Интервью
October 29, 2018

IP–шпион ИПСА, который выводит эмпирические законы на своих парах. Спекторский Игорь Яковлевич.

by Фалилеева Дарья & Якубец Андрей

Дата рождения: 17 апреля 1964 г. Киев

Образование: КПИ ФПМ кафедра ММСА (1993 год), квалификация «Инженер-математик»

Ученые звания: Доцент

Ученые степени: кандидат физико-математических наук

Начало работы в ИПСА: 2000 год


«Я не собирался становиться преподавателем. Хотел просто заниматься наукой.»

Какие предметы вы читаете?

  • Лекции и практику по дискретной математике и мат. логике и теории алгоритмов, лабораторные по численным методам оптимизации и теории управления, дискретную математику на втором высшем.

Читали раньше другие курсы?

  • Теорию автоматов и формальных языков, но ее убрали и включили в курс мат. логики.

Где вы учились?

  • Обычная средняя школа, не математическая. Потом техникум, специальность радиоаппаратостроение. После армии поступил в институт, сначала на вечернее отделение, потом стационар. Тогда еще не было ММСА, поэтому поступал на прикладную математику. В конце второго курса, нам объявили, что создается новая кафедра с углубленным изучением математики, и желающие могут перейти туда.

Как вы пришли к тому, что стали преподавателем?

  • Я не собирался становиться преподавателем. Хотел просто заниматься наукой. Но так получилось: когда еще был в аспирантуре, в учебном плане было написано, что мы должны вести какую-то педагогическую нагрузку. Потом преподаватель, которая вела дискретную математику посреди семестра уехала за границу, и пришлось курс подхватывать прямо посреди семестра.

Работаете где-то кроме ИПСА?

  • На фрилансе, бывает, удается подработку найти. Иногда предлагают интересные математические или программистские задачи. Иногда, и то, и другое.

Насколько мы знаем, вы ходили на курсы Java от EPAM для преподавателей. Какие ваши впечатления?

  • Да, это мне доставило очень много удовольствия, этот язык я и раньше знал, но курсы помогли подойти к Java с позиции технологии программирования — то что никто никогда не расскажет. Научили писать программы для людей, чтобы любой программист мог разобраться в твоем творении. Благодарен Оксане Леонидовне за то, что меня туда записали.

У вас же есть ваш личный сайт, туда еще приходят анонимные письма? Какие были самыми интересными?

  • В последнее время очень редко. В основном мне пишут напрямую. На самом деле, анонимность уже потеряла смысл. У каждого есть электронная почта, можно создать «левый» ящик, и будет тот же режим инкогнито.
  • Когда-то давно был весьма забавный случай. Я сильно прищемил одну группу, и они решили написать письмо с угрозами. Несмотря на анонимность, авторов письма мне удалось вычислить по IP-адресу и времени отправки. Потом я вспомнил, что примерно во время отправки письма (это был перерыв) 2 студента быстро выбежали из аудитории с заговорщическим видом. Внешне я никак не отреагировал на это письмо, просто было забавно потом за ними наблюдать.
  • Кстати, один из этих двоих не сдал ближайшую сессию, но без всякой связи (вылетел не из-за дискретки).

Во второй части расчетной работе по дискретке, есть задание посвященное Артему Садурскому.

  • Да, но посвящение не лично Артему Садурскому, а всей группе КА-51. Но так как Артем был старостой, я нашел его фотографию в интернете и решил поместить в текст посвящения.
  • В том году в конце второго семестра случилась накладка —по непосредственной вине старосты и с молчаливого согласия группы. Мне обычно к концу семестра не хватает пар, поэтому я выискиваю «окна». Нашел одно такое «окно», вполне официально зарезервировал, ребят предупредил. Но группа в лице старосты после этого благополучно договорилась написать во время этого окна контрольную работу по другому предмету (прекрасно зная и помня об уже назначенной дополнительной лекции по дискретке).
  • На самом деле, это задание я уже давно собирался включить, но никак не доходили руки. Ну а так, появился повод *смеётся*.

