December 21, 2022

Зачем заводить детей и становиться отцом?

Как бы вы ответили на этот вопрос? Я долго шёл к тому, чтобы ответить на него самому себе. Ниже постараюсь объяснить как человек, которого не трогают за душу истории про топот маленьких ножек, звонкий смех и прочие сантименты, решает что пришло время расширять семью.

Размышления длиной в 15 лет

Мне 33 года и с 18 лет я думал о том, зачем заводить детей. Многие мои знакомые, ставшие родителями гораздо раньше, отвечали на этот вопрос очень размыто - от "тикающих часиков" до "захотелось". Так же я пытался почерпнуть знания из книг, фильмов и от различных авторитетных блогеров. Все найденные доводы были абсолютно неубедительны и меня не устраивали. Основная проблема в том, что мне пытались "продать" идею что дети - это радость. Но ведь радость можно получать и от других вещей. Когда мне давали подержать чужую "радость", завёрнутую в тугую пелёнку, я не испытывал никаких позитивных эмоций. Когда я видел родителей в естественной среде обитания, у них тоже не было достаточного количества заразительной радости, которая смогла бы на меня подействовать. Должно быть это не моё, не все могут и хотят быть родителями, думал я.

Однако, как человек, любящий расставлять всё по полочкам, продумывающий несколько вариантов развития событий и старающийся вникнуть в суть, я не мог не разобраться в теме. Если мы посмотрим на природу, то поймём, что она логична. У всех животных и растений прописан инстинкт размножения. Все они будут размножаться, если для этого созданы комфортные условия. Какие должны быть условия для человека, чтобы он тоже занялся продолжением рода?

Кто-то скажет, что нужно много денег. Однако почему же тогда в бедных семьях, по статистике, детей больше, чем в богатых и продолжением рода они занимаются куда более охотно, в то время, как более образованные и состоятельные семьи выдают скромный результат? Судя по всему вопрос не в деньгах.

Тогда, может быть, нужна комфортная среда? Ровные дороги, просторные квартиры, доступная медицина, детские сады и школы? Скажите это странам африканского континента, где детей рожают без устали, не смотря на то, что часть из них с большой долей вероятности не переживёт своих родителей.

Если это не внешние факторы, то что с внутренними? Какие процессы блокируют во мне желание продолжать род?

  • Неизвестность. Я не особо этого боюсь. Потому что не вижу в этой неизвестности ничего неизвестного. Дети рождаются каждый день с момента, как на планете Земля зародилась жизнь. Мой случай точно не изменит статистику.
  • Ответственность. В меньшей степени. Я достаточно ответственнен чтобы тянуть такой груз.
  • Чувство стыда. Точно нет. Не смотря на то, что в эфире полно кричащей информации о том, что все мои знания, навыки и принципы устарели, опасны или неэффективны, я всё ещё в состоянии трезво мыслить и отделять мусорные идеи от золота.
  • Безопасность. Согласен, когда мир сошёл с ума и разные страны машут друг другу ядерными ракетами, есть некоторое напряжение. Однако голод, чума и война страшны только в начальной стадии. Дальше всё превращается в обыденную повседневность. Всю мою жизнь в мире было неспокойно.
  • Обстановка. Про свой дом я могу уверенно сказать - это моя психологическая крепость. Здесь уже много лет атмосфера полного доверия и взаимопонимания.
  • Здоровье. Явных отклонений тут тоже нет.

Каких-то объективных препятствий становиться родителем я не увидел. Однако у животных есть ещё один интересный момент - не все из них способны размножаться в неволе. Может быть я живу в невидимой клетке своего сознания? Все 15 лет я пытался это осмыслить и дать себе ответ.

Озарение

Как-то раз, занимаясь привычной рутиной, я вдруг понял - время становиться отцом пришло. И это были не "тикающие часики", не сумма на счету и не спонтанная идея, вдохновлённая очередным сопливым фильмом. Всё оказалось очень просто:

- Я стал взрослым!

Что это значит? Это значит, что всё это время я не ощущал себя тем самым человеком, который обладает достаточными, в моём понимании, качествами, чтобы считаться взрослым. То есть я наконец-то стал достаточно хорош, чтобы перейти с уровня собственного воспитания на воспитание кого-то другого. Я научился решать свои проблемы, принимать решения, переживать кризисы, обучать других людей и не бояться браться за что-то новое. То есть, как человек, любящий всё контролировать, я научился контролировать всё, что в моих силах и принимать то, на что не в силах повлиять. Это звучит настолько пафосно и самоуверенно, но, чёрт возьми, я действительно во всём этом стал хорош - весь прошлый год только и занимался тем, что сам себе это доказывал. Пока я не сказал себе этого, я не понимал как всё устроено. Теперь же сомнения развеялись - трансформировация завершилась.

На это мне потребовалось 15 лет. Большой срок. Но, если результат достигнут, то какая разница, каков был путь к нему?

Стать взрослым очень важно. Причём на это не влияет уровень дохода, образования, социальный статус и прочее-прочее. Взрослый - это про собственное отношение к себе.

И всё же, зачем?

Если кратко - это вызов. Вероятно, самый важный. В этом вызове я не ставлю себе цель. Почему-то многие хотят увековечить себя в памяти потомков, кому-то нужен стакан воды в старости, кто-то хочет исправить то, чего сам не смог сделать. В моём случае постановку цели я делегирую природе, а сам становлюсь лишь участником процесса.

Ребёнок - это просто человек, которого надо воспитать и отпустить, а отцовство - это опыт, который придёт в процессе. Примерно так я воспринимал и предыдущие этапы своей жизни - ты просто трансформируешься и переходишь на новый уровень. Осознанно и ответственно.

Зачем? Потому что я стал к этому готов. Всё просто.