July 26, 2019

Тема 7. «Проходки» на концерты, и почему организаторы это не любят.

 

Каждый организатор так или иначе сталкивается с так называемыми халявщиками, и чем больше проект, тем больше масштабы и количество желающих посетить концерт бесплатно. Эта тема уже не раз освещалась и поднималась многими, потому что всегда остается актуальной, поэтому и я сегодня расскажу, чем же «проходки» нравятся всем зрителям, и почему их ненавидит любой организатор.

 

В предыдущих темах я уже писал про составление сметы и затраты, которые несет организатор, но практически у каждого есть определенный круг людей, которые всегда будут просить билеты на концерт, причем даже если артист им не особо интересен. Как правило, это могут быть друзья, друзья друзей, партнеры, а иногда и вовсе дальние знакомые, с которыми вы не общаетесь. На некоторые наши концерты списки таких гостей достигали аж до 500 человек при средней цене билеты в 2000-2500 рублей. Солидные цифры, согласитесь? Аргументы всегда практически одинаковые в стиле «за деньги все равно бы не пошел», но ведь кто-то бы из зрителей обязательно пошел бы. Если речь идет о маленьком клубе вместимостью, например, 700 мест, а у вас около 50 человек хотят зайти бесплатно, как быть в таком случае? Ведь есть люди, которым не всегда можно отказать, например, близкие друзья. С одной стороны, неудобно, а с другой, организатор теряет потенциальные деньги, причем живые. Представьте ситуацию: ваш друг – владелец автосервиса, вы приезжаете к нему, чтобы он починил ваш автомобиль, ведь там дел на 2-3 часа. Он оказывает вам услугу, а вы ему за это не платите и уезжаете. Работники потрудились, человек наверняка платит аренду, возможно, израсходовал какие-то материалы, но оказал услугу «по-братски». Или ваш друг торгует одеждой, а вы пришли к нему в магазин, увидели куртку и просите ее просто так, потому что это ваш друг, а куртку все равно полгода уже никто не покупает. Ситуации так себе, мягко говоря, но с концертами история примерно та же. Вернемся к клубу на 700 мест: у вас концерт, продано, скажем, 500 билетов, но вы видите список гостей, допустим в 100 человек. В таком случае вы должны оставить на вход еще максимум 100 билетов, а вдруг придет больше желающих, вы уже не сможете их впустить. Если это сидячий зал, все обстоит куда интереснее, потому что вы должны посадить гостей на определенные места, они будут заняты, и потенциальный зритель уже не сможет купить билет именно на это место. Да и это не очень справедливо по отношению к людям, которые заплатили, скажем, 2000 рублей, заняли место в 10-ом ряду, а кто-то бесплатно пришел и сел на 5-ый.

 

Но это еще не самое страшное. Чаще всего таки люди привыкают ходить бесплатно, а на третий раз уже могут взять с собой еще одного друга, сестру, ее мужа, своего одноклассника и т.д. Потом эти же «гости» рассказывают своим знакомым, что ходили на концерт бесплатно, информация гуляет, и по итогу это обесценивает всю работу организатора и рынок в целом. Конечно, запуская 100 таких людей, вы не теряете сумму равную средней цене билета помноженную на сто, но такие люди приходят, занимают место в зале, в гардеробе, что, в принципе, делает их обычными зрителями, только пришедшими просто так.

 

Почему этого не избежать на 100%? В теории, конечно, можно, но, как я уже говорил, есть люди, которым нельзя или неудобно отказать. В таком случае нужно извлечь максимум пользы для себя и для концерта. Допустим, у вас есть партнеры по рекламе, которые постоянно делают вам скидки и дают хорошие условия на свои услуги, тогда это взаимовыгодно. Есть люди, которые могут как-то помочь вам с организацией, например, предоставить свой транспорт или какие-то необходимые вещи для проведения концерта. Ок, это тоже выгодно. Есть ваши друзья из автосервиса, магазина одежды, чьими услугами вы тоже иногда пользуетесь бесплатно, то есть, концерт монетизирует какие-то посторонние для вас блага. Тоже, в принципе, ок. Есть другие организаторы или концертные директора, которые просят вписать своих знакомых, но и вы иногда можете попросить их об этом. Такой вариант, кстати, я даже приветствую. Я сам много раз просил вписать меня и моих друзей на какой-нибудь концерт у знакомых организаторов, но при этом я делаю то же самое в ответ на их просьбы, ну или обязательно сделаю. Это как раз люди, которым практически невозможно отказать.

