чтобы передохнуть. Я принципиально сказал, что там не будет никакого телевизора. Правда, вездесущий 3G-интернет и туда добрался, зараза...

На этом моменте я вспомнил сообщение на почте группы от Глеба Борисовича. Уже тогда мы поняли, что связались с очень добрым человеком.

Вы полтора года назад прислали письмо на почту всем группам по поводу собаки, которая к вам прибилась на даче. Расскажите эту историю и что всё-таки случилось с собакой? После зимы мы приехали на дачу и обнаружили там двух собак, которые особо никому не нужны были. Одна из них совсем была запугана, забита, стелилась по полу. Ну, жалко стало их. Пригрели, всё лето за ними как-то присматривали, ухаживали.
У меня дома кошка, поэтому я взять собаку не решился. Стал думать, стал опрашивать всех, кого только можно, в том числе и студентов. И вот нашёлся Боря Джалагания… Вернее, его родители. Боря тут сбоку-припёку. Согласились приютить одну собаку, которую как раз таки больше всего не любили соседи… Именно одну из них не любили. Её всё-таки пристроили, отвезли в Черкасскую область. И я так понимаю, что она сейчас счастливо живёт в полном шоколаде. А вторую соседи пригрели и с ней тоже всё хорошо.

Борис раньше учился в КА-72, а теперь в КА-74. Перевёлся из-за неуспеваемости, в том числе и по предмету Глеба Борисовича. Так что скидок или поблажек преподаватель не делал никому.

Вы больше любите котов, чем собак? Нет. Кот у меня тоже появился случайно. Я вообще не имел дома домашних животных. У подруги дочери была кошка и у кого-то в семье была аллергия, надо было кошку срочно девать. То есть начала кричать: «Давай кошку, давай кошку». Жена не устояла, взяли кошку. Так она и появилась. Но я привязался, конечно, к ней. Сказать, кого больше люблю — трудно сказать.

Продолжаете ли вы открывать для себя что-то новое в математике или считаете, что уже достигли какой-то планки, за которую не можете переступить? Пытаемся всё время разбирать, получать. Больше-меньше активности. У нас такая группа, три соавтора: я, Чаповский и Калюжный – мы вместе работаем, пытаемся чего-то там получить. Когда лучше получается, когда хуже. Стараемся не завязнуть в бытовухе.

И чем вы занимаетесь? Затейливые разделы функционального анализа. Скажем так, обобщение понятия «группы». Вот в дискретке были слова «группы». Это когда… Это если совсем грубо: произведение двух элементов — это уже не элемент, а множество. Это уже приходится описывать на уровне функций, мер, с требованиями на непрерывность и так далее.

То есть вы открываете что-то абсолютно новое? Эта штука не нами придумана, но мы всевозможные свойства этих всех вещей и факты находим.

С кем вообще из преподавателей дружите и почему? Почему дружишь – это вообще трудно и даже невозможно сказать. Эмоционально так складывается. У нас вообще математический дружный коллектив, поэтому все, можно сказать, друг с другом. Но чаще общаюсь: Чаповский, Калюжный, Мальцев, Богданский. Вот такой вот круг.

Не считаете разрыв в возрасте препятствием? Между вами Мальцевым и Богданским. Ну и что? Разрыв, ну дальше что? Дело же не в возрасте, а в общих взглядах, схожих эмоциях и так далее.

Не думали пойти в какую-то другую сферу? Вы говорили в интервью раньше, что хотели пойти в институт математики. Есть чисто академический институт. Когда я заканчивал аспирантуру, естественно, я думал дальше двигаться по научной стезе. Но тогда там не оказалось мест, мне предложили поработать в КПИ. Я думал, что это временно, но нет ничего более постоянного, чем временное. Прирос, выяснилось, что как-то получается. Естественно… Сейчас я и не думаю что-то менять, честно говоря.

А в программирование не хотели уйти? Программирование не вызывало никогда какого-то такого большого интереса. То есть у меня друзья-программисты есть, и вот с ними общаюсь… Всё равно не вызывало. Хотя вроде бы и понятно, что там происходит, но интереса большого не возникло.

Математика математикой, но вы в глазах студентов выглядите эрудированным человеком, который много знает. Интересно, откуда вы все эти знания черпали? То есть все умные словечки, скажем, фразы. Тут есть элемент выпендрёжа. Иногда оборачиваешь умное слово специально, чтобы подзадорить аудиторию. Какие-то факты, чтобы расширить ваши представления о мире и о чем-то таком. В принципе, читаю. Откуда можно взять всю информацию? Читать. Книжки лучше источник, чем интернет, хотя из интернета тоже что-то подчеркиваешь. Опять же, интернет – это же забор. У дяди Васи что на сарае написано? А там дрова. Вот тоже самое в интернете: много чего написано, но надо фильтровать и выбирать.