Все мы знаем, что во время защиты расчёток вы не покидаете универ до последнего студента. Как относится к этому ваша семья?

  • Но ведь не вся группа сидит допоздна, и не каждый день. Я же не изверг. В среднем в день защиты РГР 90% группы уходит до 7 вечера. Охрана просит покинуть корпус уже к 22:00. К тому же, я вывел для себя эмпирический закон 5 человек: на защиту последних 5 человек уходит столько же времени, сколько в среднем уходит на всю остальную группу.
  • Могу задержаться допоздна не только из-за защиты РГР, последняя пара на 2-м высшем заканчивается в 21:30. Это бывает не так часто: 1-3 дня в неделю, 5 недель в семестре.
  • Раньше, когда ребенок был маленьким, бывало так, что я уходил на работу — он еще спит, приходил — он уже спит.

Почему вы решили написать книгу по дискретке? Из-за нехватки качественного материала? Какие возникали трудности при написании?

  • Дискретка, в отличии от мат. анализа, в разных университетах, факультетах, кафедрах читается по-разному. В мат. анализе и линейной алгебре основную часть курса составляют фундаментальные темы, которые обязательно рассказывают; могут опускаться какие-то подразделы, но в целом канва везде одинаковая. В дискретке такого нет, наполнение курса очень отличается по разным ВУЗам и на разных факультетах и кафедрах в пределах ВУЗа, поэтому разные учебники по дискретке включают разные разделы. Вот и возникла потребность в учебнике, который бы включал все необходимое для этого курса в ИПСА.
  • Все думают, что, если преподаватель читает курс, то ему ничего не стоит записать это на бумагу. Но, на самом деле, записать в книгу намного сложнее, чем рассказать это же на лекции.

Есть ли преподаватели, с которыми вы общаетесь вне университета?

  • Сейчас активно работаем со Статкевичем Виталием Михайловичем, даже несколько книг вместе написали, еще одну готовим к публикации.

Студенты не раз встречали вас в столовой 35 корпуса? Правда, что там готовят как дома? Где вы еще обычно перекусываете?

  • Привлекает то, что это рядом, и там вкусные и разнообразные блюда. Еще нравится столовая 7 корпуса, так же вкусно и недорого. Но большие очереди отпугивают.
  • Раньше еще покупал пирожки у тети Маши в 14 корпусе. Вы, к сожалению, её уже не застали. Сейчас там «стекляшка» — тоже вкусно, но дорого.

Кем вы мечтали стать в детстве?

  • Так я уже и не вспомню, конкретной профессии в мечтах не было… В старших классах я уже понимал, что хочу заниматься математикой. Так как принципиальн�� не хотел оставаться в 9-ом классе, решил пойти в техникум. Я не знал, что в средних технических учебных заведениях есть специальность «Прикладная математика», поэтому выбрал то, что близко к математике. Это была специальность «Радиоаппаратостроение», к тому же старший брат этим увлекался.

Т.е. вам брат привил любовь к математике?

  • Ну... нет. Любовь к математике появилась меня сама по себе. Но, благодаря брату, я выбрал техникум со специальностью «Радиоаппаратостроение», что было относительно близко к математике. Но тогда я уже знал, что буду поступать в институт.

Как проводили студенческие будни? Чем занимались во внеучебное время?

  • Ну, это было давно, 30 лет назад, что я могу сказать. Ходил на государственные курсы по английскому: говорить не научили, но словарный запас подтянули, что выручает даже сейчас. Шахматами еще увлекался, но на кружок в студенческие годы уже не ходил.

«Я студентам это рассказываю, неужели не смогу это же детям рассказать?» — но на самом деле нет.

Вы только английский изучали или ещё какие-то?

  • На кафедре ММСА когда-то была идея, что студенты должны знать 2 языка; кроме английского, который был у всех, ввели еще французский. Это был меньший объем, всего 2 года. Сейчас я ничего не помню, потому что не было никакой практики. А еще в студенческие годы прочитал книжку по латыни, мне это помогло понять грамматику английского.