 

Но таких людей чаще всего не так много, как просто халявщиков, которые готовы пойти на любой концерт. Иногда наглость (или глупость) таких людей просто поражает. Мне вспоминаются концерты в Ялте, там было много смешных историй. Однажды перед концертом ко мне подошел мужчина с подарками (в буквальном смысле). В руках у него был пакет с какими-то шампунями и косметикой, которые он мне торжественно вручил. Я естественно ничего не понял, подумал, что это такое вот гостеприимство, человек просто подарил какие-то шампуни (что?). Дальше он начал рассказывать, что работает на яхте, катает людей, удовольствие недешевое, но он готов выделить для нас целый день. Когда я задал ему вопрос, в честь чего вообще такие бонусы, он прямо сказал, что хочет пойти на сегодняшний концерт (это был концерт Басты). Меня настолько умилил этот мужик, вроде дяденька доброжелательный, хочет на концерт, а денег видимо не очень много (в Крыму у местных жителей их вообще никогда особо не было), проявил смекалку, принес какие-то подарки (правда бесполезные). В общем, не просто халявщик, а халявщик с умом. Я согласился взамен на то, что он действительно прокатит нас на яхте, тем более мы как раз планировали снимать клип нашему, а такая локация была бы полезна. Но он естественно заявил, что хотел бы пойти не один, ну хорошо, наверняка какая-нибудь дочка тоже хочет на концерт. Когда я спросил его, с кем он будет, он без смущения ответил, что их около 15-20 человек. «Ничего себе бартер» - подумал я и естественно отказал в такой роскоши. Позже, кстати, выяснилось, что он никакой яхты у него нет, он просто работал на каком-то большом корабле, где нам в лучшем случае сделали бы скидку на катание рублей в 200. В той же Ялте ко мне просто подошла девушка и спросила: «а кто организатор? Мне нужен билетик на концерт». Я ничего не подозревая поинтересовался, в какую зону она хочет, танцпол или сидячие трибуны. «Без разницы» - ответила девушка. «Кассы прямо и направо» - сказал я. И как вы думаете, что было дальше? Она удивилась и сказала: «ну мне просто нужен билетик», то есть, бесплатно. Всегда было интересно, что в голове у этих людей? Подошла, попросила у организаторов билет на концерт, они просто так его дали, и ты спокойно пошла в зал? А так можно было? :-D Та же Ялта, другая ситуация: концертов много, практически через день кто-нибудь приезжает, на входе стоит бабушка, которая в буквальном смысле «стреляет» погашенный билет у тех, кто выходит с концерта раньше, потому что по нему можно попасть в зал. Вообще ей было плевать, что за концерт, кто поет, что поет, главное просто попасть туда. И так было почти на КАЖДОМ концерте. Очень забавно. Что уж говорить, мне всегда прилетают сообщения в директ от рандомных незнакомцев, которые просто просят вписать их на какой-нибудь концерт, и я не перестаю удивляться, на что эти люди рассчитывают.

 

Почему это плохо? Как я уже писал выше, люди быстро привыкают к халяве, более того, с радостью готовы похвастаться своим знакомым, что они сходили на концерт на халяву. Еще один момент, который лично меня раздражает больше всего, заключается в том, что все эти «гости» вспоминают о концерте в день его проведения, когда ты максимально загружен другими задачами. Раньше мой телефон в день концерта напоминал горячую линию или call-центр, потому что звонят все, нет понятия «вторая линия», потому что их может быть и три, и четыре. И в этот момент появляются все халявщики, которые начинают звонить, писать, спрашивать «а можно я пройду? А можно с другом? В куда подойти? А ты нас встретишь?». На самом деле, это дико отвлекает и бесит, да и в такой ситуации организатор чаще всего уже не может отказать, потому что человек «уже подъехал, вот он стоит на входе, а помнишь ты обещал мне тогда, что мне можно будет пройти». Откажешь – ты козел, обманул, не откажешь – теряй потенциальные деньги. Я всегда пытаюсь составлять список гостей заранее, хотя бы за день до концерта, но это практически никогда не работает, поэтому со временем пришлось просто выставлять ответственных, которые отвечали за вот таких «гостей». Но здесь еще один момент, начинают приходить какие-то непонятные люди, которые пытаются ввести ответственного в заблуждение, говоря «я от Ильи, я от Иван Иваныча, я от директора, я от артиста, я от начальника по безопасности, я от гардерощицы» и т.д. Это натуральный ад, друзья. Некоторые вообще проявляют дикую фантазию, чтобы попасть на концерт бесплатно. Вот в прошлом году на большом мероприятии (кажется, это был Ленинград, могу ошибаться) волонтеры срочно вызвали меня в холл помещения, потому что меня искали (внимание!) какие-то оперативники. Я вышел, стоят двое мужчин, показали мне корочки уголовного розыска Индустриального района г. Перми. Естественно я в небольшом недоумении спросил, что им нужно. Они начали рассказывать, что ищут какого-то преступника, который по их информации может быть сегодня на концерте. Голова моя в тот момент была забита кучей задач и такая вот ситуация, знаете, даже не казалась бредом. Недолго думая, я подозвал начальника службы безопасности спортивного комплекса и сказал, что эти вопросы лучше решать с ним, но вообще на концерте не очень хотелось бы производить какие-то задержания. Мужчины сказали, что они все сделают аккуратно, им надо только попасть в зал, а преступника они там могут и не найти. В общем, тогда нам с начальником службы безопасности стало все ясно, очевидно, ребята просто хотели попасть на концерт, используя свои корочки. Такого я еще не видел, конечно, но с*ка, очень смешно. Отдельная каста – это друзья артиста, про существование которых сам артист скорее всего не знает, либо вообще забыл, это тупо классика. Приходят взрослые солидные дяди и рассказывают, что «артист их пригласил, им нужно попасть в гримерку, вот смотрите нашу с ним фотку, мы вместе тусовались в городе N и вообще знакомы уже тысячу лет, я его детей крестил». Придумают, что угодно, лишь бы проникнуть в зал на халяву. А ведь ты не знаешь, правду они говорят или нет, приходится проверять, сверять со списками от артиста, объяснять, что этих людей там нет, звонить менеджеру, чтобы удостовериться, ждут ли они таких гостей. В общем, это еще один ад.