Что вы читали? С какого возраста вы начали читать сами книги? Это было что-то познавательное или зарубежная литература? Я помню всех поразил в 9 классе, когда прочитал всю «Войну и мир». Все окружающие были удивлены. Вот тогда проснулось чтение. Дальше читал… В молодости-юности больше, конечно, художественное. Дальше стало интересно исторические не журнальные статьи, а вот именно монографии исторические, исследования и так далее.

Сейчас продолжаете что-то читать? Ну, естественно.

Назовите самого способного студента на вашей памяти за все время преподавания. Был ли такой человек? Это невозможно никогда. Тут же есть всякие факторы: человек оказался не столь способным в математике, а оказался в том же программировании. Вот его судьба мне уже неизвестна. Так что мне трудно сказать кого-то такого самого способного.
Единственное, что можно выделить — сколько автоматов поставил в своей жизни. Двух вспоминаю, может, третий кто-то был. Это были еще девяносто шестой или седьмой год поступления группы на прикладной математике. Тогда там ещё учили не хуже наших. На последнем, на четвертом экзамене по анализу, он пришел ко мне с переписанным для себя конспектом, задавал на консультации вопросы в самых тонких местах и по окончании консультации я ему сказал, что видеть его не хочу на экзамене. К его ужасу на глазах, потом выяснилось почему.
И потом… 2005 год поступления. Девочка была. В конце стало ясно, что приставать к ней смысла нет никакого.
Был у меня и печальный случай. Это 2000 год поступления. Парень был очень способный. На линейке в первом семестре, когда еще вектора были, он уже полез рассказывать… Видно было, что он это самотужки додумался, сам обобщал эту всю трёхмерную конструкцию и все общие вещи. То есть был очень способный парень. Потом он простудился, у него был менингит, пришёл и как-то явно сдал. Я думал, что он в математику пойдёт, потому что это явно его интересовало, но как дальше судьба сложилась я не знаю.

Вы иногда можете опаздывать на пары. Если на экзамен опаздываете, то вообще студенты место себе не находят. С чем обычно это связано? Наверное, не рассчитываю время. Знаете, нет такой организованности роботы. Только так это можно объяснить. Единственное, чем я могу, так сказать, оправдаться, как вы видите, я ни к кому не пристаю за то, что кто-то опаздывает. Потому что понимаю откуда ноги растут.

Приёмная комиссия этого года была успешной, ведь мы набрали рекордное количество студентов на первый курс — 11 групп. Но успех в работе с абитуриентами пришёл не сразу. Глеб Борисович был первым человеком, который начал проводить в этой сфере реформы — ходить по школам, менять и оптимизировать рекламу.

Как вы стали главным человеком по работе с абитуриентами? Приёмная кампания 2015-го, особенно 2016-го года показала полный провал. То есть конкурс уже был, а на некоторые компьютерные специальности его не было. В общем, совсем было плохо. И стало понятно, что что-то надо делать. А тогда ещё была странная история: набирали на специальность в КПИ, а потом уже внутри КПИ был внутренний конкурс и надо было нашим КПИшным абитуриентам, уже студентам, показывать, почему именно к нам, а не к кому-то другому.
Реклама на это совершенно не была рассчитана и надо было импровизировать на ходу. Посмотрев на рекламу на сайтах, я, конечно, ужаснулся, потому что написано страшно... Один профессор хвастался перед другим профессором какие он знает очень умные слова. На некоторых факультетах до сих пор так. Я стал по этому поводу бухтеть, что надо что-то делать, надо переписывать, надо организовывать рекламу. Пришлось самому взяться.

Вы довольны тем, что тогда стали инициатором? Ну, что значит доволен? Я вижу, что результат появился. В конце концов, мы опять стали пользоваться спросом, много желающих идти к нам и хорошо. Умудрился перевести рекламу на более понятный язык, не идеально, конечно, я же не пиарщик, не рекламщик.
Я понял, что вариться в преподавательском кругу совершенно бессмысленно, нужно обращаться к молодежи. В начале, к вам. Теперь я апеллирую изо всех сил, потому что понимаю, что у вас самый доступный диалог со школьниками. То есть различие не непреодолимо, скажем так. Они понимают, что вы говорите, вы понимаете, что они хотят. Вот это такой диалог живой. Потому что мы уже оторвались.

Не собираетесь бросать это дело? Как-то втянулся. Вначале забирало много времени и сил, когда нужно было все реализовать, переделать. Сайты переписать, построить конструкцию. Сейчас все более-менее работает, зачем бросать.

Как относитесь к деятельности СтудСовета? В общем, хорошо. Либо я помягчел, либо перестал видеть, либо пропало, не знаю: в старые времена СтудСовет был пристанищем для бездельников, которые прикрывались своей деятельностью. Сейчас отношусь очень даже положительно. А я успел походить к вам на пересдачи… Не, пересдачи — это такое дело. Были ситуации и хуже.

На ваши Дни Рождения студенты обычно приносят много подарков. Какой запомнился больше всего? Знаете, меня во всём этом деле трогают не подарки, а внимание. Я человек, как вы видите, не такой уж открытый. Это внимание для меня самое ценное. Подарки получать, конечно, приятно, но я не фетишист, всегда интересно, когда подарки акцентированные. То футболку подарят такую-сякую, то тортики персонализированные.