Какие вам нравятся книги?

  • В детстве много читал из Станислава Лема, Роберта Шекли, братьев Стругацких, Конана Дойля. Очень понравилась книга «Золотой Теленок» Ильфа и Петрова, её я перечитывал несколько раз. Еще Булгаков нравится, не только «Мастер и Маргарита», у него много повестей, романов и рассказов.

Где вы любите проводить отпуск? Бывали ли за границей?

  • Предыдущие 2 года я был в Приёмной комиссии, в этом году мы взялись за ремонт, поэтому на море не попали. За границей немного побывал. В Израиле был 3 раза, из них 2 раза с семьей, примерно по 10 дней. Был в короткой поездке по Польше и Чехии (всего 2 дня). Были с женой в туристической поездке в Венгрии, отдыхали несколько недель в Болгарии, заодно съездили на один день в Стамбул. Очень запомнилась Вена – мы там были чуть больше недели, что, конечно же, очень мало. Конечно, в молодости были международные конференции — Норвегия, Испания, Литва, Россия. Последние 4 года мы за границей не бываем, в основном предпочитаем Азовское море.

Сколько сейчас лет сыну? Он учится в обычной школе? Как он относится к математике?

  • 10.5 лет. Можно сказать, что в обычной. Способности у него есть. Но он относится к математике хуже, чем я к музыке. Не потому что он её не понимает, а потому, что ему не нравится.

А вы не настаиваете?

  • Ну, мне это неприятно. Понимаю, что ломать через колено нельзя, потом обязательно вылезет не тем боком. Поэтому, я стараюсь его как-то заинтересовать… Слежу чтобы необходимое по программе он знал, а дальше посмотрим.

Он отличник?

  • Нет, у него слабая мотивация. Проще говоря – не хочет учиться. Надеюсь, интерес к учебе немного позже появится. Я в школе тоже был далеко не отличником.
  • Кстати, убедился, что учить детей — совсем не тоже самое, что студентов. У них совсем другое восприятие. Далеко не каждый университетский преподаватель может быть школьным учителем.
  • Иногда кажется так: «Я студентам это рассказываю, неужели не смогу это же детям рассказать?» — но на самом деле нет.
  • У меня есть опыт, вел основы информатики в 10-11 классах УПК (учебно-производственный комбинат). Там дети были мотивированные, они реально хотели учить программирование. И даже там, я видел разницу между 11 классом и 1 курсом. Хотя, казалось бы, всего 1 год!

Вы сидите в соцсетях?

  • У меня нет аккаунтов ни в Фейсбуке, ни в Вконтакте. А в Телеграмме только недавно завёл.

Интересуетесь ли ИПСАшными мероприятиями? Были ли на каком-то?

  • Когда-то давно участвовал в шахматном турнире пару раз и посещал еще одно мероприятие — не мисс ИПСА ( на него я принципиально не хожу), вроде бы день ИПСА?

Что вам не нравится в Мисс ИПСА?

  • Сама идея непонятна — если проводить такого рода мероприятия, то параллельно надо и Мистер ИПСА.

Непостоянная рубрика.

  1. Паскаль или Джава? Паскаль.
  2. Книга или фильм? Книга.
  3. Отдых на пляже или в горах? На пляже.
  4. Щ или х? Ответ на этот вопрос вы знаете *смеётся*.
  5. Любимое блюдо: Жареная картошка.
  6. Последняя прочитанная книга: Недочитанную можно? Учебник по эндшпилю.
  7. Последний понравившийся фильм: «Чародеи» (по мотивам повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»); за последнее время по-настоящему понравившегося нет.
  8. Хотели ли уйти с ИПСА? Нет.
  9. Были ли на грани отчисления? Нет. Даже двоек не было.
  10. Спонтанность или планирование? Планирование.
  11. Узнать будущее или изменить прошлое? Считаю, что ни то, ни другое невозможно. Нужно менять настоящее и строить будущее.