 

Есть и другие изобретательные люди. Еще одна история из личного опыта: на один большой концерт (вроде тот же Ленинград) я поставил своего хорошего друга на вип-вход, чтобы там не было никаких зайцев. Пришел взрослый дядька в костюме, билетов с собой у него не было, естественно без них никто его не собирался запускать. Тогда он начал буквально наезжать на моего друга и говорить, что сейчас позвонит (я заменю) Виталичу (это авторитетный человек в городе) и нажалуется ему. Видимо, он рассчитывал на то, что стоящий на входе человек испугается и пропустит его, но тот сказал: «звоните», и человек благополучненько ушел восвояси. Другому моему другу, стоящему на входе, какие только суммы (символические по сравнению с ценой билета) не предлагали за то, чтобы он запустил n-ное количество людей, но тот таких разворачивает моментально. Респект, кстати, моим ребятам за это, потому что вход – это отдельный вид ада. Так что изобретательность халявщиков из года в год растет, поэтому иногда обычные вопросы «а пустишь меня?» уже не так пугают.

 

Как все-таки бороться с этими проходками? На самом деле, вариантов очень много. Во-первых, это скидки на билеты «для своих», причем они могут быть 50, 70 процентов, главное, чтобы человек хоть что-то заплатил, потому что это все-таки деньги организатора. Одно дело, когда концерт проходит хорошо, то есть, в плюс, прибыль уже есть, площадка огромная, и вроде ничего не мешает тебе запустить туда еще несколько десятков человек, но разве кому-то хочется терять прибыль? Но ведь бывают случаи, когда концерт проходит в минус (иногда даже огромный), и вот тогда даже небольшие деньги за билет от друзей/знакомых хоть как-то помогают организатору. Это уже вопрос уважения к чужому труду и желания помочь. Во-вторых, банально отказывать, правда тогда ты становишься скрягой, жадиной и другими не самыми приятными эпитетами для людей, которых ты не пустил или которым не смог ответить. Один мой партнер недавно поступил иначе. На вопрос «пусть наш на концерт?» своим знакомым он ответил: «без проблем, но вы мне только гостиницу оплатите для артистов?». Ответ был очень забавный, в духе «а почему мы должны оплатить гостиницу?». В общем, это был лучший ответ самому себе на вопрос, а почему тебя должны пускать на концерт бесплатно. И это, кстати, неплохо сработало.

 

Подводя итог, скажу, что лично мне не жалко провести на концерт (свой или чужой) своих хороших друзей, но не всегда это представляется возможным или корректным по отношению к другим. Хочется, чтобы любой труд (а труд организатора тем более) уважали, тем более, если вам действительно очень хочется на концерт, то найти 1000-2000 на билет не так уж невозможно, правда? Любому человеку не хотелось бы работать, не получая зарплаты, а предпринимателю – не получая прибыль. Представьте, что билет на концерт – это маленькая часть большого паззла, который собирает организатор, а каждый бесплатный билет, который вы попросили, это потерянная деталь, мешающая всему процессу. А если уж просите, то постарайтесь быть хоть чем-то полезным, пусть это будет элементарная выложенная stories в Инстаграме, репост Вконтакте, хотя бы ради приличия.

 

Think about it, как говорится, и хороших всем выходных!