Кстати, Глеб Борисович не забывает поздравлять и студентов с праздниками

В каком возрасте начали отращивать бороду? Отращивать начал летом после 1-го или 2-го курса. Но тогда были обязательные военные кафедры — приходилось сбривать. После 4-го курса она закончилась и с тех пор бороду не сбриваю.

У вас есть звание младшего офицера? Да. Меня даже сколько-то лет тому назад вызвали в военкомат. Думаю: «‎С какого перепуга? Вдруг, повысили в звании… Там, старший лейтенант, какого-то очень глубокого, слава Богу, запаса».

Вас никогда не ругали за бороду на работе? На работе, конечно, нет. На 5-ом курсе у нас была пионерская практика. В университете Шевченка была педагогика, и мы с практикой поехали в школу. Все мне говорили: «Сейчас тебе директор школы что-то там расскажет». Но почему-то он так ничего и не рассказал (смеётся).

Хватает ли зарплаты преподавателя, чтобы ни в чем себе не отказывать? Я не знаю, какая это должна быть зарплата, чтобы вообще себе ни в чем не отказывать. Всегда интересы двигаются вперёд. У меня дружок в Канаде живет и работает программистом. Зарплата, как вы понимаете, несколько отличается от преподавательской нашей. Он с женой прикидывал, сколько нужно накопить денег, чтобы на дивиденды жить. И поняли, что нисколько — как только ты накапливаешь деньги, сразу интересы расширяются и начинается гонка вооружений.
Сейчас себе отказываешь в чем-то. Так что не знаю, какие нужны доходы.

Так, чисто зарплаты хватает на жизнь? Да, хватает. Конечно, что-то себе не позволяешь. Но я человек по этому поводу не рвущий волосы — не получается и не получается.

У вас есть машина? В семье есть, а у меня даже прав нет. Никогда и не хотел. Понимал, что когда-то надо будет. Всякие острые случаи могут произойти, но так и не получил.

Вас возит жена? Иногда.

Где были за границей? По нарастанию: Польша, Венгрия, Франция, Америка.

Я видел на сайте, что у вас есть защита работы в Калифорнии. Это правда? Защищал? Нет, просто на конференции был. Ничего не защищал.

Хорошо знаете английский язык? Уже нет. Я никогда и не знал его хорошо. Как-то удобоваримо знал.

Чтобы понять о чем такая конференция, нужно же знать язык. Знания — это такая вещь… У меня много друзей, которые уехали в Америку, Канаду. И так, чтобы прям хорошо по-настоящему знали язык, могу выделить пару человек. Они и художественную литературу могли читать, разговаривать об этом с носителями. А на бытовом уровне у меня восприятие есть, не более того. Термины знал заумные.

Когда вы пишите комментарии в расчётках, контрольных — есть ли какие-то сборники шуток или всё идет из головы? Боже упаси, чистая импровизация. Я вам больше скажу, большинство своих шуток не помню даже. Друзья говорят: «Вот, помнишь такое?».

Блиц-опрос

Матан или линейка? Матан.

Пересдача или комиссия? (возмущается) Пересдача.

Первые курсы или старшие? Старшие.

Отложить на потом или сделать срочно? Судя по характеру, переложить.

Первая пара или поспать? Поспать, конечно (смеётся).

Домашняя кухня или кафе? Домашняя кухня. Кафе никогда не впечатляли особо кулинарией. Буквально, считанные разы. Я когда-то в Болгарию поехал и мне рассказывали, что там очень хорошая кухня. Ничего особенного, честно говоря. Я не гурман.
Какое любимое блюдо? Опять же, я не гурман, поэтому любимого блюда нет.

Шутки про армию или про дворников? Я даже не могу вспомнить от себя шутки про дворников. Но только то, что это хорошее приложение силы, но это же не про дворников.
Шутки про армию… Я, конечно, не люблю такие шутки. Только чтобы держать в тонусе. Когда я увлекался этими шутками, это было унылое времяпрепровождение без особых опасностей. А когда наступили новые времена, я ушел от этих шуток, потому что они с опасным душком. Так что я не знаю, что из этого назвать.
Давайте, учитывая нынешние времена, про дворников. Не так страшно (смеётся).

Длинная борода или короткая? Всё-таки короткая. С длинной тяжело.

Карпаты или Кавказские горы? Кавказские горы, которые увы пока… Надеюсь, пока.
Хотите туда ещё раз? Надеюсь.

Стикеры в телеграмме или сообщения? Сообщения. Стикеры — шуточка, эмоция, но они не такие информативные.

Да, Глеб Борисович действительно пользуется стикерами! И делает это так же искусно, как и ставит автограф на расчётках и контрольных.

Теперь вы знаете любимого многими преподавателя лучше. Главное — не сближаться по средству пересдачи и комиссии!